на главную страницу

26 Августа 2003 года

Планета людей

Вторник

ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОЖАР ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО

Владимир КУЗАРЬ.



Сегодня в Пекине начинается серия неофициальных встреч представителей шести стран – России, Китая, Японии, США, КНДР и Южной Кореи, прибывших в столицу Поднебесной на переговоры по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Пхеньяна. Сами переговоры пройдут 27 – 29 августа и будут направлены, как объявлено, на поиски условий для прекращения ядерной программы КНДР и выработку новых механизмов поддержания мира и стабильности на Корейском полуострове взамен существовавшего в годы «холодной войны» паритета сил. До последнего момента между странами-участниками переговоров продолжались интенсивные консультации по выработке общих позиций. Особенно интенсивно шел диалог внутри «троек»: КНДР – Китай – Россия и США – Япония – Южная Корея, которые сложились на основе традиционных связей и отражают полувековую расстановку сил на Корейском полуострове.

     
Цена – гарантии безопасности

     
С большой долей уверенности можно ожидать, что на переговорах эти «тройки» будут оппонировать друг другу. Вместе с тем в самих «треугольниках» при наличии объединяющих начал существуют и определенные если не расхождения, то нюансы в подходах к обсуждаемой проблеме. Так, Пхеньян, объявивший о ведущихся разработках и даже создании ядерного оружия, по сути, поставил на кон будущее своей республики. Все понимают, что своими разговорами о ядерной бомбе северокорейские руководители просто будоражат планету, однако если даже сегодня у них ее нет, то никто не может гарантировать, что завтра она не появится. А такая перспектива не устраивает мировое сообщество. Тем не менее Пхеньян специально спровоцировал «ядерный кризис» и добился проведения переговоров, на которых намерен по хорошей цене «продать» свой отказ от создания ядерного оружия.
     Его цена, впрочем, известна. КНДР в обмен хотела бы получить «масштабную экономическую помощь». Некоторые наблюдатели считают, что речь идет о 1,5 – 2 миллиардах долларов. Причем она может быть оказана частично в виде целевых кредитов, а остальное - поставками продовольствия, энергоносителей, машин и оборудования. Однако главный торг ведется не в экономической области – здесь заинтересованным сторонам не составило бы большого труда найти консенсус. Проблема – в желании КНДР получить от США гарантии своей безопасности как в политическом, так и в военном плане. В качестве непременного условия для свертывания своих ядерных разработок Пхеньян требует от Вашингтона подписать договор о ненападении или хотя бы дать юридически «заслуживающие доверия» обещания неприкосновенности существующему в стране режиму.
     При этом северокорейцы действуют по известному выражению «утром – деньги, вечером – стулья…». Дело в том, что они подробно изучили опыт иракского конфликта и не намерены его повторять. Как известно, до развязывания войны против Багдада международные инспекции не только добились ликвидации иракских ракетных сил, но и собрали исчерпывающую информацию о военно-политическом потенциале Ирака. Заполучив ее, американцы ничем не рисковали, вторгаясь на территорию этого суверенного государства. Поэтому Пхеньян намерен сначала получить гарантии, а затем уже начать сворачивание ядерных разработок и допустить в страну международных инспекторов для контроля за этим процессом.
     Причем свидетелями обязательств США, по замыслу северокорейцев, должны стать четыре ведущие державы региона. В этом видится смысл того, почему Пхеньян, ранее намертво стоявший за исключительно прямой диалог с Вашингтоном, вдруг согласился на шестистороннюю встречу. Хотя и здесь у северокорейского руководства, по мнению наблюдателей, есть при желании не уронить себя в собственных глазах хороший ход: нынешняя формулировка переговоров оставляет Пхеньяну полную свободу назвать их двусторонними с участием четырех стран-партнеров. С другой стороны, северокорейское руководство понимает, что у КНДР нет шансов на равных тягаться, пусть даже в пассивном режиме соперничества, с мировой державой. А спровоцировав «ядерный кризис» и вынеся этот вопрос на многостороннее обсуждение, Пхеньян хоть на короткое время становится равноправным с Вашингтоном партнером в решении сложной международной проблемы.
     
У «старых товарищей» — единый подход

     
Что касается других членов этой «тройки», то у Москвы и Пекина «полная идентичность подходов и взглядов на северокорейскую ситуацию и пути ее решения», заявил один из высокопоставленных представителей российского МИД. В принципе в этом нет ничего удивительного. Обе страны не заинтересованы ни в разрушении испытывающей серьезные экономические трудности Северной Кореи, ни в усилении военного присутствия США на Корейском полуострове, ни в эскалации напряженности в этом регионе и уж тем более ни в силовом решении ядерной проблемы. Для Китая такое драматическое развитие означало бы также непосредственное вовлечение в военный конфликт. Ведь между Пекином и Пхеньяном действует договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1961 года, который, в частности, предусматривает оказание военной помощи в случае, если одна из стран подвергнется военной агрессии. У нашей страны также был такой договор. Нынче же действующий межгосударственный Договор между Россией и КНДР о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве не содержит пункт о взаимной военной помощи в случае, если одна из сторон подвергнется агрессии. Он заменен на готовность незамедлительно вступить в контакт друг с другом. Однако это вовсе не означает, что мы не ощутим на себе все негативные последствия военного конфликта. Скажем, существующая здесь роза ветров делает на 70 процентов вероятным, что в случае бомбардировок ядерных объектов КНДР радиоактивное облако накроет все наше Приморье. А беженцы? Они бы сотнями тысяч бросились к нашим границам. Кстати, на проходящем в эти дни учении российских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке отрабатывались, по сообщениям информационных агентств, и действия по приему большого числа беженцев.
     В этой связи Москва и Пекин однозначно выступают за мирное урегулирование «ядерного кризиса». При этом вовсе не означает, что «старые товарищи» безоговорочно поддерживают любые поступки Пхеньяна. На переговорах они со всей определенностью будут выступать за свертывание ядерной программы КНДР и придание безъядерного статуса всему Корейскому полуострову. Естественно, при предоставлении Пхеньяну гарантий со стороны Вашингтона. Более того, Москва и Пекин готовы предложить Пхеньяну дополнительные гарантии безопасности, если бы гарантии, предоставленные Соединенными Штатами, не удовлетворили Северную Корею в полной мере. «То есть мы, - заявил заместитель министра иностранных дел России Александр Лосюков, возглавляющий делегацию нашей страны на шестисторонних переговорах в Пекине, - не готовы подменить какую-то договоренность между США и КНДР по снятию взаимных озабоченностей, но мы могли бы подкрепить эту договоренность определенными гарантиями со стороны Китая и России». Речь, по его словам, не идет, конечно, о том, чтобы в случае какой-то конфликтной ситуации Китай и Россия встали бы на защиту Северной Кореи или посылали бы туда войска. В данном случае имеется в виду, что гарантии, определенные обязательства, которые брали бы на себя Соединенные Штаты, подкреплялись бы еще дополнительным весом Китая и России. Что дало бы КНДР возможность с большим доверием отнестись к американским гарантиям.
     Здесь следует отметить, что наша страна, которую долго не хотели подключать к переговорам по урегулированию корейской проблемы, может сыграть роль стабилизатора в нынешнем кризисе. Особенно учитывая ее политический потенциал и международный авторитет, в том числе состояние российско-американских, российско-китайских, российско-японских и российско-корейских отношений. Это признают в равной степени все остальные участники переговоров, подчеркивая, что без участия Москвы любое решение ядерной программы КНДР, а в более широком контексте – корейское урегулирование будет неполным. И словно подтверждая это, Россия в последнее время значительно активизировала консультации со всеми участниками переговорного процесса. Вот и в прошедший понедельник в Москве по пути в Пекин побывал специальный американский посланник, чтобы еще раз «сверить часы» по ядерной проблеме КНДР.
     
Только не пакт

     
Надо сказать, что у другой «тройки», при ее единой позиции в отношении необходимости ликвидации северокорейских ядерных разработок, существуют явные разночтения в самом подходе к решению этого вопроса. Даже в самих Соединенных Штатах нет единого мнения на сей счет. Радикально настроенные политики требуют самых решительных действий, вплоть до применения силы, направленных на ликвидацию ядерного потенциала КНДР. К ним следует, очевидно, отнести и заместителя госсекретаря США Джона Болтона, который на прошлой неделе назвал лидера КНДР Ким Чен Ира «тираном», обрекающим свой народ на существование в «адском кошмаре» голода и нищеты. Он обвинил также Пхеньян в распространении технологий массового уничтожения и торговле баллистическими ракетами. КНДР, подчеркнул Болтон, «крайне ошибается, полагая, что разработка ядерного оружия укрепит ее безопасность».
     Вместе с тем у американской администрации все же возобладал подход, выражающийся в необходимости проведения многосторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме. Более того, Вашингтон готов провести в Пекине и отдельные двусторонние встречи делегаций США и КНДР, дав при этом понять, что они не принесут Пхеньяну никаких преимуществ, так как их содержание будет доведено до всех участников переговоров. В Белом доме не исключают и возможности оформления неких письменных заверений Северной Корее о том, что Америка ей ничем не угрожает. Однако они не будут иметь статуса пакта о ненападении. Комментируя эти «уступки» Пхеньяну, газета «Вашингтон пост» подчеркивает, что никакие американские гарантии безопасности, которые могут быть предложены в рамках общих обязательств других стран-участниц предстоящих переговоров, не изменят политики администрации. Да и сами гарантии будут иметь лишь характер намерений, а не обязательств.
     С призывом не давать Пхеньяну гарантий неиспользования против него ядерного оружия на днях к Вашингтону обратился Токио. По словам начальника азиатского департамента МИД Японии Митодзи Ябунака, США могут дать КНДР гарантии о невторжении на ее территорию и неведении против нее военных действий, не предусмотренных уставом ООН. Но ни в коем случае они не должны отступать от готовности нанести при необходимости превентивный ядерный удар по КНДР. Суть этого призыва заключается в том, что, считают в Токио, следует и впредь придерживаться стратегии ядерного сдерживания, основанной на существовании американского «ядерного зонтика». Только это может заставить Северную Корею отказаться от ядерного оружия. Если же «ядерный зонтик» перестанет выполнять свои функции, под угрозу, как подчеркивается, будет поставлена вся система гарантий безопасности Японии, базирующаяся на американо-японском договоре. Токио, кроме того, будет на переговорах требовать от Пхеньяна гарантий продления моратория на испытания северокорейских баллистических ракет, которые теоретически способны поражать цели почти на всей территории Японии.
     Не исключено, что в китайской столице Токио вновь поднимет проблему похищения Северной Кореей японских граждан. Против вынесения этого вопроса на пекинский форум выступают все другие участники переговоров, однако для Японии он имеет очень серьезное общественно-политическое значение. А поскольку в сентябре состоятся перевыборы председателя крупнейшей в правящей коалиции либерально-демократической партии, Токио вряд ли откажется от шанса еще раз поспекулировать на этой проблеме.
     Официальный Сеул понимает необходимость развеять опасения Пхеньяна за свою собственную безопасность, однако пока не в его силах определить, в какой форме могут быть выражены эти гарантии. В начале августа Южная Корея предложила США и Японии совместно гарантировать безопасность северокорейского режима, но это предложение было проигнорировано и в Вашингтоне, и в Пхеньяне. Вместе с тем имеющие огромный опыт в межкорейских отношениях дипломаты с Юга стремятся убедить обе стороны постепенно, шаг за шагом снижать ставки в противостоянии.
     
Если пессимисты окажутся правы

     
Вот с таких позиций страны-участницы переговоров намерены повести в Пекине диалог по ситуации вокруг ядерной программы КНДР. Что же следует ожидать от него? Оптимистически настроенные наблюдатели считают, что переговоры можно будет назвать успешными, если стороны признают состоявшиеся встречи полезными и договорятся о проведении их следующего раунда. По их мнению, учитывая все нюансы проблемы и подходы к ней сторон, ожидать чего-то большего от первых встреч не приходится, а надо настраиваться на длительный и трудный переговорный процесс.
     Пессимисты же предрекают переговорам провал, указывая на ряд «подводных камней», которые ожидают их участников. В частности, они отмечают, что и США, и КНДР имеют «в рукаве по козырному тузу», при помощи которых смогут прекратить диалог, заведя его в тупик. Вашингтон, к примеру, может поставить во главу угла свое первоначальное требование к Пхеньяну о безусловном замораживании ядерных разработок и допуске на ядерные объекты международных инспекторов. Это подчеркнула в воскресенье газета «Вашингтон пост» со ссылкой на неназванных представителей администрации США, участвовавших в подготовке шестисторонней встречи в Пекине. Она пишет, что США не намерены оказывать КНДР экономической помощи и смягчать дипломатические подходы к ней до тех пор, пока она не даст убедительных и поддающихся проверке гарантий намерения свернуть свои ядерные программы. Северокорейские руководители в свою очередь тоже могут вернуться к изначальной позиции подписания полноценного пакта о ненападении или потребовать ликвидации группировки американских войск на Юге в обмен на прекращение Северной Кореей производства ядерного оружия.
     Если пессимисты окажутся все же правы, то Корейский полуостров, да и в целом весь мир, предстанут перед ситуацией с совершенно непредсказуемыми последствиями. И похоже, в Вашингтоне и Пхеньяне всерьез готовятся к этому. Недавно газета «Уолл-стрит джорнел» опубликовала статью бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси и отставного генерал-лейтенанта ВВС Томаса Макинерни, которые рассматривают различные аспекты силового решения ядерной программы КНДР. В частности, указывается, что одного хирургического удара с целью уничтожения ядерного объекта в Йонбене недостаточно для победы над Северной Кореей. Для этого, по их мнению, нужны массированные боевые действия. И прежде всего готовность к применению самолетов, оснащенных высокоточными бомбами, и крылатых ракет для уничтожения оружия массового поражения и минимизации утечек радиации.
     По расчетам авторов статьи, инфраструктура американских баз, имеющихся в регионе, и доступность Северной Кореи со стороны моря могут позволить осуществлять до 4 тысяч боевых вылетов в день по сравнению с 800, которые совершались в Ираке. Если во время подавляющего большинства вылетов будут использоваться высокоточные боезаряды, а разведывательные самолеты смогут быстро обнаруживать артиллерийские системы и пусковые площадки баллистических ракет, то действия авиации будут более эффективными и разрушительными, чем в Ираке. Не будет проблем и с устаревшей системой ПВО Северной Кореи: ее истребители и ракеты долго не продержатся.
     Военно-морские силы, развернутые вдоль обоих побережий Северной Кореи, могут поставить Пхеньян и Вонсан под угрозу быстрого захвата, учитывая тот факт, что вооруженные силы КНДР в основном размещены вдоль демилитаризованной зоны. А вот для выполнения своих задач сухопутным силам, 20 из 33 боевых соединений которых задействованы в других регионах, потребуется призвать дополнительное число резервистов и национальной гвардии. Кроме того, наступление будет вести при поддержке двух дополнительных дивизий США и южнокорейская армия. При такой стратегии, полагают авторы статьи, США и Южная Корея могут нанести Северной Корее решительное поражение в течение 36 - 60 дней.
     Однако не менее решительно настроены и северокорейцы. Во всяком случае это не иракцы, их морально-боевые качества значительно выше. Да и Пхеньян уже начал кампанию противодействия психологической войне со стороны США. С этой целью, как сообщается из КНДР, мобилизованы все средства массовой информации, которые должны «помочь народу выработать чувство ненависти» к США. К разъяснительной работе привлечены ветераны Корейской народной армии и участники боев с американскими войсками, которые с помощью печати и видеоматериалов должны разоблачать методы психологической войны США и в первую очередь враждебное вещание на КНДР радиостанции «Свободная Азия». Обращается внимание на то, чтобы имеющиеся у населения радиоприемники были только с фиксированными частотами, на которых работают государственные радиостанции. Спланированы и соответствующие мероприятия в связи с объявленным одной западной неправительственной организацией намерением разбросать на территории КНДР с помощью воздушных шаров тысячи портативных приемников, настроенных на волну «Свободной Азии».
     Готов Пхеньян и к тому, чтобы на «любой вызов Соединенных Штатов ответить морем огня». По заявлениям его специальных представителей, КНДР активно разрабатывает «современные вооружения, которые смогут нейтрализовать попытки США использовать против ее народа тактическое ядерное оружие».
     
На снимке: Лидер КНДР Ким Чен Ир на командном пункте одного из соединений


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100