на главную страницу

2 Сентября 2003 года

События. Комментарии

Вторник

Море ошибок не прощает

Сергей ВАСИЛЬЕВ, Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



31 августа стало днем траура в Мурманской области и во всех частях и соединениях Северного флота - накануне примерно в 03.00 по московскому времени в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин затонула атомная подводная лодка К-159. Субмарина буксировалась на завод «СРЗ-10» в город Полярный для проведения работ по выгрузке активной зоны ядерного реактора и последующей утилизации.

     «...произошла трагедия в Баренцевом море. Затонула лодка Северного флота, которую перемещали для утилизации. Уже сейчас ясно, что есть погибшие среди моряков. Это лишний раз говорит о том, что море требует дисциплины в самом строгом смысле этого слова. Море никогда не прощает никакой оплошности и тем более ошибок. Конечно, предстоит еще выяснение причин этой трагедии, но тот тезис, который я только что озвучил, - это старая истина: море ошибок не прощает никогда. За это всегда приходится дорого платить».
     
Президент России Владимир Путин.

     

Затонувшая АПЛ, построенная в 1963 году, была выведена из боевого состава ВМФ 16 июля 1989 года и находилась в пункте базирования в населенном пункте Гремиха.

     Лодку к месту утилизации вел буксир СБ-406. Около 3 часов ночи по невыясненным причинам оборвались два троса, соединяющие нос К-159 с понтонами. Так как на море наблюдалось волнение в 3-4 балла, лодка стала «рыскать по курсу», вследствие чего не выдержали и оборвались кормовые тросы. Возможно, одновременно атомоход получил повреждения. Командир АПЛ капитан 2 ранга Сергей Лаппа связался с руководителем операции и доложил о ситуации. По Северному флоту была объявлена тревога. К месту происшествия вышли спасательные корабли. Но помочь они не смогли – подлодка еще до их прибытия пошла ко дну, и связь с экипажем прервалась.

     Несмотря на тяжелые погодные условия, в район затопления подлодки оперативно вышли большие противолодочные корабли «Североморск», «Адмирал Левченко» и «Адмирал Чабаненко», спасательные суда Северного флота СБ-406, «Алтай», «Памир» и «Герман Титов». Поиск также вели два вертолета морской авиации и самолет Ил-38. В результате спасательных мероприятий были найдены три члена экипажа атомохода. Двое из них были мертвы, один – старший лейтенант Максим Цибульский – чудом выжил в 10-градусной воде Баренцева моря.

     Позже стало известно, что лодка затонула на глубине 238 метров. Осмотр с помощью телеуправляемого аппарата показал, что она лежит на дне с креном 3 процента на левый борт, ее рубочный люк открыт. Район затопления лодки был несколько раз протрален всеми надводными судами и авиацией, однако тел больше найдено не было. Вероятно, оставшиеся семь членов экипажа находятся в лодке.

     В связи с гибелью подводной лодки в Североморск вылетел министр обороны России Сергей Иванов. Там глава оборонного ведомства заслушал доклад главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, провел совещание в штабе Северного флота, на ракетном крейсере «Маршал Устинов» вышел в район затопления АПЛ, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией и почтить память погибших моряков.

     «К сожалению, мне приходится согласиться с мнением военных моряков, что уже вряд ли можно будет обнаружить кого-нибудь живым», - заявил Сергей Иванов. Тем не менее, по его словам, «поисковые работы будут продолжаться, чтобы грамотно и уверенно подготовить операцию по подъему лодки и семерых оставшихся ненайденными членов экипажа, которые скорее всего находятся там».

     Вот фамилии всех членов последнего экипажа К-159: командир швартовой команды капитан 2 ранга Сергей Лаппа, командир электромеханической боевой части капитан 3 ранга Михаил Гуров, командиры дивизионов движения и живучести БЧ-5 капитаны 3 ранга Юрий Жадан и Олег Андреев, командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский и командир электротехнического дивизиона БЧ-5 старший лейтенант Сергей Соколов, старший боцман старший мичман Александр Алешкин, начальник химической службы мичман Роман Куринный, командир отделения турбинистов старшина 1-й статьи контрактной службы Евгений Смирнов и машинист старшина 1-й статьи Андрей Князев. Тела Юрия Жадана и Евгения Смирнова были найдены.

     В воскресенье в штабе Северного флота министр обороны встретился с родственниками моряков с затонувшей лодки, которых доставили на вертолете из поселка Гремиха. Как рассказал потом Сергей Иванов, встреча была тяжелой: «Много было задано вопросов. Один из главных мне задали жены погибших моряков. По их словам, в гарнизоне Гремиха ходят слухи, что их мужья виноваты в том, что подводная лодка утонула. Я заверил их в том, что никто из погибших мужей не обвиняется». Министр обороны пообещал родственникам погибших моряков оказать помощь в решении их материальных и бытовых проблем.

     Еще раньше Сергей Иванов встретился во флотском госпитале с командиром группы дистанционного управления дивизиона движения БЧ-5 старшим лейтенантом Максимом Цибульским, которому чудом удалось спастись. За проявленное мужество министр вручил офицеру часы.

     Морально-психологическое состояние Цибульского оценивается как тяжелое. В разговоре с министром он сообщил, что ему было очень страшно. По его словам, в момент крушения лодки все 10 человек находились на ее борту. Сам он и еще один член экипажа успели эвакуироваться с помощью спасательного плота. Однако второй моряк, по словам Цибульского, погиб у него на глазах.

     Министр поинтересовался здоровьем офицера. Тот ответил, что чувствует себя «средненько», но повышенной температуры нет. По словам моряка, он находился в воде 1,5-2 часа. «Ты был в бушлате и тельняшке, вот это тебя и спасло. Можно сказать, что родился в рубашке, точнее сказать - в тельняшке. Служить тебе еще много лет», - сказал Сергей Иванов. Глава оборонного ведомства сообщил также, что Минобороны оплатит приезд и размещение отца и невесты офицера в Североморск.

     Что касается плана подъема АПЛ К-159, то, как считает Сергей Иванов, подготовка к нему может занять достаточно много времени: «Пройдет несколько месяцев, прежде чем будет готово безопасное техническое решение на подъем К-159. Нет никаких сомнений, что это возможно». По его мнению, говорить о конкретных сроках подъема лодки пока преждевременно. «К подъему надо подойти без легкомыслия», - подчеркнул министр обороны.

     Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов уточнил, что флот готов приступить к подготовке такого плана. По его словам, поисковые работы и осмотр лодки будут продолжаться еще несколько суток для более детального осмотра места затопления К-159 и составления подробного плана, чтобы в дальнейшем провести судоподъемные работы.

     Озвучены и предварительные причины трагедии. Сергей Иванов и Владимир Куроедов в качестве таковых назвали несоблюдение должностных обязанностей, нарушение инструкций и приказов. «Элементарное легкомыслие, надежда на русский авось, что все обойдется, несомненно были», - подчеркнул министр обороны. «Это ЧП в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину, что ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью, иначе рано или поздно будут наступать такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди», - отметил он. «Проявлены беспечность и халатность при выполнении должностных обязанностей, инструкций и приказов со стороны как руководителя перехода подлодки, так и командного пункта флота», - добавил к этому главком ВМФ Владимир Куроедов.

     Министр обороны отстранил до завершения следствия от исполнения служебных обязанностей командира соединения подводных лодок капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова. Это решение принято им по ходатайству руководства флота и главного военного прокурора Александра Савенкова. По факту ЧП в Баренцевом море ГВП возбудила уголовное дело по статье «Нарушение правил кораблевождения». Представитель Главной военной прокуратуры сообщил, что уже точно установлено: несмотря на неблагоприятный погодный прогноз, руководитель перехода капитан 2 ранга Сергей Жемчужный все-таки принял решение выйти в море и начать переход. Но степень вины тех или иных должностных лиц еще только предстоит определить. Как пообещал Сергей Иванов, «расследование гибели подлодки будет вестись беспристрастно, самым тщательным и пристальным образом».

     Министр обороны России своим приказом запретил также впредь, до особого распоряжения, транспортировать подводные лодки тем способом, которым транспортировалась затонувшая субмарина К-159. Эта мера выглядит нелишней: в базе Гремиха, откуда вышла в последний поход К-159, в настоящее время остаются еще 7 атомных субмарин первого поколения.

     В воскресенье вечером министр обороны Сергей Иванов доложил об итогах своей поездки на Северный флот Президенту России Владимиру Путину.
     
АПЛ проектов 627А.
     Длина - 107,4 м; ширина - 7,9 м; осадка - 5,7 м.
     Водоизмещение - 3.101 м3.
     Запас плавучести - 30 процентов.
     Предельная глубина погружения - 300 м.
     Полная скорость подводного хода - 30 узлов.
     Надводная скорость - 15 узлов.
     Автономность - 50 суток.
     Экипаж - 110 человек.

     
СПРАВКА

     С 1961 по 2000 год на советских и российских атомных подводных лодках погибли 507 человек.
     По состоянию на 2000 год на дне океана покоятся шесть атомных подводных лодок: две американские («Трешер» и «Скорпион») и четыре советские (К-8, К-219, К-278 «Комсомолец», К-27). Три атомные подводные лодки СССР погибли в результате аварии, а одна была затоплена в Карском море по решению ответственных государственных ведомств ввиду невозможности восстановления и дороговизны утилизации. Все АПЛ принадлежали Северному флоту.
     Первую катастрофу потерпела атомная подводная лодка К-8 в 1970 году. Она затонула в Бискайском заливе, погибли 52 человека. В октябре 1986 года в Атлантике, к северу от Бермудских островов, затонула К-219 - стратегическая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. Погибли четыре человека. В апреле 1989 года в Норвежском море после пожара под водой и всплытия затонула АПЛ К-278, погибли 42 человека. 14 августа 2000 года при проведении учений Северного флота затонула многоцелевая атомная подводная лодка «Курск». Тогда погибли 118 моряков.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100