на главную страницу

2 Сентября 2003 года

тема дня

Вторник

Ответственность командира

Вадим МАРКУШИН.



     Минувший август приумножил традиции месяца-убийцы. В предпоследний день своих календарных полномочий он утянул на морское дно очередную подлодку. Чуть раньше отправил в смертельное пике два боевых вертолета. Еще раньше поспособствовал взлететь на воздух складу боеприпасов... Список его черных дел в масштабе армии, а тем более страны, если все подсчитать, получится длинный. Какой удобный виновник - август! И вот уж снова кто-то разводит руками, изображает ничтожность человека перед злой волей рока, намекает на некие смягчающие обстоятельства, вытекающие из превратностей самой судьбы. Кто же мог предположить! Экий гнусный закон подлости! Экая коварная невезуха!
     Это у нас, видимо, в крови - поминать чуть что неведомые причины, валить все на погоду, на природу, на тяжелое наследство. Какая-то дурацкая склонность к обобщениям там, где таращит свои бесстыжие зенки махровая безалаберность. Всякий раз потом, когда вникают в суть дела, оказывается, что не «армия вообще», не «система», а носители конкретных фамилий и имен попросту проигнорировали черным по белому написанную инструкцию, наплевали на устав, не выполнили конкретный пункт приказа. В девяноста случаях из ста после самых тщательных разбирательств приходится констатировать, что того или иного происшествия не случилось бы, если действия людей и техники производились соответственно академическим учебникам, ведомственным наставлениям, утвержденным в данной части учебным расписаниям, мобилизационным планам и т.п.
     Вспомним классика: командир батальона не выполнит ни одной боевой задачи, если подчиненные ему солдаты начнут «думать», а не исполнять в точности то, что им указано. Это у Энгельса, в «Ротном учении». Спрашивается, кто несет ответственность за неукоснительно точные телодвижения солдат? Ясное дело, командир. Ему дана власть над людьми, какой не имеет ни один политик, ни один высокопоставленный чиновник. С него и спрос. Командиру даны полномочия, опираясь на которые, он может в известных обстоятельствах не только рисковать жизнями подчиненных, но даже и посылать этих подчиненных на верную смерть. Кому еще даются такие права над людьми? Однако, обладая ими, военачальник буквально за все отвечает перед законом.
     Армейские сферы широки и многогранны. Однако, если вдуматься, все и везде сводится к простой принципиальной схеме: точность исполнения, контроль над исполнением. Чего далеко ходить - караульная служба. Тут, может быть, самые типичные примеры того, как в результате снижения внимания и требовательности к личному составу, несущему службу, происходит всякая чрезвычайщина. Полистайте истории всех более-менее крупных происшествий, связанных с охраной складов, и в абсолютном большинстве случаев вы непременно встретитесь с самыми банальными отступлениями от инструкций, приведшими к материальным потерям и гибели людей. А ведь мудрость устава в том и состоит, что он служит почти стопроцентной гарантией от вмешательства непредсказуемости в строгий порядок вещей.
     Посмотрите в своих частях хрестоматии печальных событий на учениях - и вы обязательно натолкнетесь на удручающую типичность фактов, приведших к человеческим жертвам: угорели в кабине, сонными попали под колеса, утонули в речке, замерзли в оцеплении, отравились техническим спиртом. При этом доля погибших при выполнении непосредственных учебно-боевых задач ничтожно мала. И это закономерно, поскольку на этом участке сосредоточивается главное внимание. Здесь, как правило, бдительный контроль, присутствие опытных наставников из вышестоящих штабов, соответствующий моральный настрой. А вот на «подходах-отходах», на всевозможных «стыках» наступает губительная расслабуха. Она-то и является прологом всех бед. Вывод, казалось бы, простой: не может быть бесконтрольных расслаблений ни на каких этапах учений, маневров, переходов, стрельб, пусков и т.д. Его, этот вывод, регулярно делают, прописывая во всяческих разборах, однако по-настоящему серьезных уроков не извлекают. Отсюда, собственно, досадная повторяемость предпосылок к трагическим событиям.
     Досадна, кстати, и практика «назначения» виновников. Что бы ни говорили, она у нас жива-здорова. «Стрелочника» находят с необыкновенной быстротой. Хотя в иных случаях бывает ясно, что офицер с одним просветом на погонах, расшибись он даже в лепешку, не в состоянии обеспечить полную безопасность в решении поставленных задач. Бывает порой ясно, что стоящие над ротным или даже полковым командиром звенья не проявили нужной настойчивости, не сделали все от них зависящее для создания лучших условий ратного труда. Не сделали, не обеспечили, проявили безволие - а долю ответственности на себя брать не хотят. Где же офицерская честь?
     И все же. Командир, единоначальник, властитель умов и душ - он и только он несет ответственность за жизнь ему подвластных. Таков его статус, такова его миссия.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100