на главную страницу

28 Августа 2003 года

События. Комментарии.

Четверг

«Я планов наших люблю громадье»,

если они обеспечены финансово

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



     Минфин выдержал назначенные ему сроки подготовки бюджета на 2004 год - проект главного финансового документа страны с учетом последних поправок вновь был внесен в правительство и подписан премьер-министром Михаилом Касьяновым.
     Сколько-нибудь серьезных изменений проект бюджета России на 2004 год, подготовленный Минфином еще к 14 августа, за прошедший с того времени период не претерпел. Заручившись во время «нулевого чтения» обещаниями лидеров центристских фракций Госдумы поддержать правительственный проект, глава правительства Михаил Касьянов в свою очередь поручил Минфину, Минэкономразвития и прочим заинтересованным органам федеральной исполнительной власти учесть предложения думцев о некотором перераспределении средств.
     Согласно уточненному проекту бюджета 2004 года доходы федерального бюджета на 2004 год запланированы в объеме 2 трлн. 742 млрд. 850,4 млн. рублей, или 17,9 процента ВВП. Расходы – 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. рублей, или 17,4 процента ВВП. Профицит составит 83 млрд. 403,4 млн. рублей, или 0,5 процента ВВП. Объем валового внутреннего продукта должен составить 15,3 трлн. рублей.
     В результате согласований 20 млрд. рублей дополнительно выделено регионам на компенсацию зарплаты бюджетникам, а объемы финансирования государственного оборонного заказа увеличились на 10 млрд. (всего!). С вниманием отнеслись и к предложениям членов Совета Федерации, по просьбе которых на несколько миллиардов рублей увеличили запланированные ранее объемы финансирования программ освоения космоса и поддержки сельского хозяйства.
     26 августа доработанный проект бюджета официально внесен в Госдуму. С этого же дня правительство приступает к работе с Госдумой. Впрочем, традиционного противостояния с парламентом в этом году скорее всего не будет. Уже после встречи с премьером лидеры центристских фракций, голоса которых и решат исход голосования, дали понять, что проектом бюджета довольны. А сопровождавший лидеров фракций председатель думского бюджетного комитета Александр Жуков («Регионы России») даже заявил, что «бюджет-2004 – лучший бюджет за последнее время» и его рассмотрение в Думе пройдет спокойно и без всяких неожиданностей.
     Немало поспособствует тому и достаточно благоприятная экономическая ситуация. Проект бюджета сформирован на основе весьма осторожной оценки нефтяных цен: доходы рассчитаны исходя из 22 долларов за баррель, а расходы – из 20. Вся разница, как ожидается, будет поступать в стабилизационный фонд, в котором, по прогнозам Минфина, уже к концу 2004 года может скопиться от 83 до 264 млрд. рублей. Деньги эти составят своеобразный «НЗ» государства – тратить их ни на что не будут, а вложат в надежные ценные бумаги и оставят на «черный день», который может наступить в результате резкого падения нефтяных цен. Но с учетом того, что растущее потребление нефти и нестабильность в Ираке могут удержать цены на нефть и на более высоком уровне, доходы фонда могут оказаться значительно выше.
     Напомним, что проектом бюджета-2004 предусмотрено выделение 411,473 млрд. рублей на оборону, 310,577 – на правоохранительную деятельность, 76,878 – на госуправление, 48,209 – на здравоохранение, 161,194 млрд. – на социальную политику и т.д. А вот на военную реформу отпущено всего 7,246 миллиардов, что более чем в 2 раза меньше, чем в году нынешнем.
     
Для сравнения

     В будущем году военные расходы США достигнут небывалой суммы в 379 млрд. долларов. Такие параметры предлагает конгрессу президент США Джордж Буш. Прирост военного бюджета составит 14 процентов - 48 млрд. долларов, что является крупнейшим показателем за последние 20 лет.
     О своих планах Буш рассказал на встрече с офицерами запаса, которые первыми узнали, что 39 миллиардов из предлагаемой суммы пойдут на увеличение зарплат военнослужащим (довольствие увеличится на 4,1 процента сверх предусмотренного действующим бюджетом почти 5-процентного роста) и закупку самых современных вооружений. Речь в первую очередь идет о высокоточном оружии, беспилотных самолетах, оборонительных ракетах и высокотехнологичном оборудовании для Сухопутных войск. «Оружие современной войны – эффективное, - объяснил Буш офицерам. - Оно дорогое, но необходимо для победы в этой войне с террором». Еще 10 миллиардов предназначены для создания военного резерва, который будет использоваться по необходимости. «Война с терроризмом началась в Афганистане, но не закончится там», - пообещал Буш.

     
Кстати, о военной реформе. Правительство РФ параллельно с работой над проектом бюджета-2004 наметило ряд мер по обеспечению экономических аспектов ее реализации. Во всяком случае так говорится в утвержденной кабинетом министров программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы).
     Согласно правительственной программе задачами военной реформы являются обеспечение комплектования личным составом на контрактной основе соединений и воинских частей постоянной готовности Вооруженных Сил РФ, Внутренних войск МВД РФ и Погранвойск; сокращение с 2008 года продолжительности срока военной службы по призыву до одного года; повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на содержание ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.
     Для решения этих задач, указывается в программе социально-экономического развития РФ, необходимо, во-первых, установление принципа открытости статей федерального бюджета, предусматривающих средства на национальную оборону и правоохранительную деятельность, а также осуществление гражданского контроля.
     Согласно программе постепенный переход к комплектованию преимущественно военнослужащими по контракту должен сопровождаться переходом к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе технического обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Продолжится вывод из состава воинских структур организаций невоенного характера, не оказывающих непосредственного влияния на состояние боевой готовности войск и сил, с последующей их ликвидацией или приватизацией.
     Предусматривается также формирование единой межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения и финансирования расходов на военное образование и военную медицину, а также ликвидация дублирующих военно-учебных заведений и военно-медицинских учреждений. Программа предусматривает также совершенствование порядка заказов НИОКР, закупок продовольствия, предметов вещевого обеспечения, иной однотипной продукции и оказания услуг невоенного характера с применением унифицированных тендерных процедур.
     Планируется проанализировать возможность и осуществить перевод неденежных форм обеспечения и льгот военнослужащих в денежную форму и их объединение в единую форму оплаты труда военнослужащих, а также приравненных к ним лиц.
     В программе все расписано вроде бы и неплохо. Вот только как правительство намерено обеспечить финансово все эти преобразования на 7 с «копейками» миллиардов, отпущенных бюджетом на военную реформу, остается неясным…
     Впрочем, не все однозначно и с самим бюджетом. С момента передачи проекта главного финансового документа в Госдуму начнется традиционный «торг» двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Одна будет пытаться отстоять свою позицию, которая заключается в том, как сделать так, чтобы дать меньше. Другая будет преследовать цель «выбить» из правительства как можно больше, тем более что депутатам в оставшиеся до выборов несколько месяцев нельзя не играть на чувствах избирателей, от симпатии которых зависит их ближайшее будущее.
     Будут ли биться думцы, в частности, за увеличение военных ассигнований, предсказать сложно даже с учетом наличия в нижней палате парламента мощного военного лобби. Но вот советник Президента РФ по военно-технической политике, оборонно-промышленному комплексу Александр Бурутин уверен, что вокруг параметров бюджета на 2004 год и особенно его оборонной части «будет большая борьба». «Министерство обороны и другие силовые структуры будут добиваться увеличения бюджета. Это понятно. В целом вопросы оборонной безопасности стоят сегодня на первом месте», - сказал он.
     Советник главы государства отметил также, что бюджет с точки зрения ОПК, заказов на вооружение и военную технику может быть увеличен. Считают ли так же парламентарии, станет ясно уже в сентябре.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100