на главную страницу

26 Августа 2003 года

Армия и общество

Вторник

Служба по контракту: социальные проблемы

Чтобы в строй становились достойные



     
Визитная карточка

     
Виктор Сторонин родился 27 августа 1953 года в г. Электросталь Московской области. В 1971 году окончил Ярославское военное финансовое училище, а в 1981 году - военный финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте. С 1997 года - начальник Управления военно-экономического анализа и экспертиз Минобороны России. Генерал-лейтенант. Кандидат экономических наук.
     


Генерал-лейтенант Виктор Сторонин, начальник Управления военно-экономического анализа и экспертиз Минобороны России, считает правильным, что в рамках программы поэтапного перехода страны к контрактному принципу комплектования Вооруженных Сил предусмотрено предоставление военнослужащим, прослужившим три года и заключившим контракт на следующий срок, права бесплатного обучения в гражданских высших учебных заведениях.
     
Правительство России утвердило окончательный вариант Федеральной целевой программы комплектования Российской армии преимущественно военнослужащими-контрактниками. Ее главная цель - изменить статус солдата и сержанта и воспитать военных профессионалов, от уровня подготовки которых будет зависеть уровень военной безопасности государства.
     Главный вопрос, которым сегодня задаются многие: почему первоначально стоимость программы составляла 138,9 млрд. рублей, а Правительством Российской Федерации 10 июля принята сумма в 79,1 миллиарда?
     Дело в том, что правительство решило часть расходов отнести на другие программы. В этой связи часть расходов, которые определила Межведомственная рабочая группа как необходимые для перехода на контрактный способ комплектования, перешла в состав других программ, а стоимость программы перевода Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования, естественно, уменьшилась.
     Попытки комплектования должностей рядового и сержантского состава контрактниками предпринимались и в середине девяностых годов. В начальной стадии они были довольно успешными, но экономические трудности страны в тот период и связанные с ними задержки выплат денежного довольствия, социальная необустроенность военных городков не позволили удержать в строю набранное количество контрактников - около 300 тыс. человек.
     Политическое руководство страны и все общество хотят видеть Российскую армию боеготовой военной организацией, полностью укомплектованной личным составом и военной техникой, высокопрофессиональной, обладающей высоким морально-боевым духом. Чтобы армия и флот, другие войска соответствовали всем этим требованиям, возникла необходимость вернуться к комплектованию должностей рядового и сержантского состава на добровольной основе.
     Было решено при разработке программных документов по переходу на контрактную систему комплектования должностей рядового и сержантского состава максимально учесть результаты эксперимента в одном из соединений.
     Как показали результаты эксперимента, к основным условиям повышения мотивации добровольной службы на должностях рядового и сержантского состава относятся размер денежного довольствия, жилищные условия, уровень социальной защищенности и перспективы служебного и профессионального роста.
     В начале эксперимента размер денежного довольствия контрактника на первичной должности не превышал 3 тысяч рублей в месяц, и, конечно, в большинстве случаев для мужчин в возрасте от 25 до 30 лет такой заработок не мог служить мотивацией для заключения контракта. Люди шли на контракт неохотно.
     Тогда было принято решение о введении надбавки в размере 1,5 тысячи рублей, что в какой-то степени изменило ситуацию, и количество желающих проходить военную службу по контракту несколько возросло. Но введение указанной надбавки не обеспечило выполнения запланированных темпов комплектования. В связи с этим министр обороны принял решение об увеличении надбавки до 2,5 тыс. рублей.
     В процессе работы над проектом программы Межведомственная рабочая группа всесторонне изучила размеры оплаты труда непосредственно в тех регионах, где планируется перевод воинских частей на контрактную систему комплектования и пришла к выводу, что существующий размер денежного довольствия рядового контрактника должен быть увеличен не менее чем на 3.300 рублей.
     В воинских частях, переводимых на контрактный способ комплектования, дислоцированных в Чеченской Республике, надбавка за особые условия боевой подготовки предусматривается в размере 5.000 рублей в месяц. В перспективе планируется рассмотреть вопрос об установлении дифференцированного размера надбавки за особые условия боевой подготовки в зависимости от профессионального уровня контрактника, срока его службы и занимаемой должности. При введении дифференцированной надбавки военнослужащий, заключивший, предположим, четвертый контракт, сможет получать денежное довольствие в размере порядка 10 тыс. рублей в месяц.
     В своих выступлениях оппоненты программы выражают озабоченность тем, что предусмотренные в ней формы стимулирования военной службы по контракту приведут к разделению армии на элитную часть и второсортную. Сразу скажу: в устах людей, считающих себя либеральными экономистами, как-то странно звучит призыв к уравниловке в оплате разного по интенсивности воинского труда.
     А вообще-то они опоздали со своими опасениями. Дело в том, что существующая система денежного довольствия военнослужащих уже сегодня предусматривает дифференцированный подход к оплате воинского труда различных категорий военнослужащих.
     Вторым по важности фактором, обеспечивающим привлекательность добровольной службы на должностях рядового и сержантского состава, являются условия проживания контрактников. Недостаточное финансирование расходов на содержание Вооруженных Сил в течение ряда лет не могло не сказаться на состоянии казарменного фонда и социальной инфраструктуры военных городков. Естественно, что условия проживания в казармах, при которых в одном помещении размещаются до 100 человек, при достаточно жестких санитарных условиях, когда личные вещи хранятся в прикроватной тумбочке и общей кладовой, не могут устроить граждан, изъявивших желание проходить военную службу добровольно как минимум в течение трех лет.
     С этой проблемой мы столкнулись в первые же недели эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии. Треть кандидатов, прибывших в соединение для прохождения военной службы по контракту, познакомившись с условиями проживания, изменили свое решение. Учитывая опыт эксперимента в 76-й дивизии, программой предусмотрен обязательный подготовительный период, в течение которого в воинских частях, переводимых на контрактный способ комплектования, существующие казармы переоборудуются в солдатские общежития упрощенного типа, строятся новые солдатские общежития с жилыми ячейками, совершенствуется социальная инфраструктура.
     В солдатских общежитиях упрощенного типа личный состав размещается в отдельных комнатах на 3 - 4 человека при общем блоке санитарно-бытовых помещений. Солдатские общежития улучшенного типа состоят из жилых ячеек, каждая из которых включает в себя две комнаты на 3 - 4 человека и блок санитарно-бытовых помещений. Во всех солдатских общежитиях помимо жилых ячеек предусмотрены комнаты для командиров, канцелярия, помещения для хранения и чистки оружия, комнаты досуга, бытовая комната, помещения для занятия спортом и др.
     Серьезным представляется вопрос размещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава и имеющих семьи. Конечно, хотелось бы для данной категории военнослужащих построить семейные общежития, но состояние экономики государства пока не позволяет это сделать. Поэтому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, имеющим семьи, решено выплачивать компенсацию за наем жилья: в Москве и Санкт-Петербурге - 500 рублей, в других городах и районных центрах - 400, в прочих населенных пунктах - 300 рублей. При совместном проживании с военнослужащим трех и более членов семей размер компенсации повышается на 50 процентов.
     Программой предусмотрено, что гражданин, изъявивший желание проходить службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, в обязательном порядке проходит подготовку в учебном центре в течение шести месяцев. В этот период кандидат совершенствует знания и навыки по избранной военной специальности или получает новую военную специальность. Необходимо отметить, что приобретенные в период военной службы навыки по большинству военных специальностей с успехом могут быть использованы в гражданской сфере.
     В рамках реализации мероприятий программы предусмотрено предоставление военнослужащему, прослужившему три года и заключившему контракт на следующий срок, права бесплатного обучения в гражданских высших учебных заведениях. Военнослужащие, решившие осуществить свой карьерный рост в военной области, установленным порядком по их желанию могут быть направлены либо в учебные центры по подготовке младших командиров, либо в школы прапорщиков или военные институты.
     Выполнением мероприятий, предусмотренных в этом направлении, мы планируем достичь второй цели программы - заметного повышения боевой готовности соединений и воинских частей, переводимых на новый способ комплектования.
     В заключение хотелось бы сказать о том, что этап реализации программы во много раз сложнее этапа ее разработки, теоретического обоснования. Нам здесь просто не обойтись без поддержки общества.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100