Минфин выдержал назначенные ему сроки подготовки бюджета на 2004 год - проект главного финансового документа страны с учетом последних поправок вновь был внесен в правительство и подписан премьер-министром Михаилом Касьяновым.
Сколько-нибудь серьезных изменений проект бюджета России на 2004 год, подготовленный Минфином еще к 14 августа, за прошедший с того времени период не претерпел. Заручившись во время «нулевого чтения» обещаниями лидеров центристских фракций Госдумы поддержать правительственный проект, глава правительства Михаил Касьянов в свою очередь поручил Минфину, Минэкономразвития и прочим заинтересованным органам федеральной исполнительной власти учесть предложения думцев о некотором перераспределении средств.
Согласно уточненному проекту бюджета 2004 года доходы федерального бюджета на 2004 год запланированы в объеме 2 трлн. 742 млрд. 850,4 млн. рублей, или 17,9 процента ВВП. Расходы – 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. рублей, или 17,4 процента ВВП. Профицит составит 83 млрд. 403,4 млн. рублей, или 0,5 процента ВВП. Объем валового внутреннего продукта должен составить 15,3 трлн. рублей.
В результате согласований 20 млрд. рублей дополнительно выделено регионам на компенсацию зарплаты бюджетникам, а объемы финансирования государственного оборонного заказа увеличились на 10 млрд. (всего!). С вниманием отнеслись и к предложениям членов Совета Федерации, по просьбе которых на несколько миллиардов рублей увеличили запланированные ранее объемы финансирования программ освоения космоса и поддержки сельского хозяйства.
26 августа доработанный проект бюджета официально внесен в Госдуму. С этого же дня правительство приступает к работе с Госдумой. Впрочем, традиционного противостояния с парламентом в этом году скорее всего не будет. Уже после встречи с премьером лидеры центристских фракций, голоса которых и решат исход голосования, дали понять, что проектом бюджета довольны. А сопровождавший лидеров фракций председатель думского бюджетного комитета Александр Жуков («Регионы России») даже заявил, что «бюджет-2004 – лучший бюджет за последнее время» и его рассмотрение в Думе пройдет спокойно и без всяких неожиданностей.
Немало поспособствует тому и достаточно благоприятная экономическая ситуация. Проект бюджета сформирован на основе весьма осторожной оценки нефтяных цен: доходы рассчитаны исходя из 22 долларов за баррель, а расходы – из 20. Вся разница, как ожидается, будет поступать в стабилизационный фонд, в котором, по прогнозам Минфина, уже к концу 2004 года может скопиться от 83 до 264 млрд. рублей. Деньги эти составят своеобразный «НЗ» государства – тратить их ни на что не будут, а вложат в надежные ценные бумаги и оставят на «черный день», который может наступить в результате резкого падения нефтяных цен. Но с учетом того, что растущее потребление нефти и нестабильность в Ираке могут удержать цены на нефть и на более высоком уровне, доходы фонда могут оказаться значительно выше.
Напомним, что проектом бюджета-2004 предусмотрено выделение 411,473 млрд. рублей на оборону, 310,577 – на правоохранительную деятельность, 76,878 – на госуправление, 48,209 – на здравоохранение, 161,194 млрд. – на социальную политику и т.д. А вот на военную реформу отпущено всего 7,246 миллиардов, что более чем в 2 раза меньше, чем в году нынешнем.
Для сравнения
В будущем году военные расходы США достигнут небывалой суммы в 379 млрд. долларов. Такие параметры предлагает конгрессу президент США Джордж Буш. Прирост военного бюджета составит 14 процентов - 48 млрд. долларов, что является крупнейшим показателем за последние 20 лет.
О своих планах Буш рассказал на встрече с офицерами запаса, которые первыми узнали, что 39 миллиардов из предлагаемой суммы пойдут на увеличение зарплат военнослужащим (довольствие увеличится на 4,1 процента сверх предусмотренного действующим бюджетом почти 5-процентного роста) и закупку самых современных вооружений. Речь в первую очередь идет о высокоточном оружии, беспилотных самолетах, оборонительных ракетах и высокотехнологичном оборудовании для Сухопутных войск. «Оружие современной войны – эффективное, - объяснил Буш офицерам. - Оно дорогое, но необходимо для победы в этой войне с террором». Еще 10 миллиардов предназначены для создания военного резерва, который будет использоваться по необходимости. «Война с терроризмом началась в Афганистане, но не закончится там», - пообещал Буш.
Кстати, о военной реформе. Правительство РФ параллельно с работой над проектом бюджета-2004 наметило ряд мер по обеспечению экономических аспектов ее реализации. Во всяком случае так говорится в утвержденной кабинетом министров программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы).
Согласно правительственной программе задачами военной реформы являются обеспечение комплектования личным составом на контрактной основе соединений и воинских частей постоянной готовности Вооруженных Сил РФ, Внутренних войск МВД РФ и Погранвойск; сокращение с 2008 года продолжительности срока военной службы по призыву до одного года; повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на содержание ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Для решения этих задач, указывается в программе социально-экономического развития РФ, необходимо, во-первых, установление принципа открытости статей федерального бюджета, предусматривающих средства на национальную оборону и правоохранительную деятельность, а также осуществление гражданского контроля.
Согласно программе постепенный переход к комплектованию преимущественно военнослужащими по контракту должен сопровождаться переходом к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе технического обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Продолжится вывод из состава воинских структур организаций невоенного характера, не оказывающих непосредственного влияния на состояние боевой готовности войск и сил, с последующей их ликвидацией или приватизацией.
Предусматривается также формирование единой межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения и финансирования расходов на военное образование и военную медицину, а также ликвидация дублирующих военно-учебных заведений и военно-медицинских учреждений. Программа предусматривает также совершенствование порядка заказов НИОКР, закупок продовольствия, предметов вещевого обеспечения, иной однотипной продукции и оказания услуг невоенного характера с применением унифицированных тендерных процедур.
Планируется проанализировать возможность и осуществить перевод неденежных форм обеспечения и льгот военнослужащих в денежную форму и их объединение в единую форму оплаты труда военнослужащих, а также приравненных к ним лиц.
В программе все расписано вроде бы и неплохо. Вот только как правительство намерено обеспечить финансово все эти преобразования на 7 с «копейками» миллиардов, отпущенных бюджетом на военную реформу, остается неясным…
Впрочем, не все однозначно и с самим бюджетом. С момента передачи проекта главного финансового документа в Госдуму начнется традиционный «торг» двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Одна будет пытаться отстоять свою позицию, которая заключается в том, как сделать так, чтобы дать меньше. Другая будет преследовать цель «выбить» из правительства как можно больше, тем более что депутатам в оставшиеся до выборов несколько месяцев нельзя не играть на чувствах избирателей, от симпатии которых зависит их ближайшее будущее.
Будут ли биться думцы, в частности, за увеличение военных ассигнований, предсказать сложно даже с учетом наличия в нижней палате парламента мощного военного лобби. Но вот советник Президента РФ по военно-технической политике, оборонно-промышленному комплексу Александр Бурутин уверен, что вокруг параметров бюджета на 2004 год и особенно его оборонной части «будет большая борьба». «Министерство обороны и другие силовые структуры будут добиваться увеличения бюджета. Это понятно. В целом вопросы оборонной безопасности стоят сегодня на первом месте», - сказал он.
Советник главы государства отметил также, что бюджет с точки зрения ОПК, заказов на вооружение и военную технику может быть увеличен. Считают ли так же парламентарии, станет ясно уже в сентябре.