на главную страницу

4 Сентября 2003 года

Планета людей

Четверг

Гегемон под сомнением

Иммануил Валлерштейн развенчивает миф
о «непобедимости» Соединенных Штатов

Вадим МАРКУШИН.



В эксклюзивном интервью «Clarin» (Аргентина), выставленном на сайте inosmi.ru 26 августа 2003 г., американский социолог и историк Иммануил Валлерштейн говорит, что дни гегемонии США сочтены. Любое нарушение равновесия в структуре американского государства приведет к коллапсу мирового масштаба. Причина слабости империи заключается в чрезмерных затратах на вооружение. «В ближайшие пять лет печатные СМИ начнут говорить о Соединенных Штатах в совершенно иной манере. Превосходство этой страны окажется под сомнением, а ее геополитическое положение станет весьма запутанным», - таково мнение Валлерштейна.

     Вот что Валлерштейн говорит о сегодняшнем дне:
«Мы находимся в самом конце достаточно длительного исторического периода. Речь идет о коллапсе капитализма, являющегося основой основ всей системы современного мира, в котором мы живем последние пятьсот лет. Мы уже вступили в переходный период. Что нас ожидает? Это никому неизвестно. Подобные переходные периоды отличаются анархическими настроениями, они кажутся расплывчатыми, их невозможно рассмотреть в деталях. Но ожидающее нас будущее вовсе не обязательно будет лучше, чем прошлое. Я не верю в необходимость прогресса. Все зависит от нашей дальнозоркости при рассмотрении возможных вариантов и нашего желания сделать мир лучше».
     
Иммануил Валлерштейн преподает социологию в Йельском университете. Кроме того, он является директором Центра Фернанда Броделя по изучению экономики, исторической системы и цивилизаций в Бингемтонском университете штата Нью-Йорк и президентом Международной социологической ассоциации (МСА). Высокий, с седыми вьющимися волосами, небесно-голубыми глазами, спрятанными за стеклами очков в массивной оправе, он производит впечатление сумасшедшего гения особенно из-за своей рассеянности. Однако, начиная говорить, Валлерштейн поражает проницательностью и гуманностью высказываемых мыслей.
     По его словам, весь мир - и союзники, и противники - преувеличивает могущество Соединенных Штатов. Сегодня во многих секторах американского государства ощущается неуверенность, а правительство Джорджа Буша, предпринимая попытку остановить падение, лишь ускоряет его.
     
- Какие признаки упомянутой неуверенности вы видите?
     
- Они ощутимы в экономическом, военном и политическом плане. Фактов, указывающих на неблагополучное положение в экономике, достаточно. Несколько дней назад, когда биржевые показатели значительно выросли, в одной из статей «The New York Times» говорилось, что руководители крупнейших американских компаний продавали свои акции. Ведь этот факт не говорит о доверии, не так ли? Огромный внешний долг Соединенных Штатов поддерживается лишь за счет инвестиций правительств других стран. Если эта поддержка исчезнет - что может произойти со дня на день - случится коллапс. Полагаю, что в ближайшие годы нас ожидает серьезное падение доллара, который перестанет являться доминирующей валютой.
     
- Однако военное могущество США можно считать тотальным.
     
- Соединенные Штаты очень могущественны, но не непобедимы. Затраты на финансирование подобной военной машины с каждым разом все больше зависят от получения средств извне. Увеличивающиеся расходы на вооружение с каждым разом вызывают внутри самих Соединенных Штатов все большее сопротивление. Кроме того, нет и достаточного количества персонала для проведения подобной политики. Пентагон только что отказался от отправки в Либерию 1.000 солдат. Поразительно, не правда ли? Дело в том, что армия зависит от набора добровольцев. И кто сегодня хочет стать добровольцем? Негры, латиноамериканцы или белые из бедных семей. Сегодня военные даже прибегают к помощи национальной гвардии, состоящей из гражданских лиц со средним уровнем дохода и проходящих подготовку по выходным.
     
- Словно речь идет о хобби?
     
- Нет. Это адвокаты, коммерсанты, техники, которые тренируются для того, чтобы быть готовыми к различным ситуациям. Они считаются резервистами. Они играют в солдат, но сегодня сложилось такое положение, когда их призывают на службу и они должны оставлять свою работу, машины, семьи. Если это происходит от случая к случаю - ничего страшного. Однако, если тенденция перестанет носить временный характер, они откажутся от подписания еще одного двухгодичного контракта. И тогда будет ощущаться нехватка персонала.
     
- Становится понятно, почему США так настаивают на том, чтобы Индия, Аргентина и прочие страны направляли в Ирак своих солдат.
     
- Начиная с семидесятых годов Соединенные Штаты преследуют две основные цели. С Европой и Японией поддерживать, с одной стороны, дружественные отношения, гарантирующие США помощь, с другой - не допустить, чтобы эти два союзника стали независимыми. Вторая цель - не дать «южному полушарию» превратиться в ядерную державу. Буш разрушил все, он вызвал глубокий раскол между своими сторонниками. В Ираке они уже не стали помогать США. Европа думает о своей независимости, а Юг все более ускоренными темпами идет к осуществлению своей ядерной программы. Появится еще нескольких атомных бомб - и соотношение сил на мировой арене изменится в один момент.
     
Наш комментарий

     Предсказания о грядущем падении Соединенных Штатов участились после 11 сентября 2001 года, что естественно. Разрушение символов экономической мощи Америки злодеями-невидимками (за которыми конечно же скрывалась мощная тайная система) подорвало веру массового обывателя в защищенность США от внешних угроз. Священный порыв к возмездию постепенно растворился в сомнениях насчет правильности выбранных средств борьбы с главным мировым злом. Экономический спад ударил по безупречности американской модели. Общая психологическая регрессия затронула самые разные формы общественного сознания. В воспаленных умах не замедлили родиться отчаянные перспективы. Критически мыслящие политики и ученые стали еще более резкими в своих суждениях о нынешней власти. Но самое существенное в том, что в американском обществе громко заговорили о порочности самой системы, о закате империи.
     Точка зрения американского социолога Иммануила Валлерштейна некоторым образом отражает это последнее обстоятельство. Она в известной степени оригинальна, от нее веет смелой ученостью, широтой взгляда на мир. В то же время в этой точке зрения достаточно явно проявляет себя растерянность изыскателя перед валом неблагоприятных событий. Хлесткие выражения о «коллапсе капитализма», о том, что «дни гегемонии США сочтены», - это скорее все же эмоциональные всплески в минуты соприкосновения с прессой, нежели хладнокровные прогнозы. Понять социолога можно. Во всем с ним согласиться - вряд ли.
     С «концом длительного исторического периода», в который мы якобы уже вошли, согласиться уж никак неохота. Что это за период такой? Валлерштейн, как видим, сам не знает. Он лишь интуитивно угадывает наступление полосы анархических настроений и всеобщей расплывчатости. Как и многих других ученых, его пугают негативные последствия научно-технического прогресса. Он вообще не верит в его необходимость. Но тогда во что нам всем верить?
     Насчет того, что весь мир необоснованно преувеличивает могущество Соединенных Штатов - тут социолог, пожалуй, близок к правде. Сколь упрямы бы ни были цифры экономического и военного порядка, сколь великим ни был бы отрыв Америки от Европы и всех прочих, кумира и монстра, учителя и жандарма в лице США мировое сообщество создало себе само. Наверное, сама история в этом плане постаралась и сказала свое злое ироническое слово. Нет, не может быть одного полюса, не по силам и не по уму такая глобальная нагрузка на одну нацию - треснет, обанкротится, опозорится.
     И военное могущество США нельзя назвать тотальным. Опять согласимся с Валлерштейном. Созданный путем привлечения внутренних и внешних ресурсов оборонный потенциал действительно гигантский. Однако существуют пределы, за которые Америка выйти не в состоянии, не нанеся ущерб самой себе. Это все яснее сознают американцы, следствием чего, видимо, и является нарастающая критика непомерных расходов на военную мощь. Ведь за этими расходами стоит не столько государственная забота о национальной безопасности, сколько корпоративный эгоизм военно-промышленных кругов. Так что бурные аплодисменты Бушу вполне могут скоро смениться возгласами недовольства. Моральная готовность американцев лететь «когда угодно и куда угодно»? Такие солдаты в Америке, конечно, есть. Как, впрочем, в любой другой стране. Но их меньше, чем принято считать. Отсюда - стремление Вашингтона постоянно иметь в резерве партнеров по всевозможным коалициям, которые бы подчищали его грехи на послевоенных территориях. Иракский случай в этом плане показателен.
     О дальнозоркости ученой общественности. Наверное, она должна проявить себя в том, чтобы по мере своих сил влиять на политиков, на их решения. Мир конечно же может стать лучше, чем он сейчас есть. Но готова ли Америка помочь ему в этом?



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100