на главную страницу

28 Августа 2003 года

Великие люди

Четверг

Он приблизил нас к звездам

К 100-летию публикации статьи К.Э. Циолковского «Исследования мировых пространств реактивными приборами»

Александр МАСЛОВ.



     
Всем известны основополагающие работы Константина Эдуардовича Циолковского по космонавтике, авиации и дирижаблестроению. Исполнилось 100 лет со дня публикации наиболее знаменитой его работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В конце ХIХ века ученые начали заявлять о неизбежной гибели человечества. Физики и химики предсказывали тепловую смерть Земли, а «механики» не видели путей преодоления земного тяготения. Поэтому предложенная Циолковским и обоснованная расчетами схема полетов в космос с использованием ракетных двигателей является не только гениальным техническим изобретением. Эта работа дала землянам надежду на овладение космосом, вселила уверенность в вечности цивилизации. Константин Эдуардович Циолковский создал грандиозную и цельную картину мироздания, не имеющую аналогов в мировой науке. На ее основе он предложил решение важнейших для человечества задач: создание нового, справедливого жизненного мироустройства, бесперебойного энергообеспечения, воздушного транспорта и космических полетов.
     План Циолковского состоял в том, чтобы направить развитие общества вместо самоуничтожения к объединению людей для совершенствования, познания себя и жизни на Земле и вне Земли. Для осуществления плана он подготовил некоторые проекты и расчеты, в том числе проекты космических полетов.
     Циолковский писал: «Нет надобности иметь дела на поверхности хотя бы и покрывшегося холодной корой Солнца. Нет даже надобности быть на тяжелых планетах, разве для изучения. Достижение их трудно; жить же на них – значит заковать себя цепями тяжести, иногда более крепкими, чем земные, воздвигнуть себе множество преград, прилепиться к ничтожному пространству; жить жалкой жизнью в утробе матери. Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».
     О научной вере Константина Эдуардовича. Циолковский признавал тройственное понятие о Боге. Бог есть причина Вселенной. Бог есть президент (Константин Эдуардович так и писал «президент», в это слово он вкладывал очень светлый и святой смысл) высшей организации высших существ в космосе. Бог есть объединяющая все существа идея любви и солидарности.
     Циолковский исходил из существования Первопричины (Бога-отца). Из брошюры «Первопричина» (написана в 1918 г., опубликована в 1999 г.): «О качестве первопричины можно догадаться на основании следующих свойств Вселенной: 1) безначальность ее во времени; 2) нескончаемость ее во времени (вообще, вечное ее существование или существование без пределов); 3) нетленность (закон субстанции); 4) вездесущность (бесконечное распространение материи); 5) могущество (бесконечность энергии); 6. жизненность (потенциальная способность всякого вещества возникать к жизни); 7) благость (этому посвящена особая разъясняющая статья); 8) духовность (из предыдущих свойств вытекающая); 9) единство; 10) сложность; 11) воля космоса; 12) величие».
     Каждое из свойств Первопричины заслуживает подробного и разностороннего объяснения. Циолковский занимался этим всю жизнь. В архиве Академии наук хранится порядка 500 его рукописей философского характера. За последние годы некоторые из них опубликованы в сборниках «Очерки о Вселенной», «Космическая философия», «Гений среди людей» и в журнале «Самообразование».
     Согласно монизму, разработанного Циолковским, Вселенная состоит из атомов-духов, вечных и неделимых. Научная вера Циолковского лежит в основе его исследований, изобретений и еще не опубликованных работ по общественному устройству.
     За свои взгляды Константин Эдуардович Циолковский до 1917 г. подвергался преследованию церковной цензуры, при большевиках был исключен из Академии общественных наук и немного посидел на Лубянке – спасло его вмешательство руководства ЧК. Однако пропаганда монизма ему была запрещена.
     Отношение к религии. В недавно изданном сборнике «Евангелие от Купалы» впервые опубликованы статьи Циолковского, касающиеся научной веры и христианства. Описание жизни галилейского учителя (Христа) и комментарии к евангелиям составляют основную часть сборника. Для значительной части библейских чудес дается рациональное объяснение. Критика религиозных предрассудков дана Циолковским мягко, с щадящей терпимостью, но точно научно.
     Интересны воззрения великого ученого на развитие человека. «Усовершенствование и размножение: вот главное, на что должны обратить внимание», – писал Константин Эдуардович в статье «Что делать на Земле». Разрешение на создание семьи с правом иметь детей должно выдаваться обществом на основе медицинских показателей. Расходы на содержание детей должно нести государство. Это приведет к созданию многодетных семей и приросту населения. По расчетам Циолковского, Земля (при правильном устройстве общества) способна прокормить в сотни раз больше людей, чем сейчас.
     Смертная казнь в человеческом обществе и убийство животных должны быть запрещены. Также должны быть запрещены аборты. Следуя древнеправославной традиции, Циолковский считал человека живым с момента зачатия и приравнивал аборт к убийству. Также должно быть прекращено потребление наркотических веществ, алкоголя, табака.
     Впрочем, знакомясь с научными трудами Константина Эдуардовича Циолковского, приходишь к очевидному выводу, что не было, пожалуй, такой области в науке, в человеческом мироустройстве, в которую не проникала бы, которую не освещала бы, не пробовала препарировать острая, пытливая, обгоняющая время мысль русского гения. От освоения галактических пространств – к вопросам собственности в социально-неравноправном обществе, от конструирования двигателей для звездолетов – к созданию «абсолютно справедливой», «безгрешной» системы выборов в образцовом демократическом обществе.
     Некоторые его идеи кажутся утопией. Но еще больше уже сбылись, стали пророчеством. Не со всем, что выдал «на-гора» феноменальный ум Циолковского, можно согласиться. Не все принять. Многое до сих пор даже не понять.
     Но ведь и сигналы, идущие к нам от далеких звезд, разве до конца расшифрованы, поняты?
     А гений – та же звезда в метагалактике человеческого бытия. Путеводная, духоподъемная, несущая нам всем свет новых открытий, откровений.
     В небе России звезд немало. Звезда Константина Эдуардовича Циолковского ослепительно яркая. Негаснущая и неостывающая.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100