на главную страницу

5 Сентября 2003 года

На военных кафедрах

Пятница

Хотя диплом гражданский

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник военной кафедры Московского государственного строительного университета полковник Владимир СВЯТЧЕНКО

Беседу вел Виктор ЕВДОКИМОВ.



     - Владимир Николаевич, военная кафедра Московского государственного строительного университета (МГСУ) считается одной из лучших среди строительных и инженерных вузов. Как вы оцениваете ее потенциал?

     - Она действительно лучшая. Я думаю, что в этом прежде всего заслуга самого университета, по праву считающегося кузницей инженерных кадров страны. Более 80 лет мы готовим специалистов-строителей для народного хозяйства. А с 1 октября 1930 года начались первые занятия с «военными» студентами. За это время подготовлены и выпущены около 40 тысяч офицеров запаса инженерного профиля, созданы все необходимые условия для их подготовки. На территории площадью в 3 гектара в городе Мытищи Московской области расположены учебные корпуса с аудиториями и актовым залом, плац, спортивный и инженерный городки, хранилища для техники и многое другое. В полевом учебном центре в поселке Борисоглебский Ярославской области имеется все для проведения лагерных сборов 6 студенческих рот. Прекрасная учебная база используется для подготовки офицеров запаса и другими учебными заведениями Москвы, например университетами землеустройства и горным.

     - По каким специальностям готовит офицеров запаса военная кафедра МГСУ?

     - Это командиры инженерно-дорожных, инженерно-мостостроительных, инженерно-позиционных подразделений, специалисты по ремонту и эксплуатации военно-инженерной техники. Но мы учитываем и то, что наши выпускники могут попасть в саперные или понтонные части.
     У нас также есть любые образцы мин и миноискателей, новейшая инженерная техника, которую не везде встретишь в войсках. Причем вся она в исправном состоянии. В тренажерном зале у студентов есть возможность сесть за рычаги машин. А в ходе лагерных сборов мы знакомим их практически со всеми видами техники, состоящей на вооружении инженерных войск.

     - Как проходят полевые занятия в учебном центре?

     - Хорошие бытовые условия, современная учебная база, а главное - использование возможностей соседней инженерно-саперной части позволяют всесторонне готовить военных инженеров-профессионалов. Студенты выполняют упражнения учебных стрельб из различного стрелкового оружия. Проходят курс вождения и применения специальной техники. Занимаются подрывными работами. Осуществляют разминирование, изучают современные взрывные устройства, в том числе применяемые в «горячих точках». Вникают в организацию военной связи и работают на радиостанциях. Строят специализированные убежища. Причем везде мы стремимся вводить элементы состязательности, даже в таком далеко не романтическом деле, как рытье окопов. На природе есть где разгуляться и в плане тактики: отрабатываем действия солдата и командира отделения, взвода в бою. Изучаем способы защиты от оружия массового поражения. Словом, у нас есть все необходимое для приобретения будущими офицерами практических навыков. Одна беда – катастрофически не хватает времени.

     - А как относятся к лагерным сборам сами студенты, не пугают их тяготы и лишения полевой жизни?

     - Я общаюсь, и часто неформально, со многими нашими воспитанниками. Они в один голос говорят о необходимости и полезности таких полевых занятий. Зачастую изучение военной техники для студентов интереснее, чем проблемы водоснабжения или, скажем, канализации. В свое время на кафедре полевые сборы проходили после каждого года обучения. Думаю, для повышения качества подготовки офицеров это необходимо. А видели бы вы, как за это время меняются к лучшему сами ребята. Родители, которые приезжают к нам на принятие присяги, зачастую просто не узнают своих повзрослевших сыновей.

     - Как у вас проходит этот торжественный и единственный для каждого мужчины ритуал?

     - Присягу будущих офицеров мы принимаем на Соборной площади Ростова Великого. В эти часы над городом плывет звон самого древнего колокола в Успенском соборе Кремля, 32-тонного «Сысоя». На этом торжестве всегда присутствует администрация города, с напутственным словом обращается святой отец Роман - сам бывший пограничник. Потом, в лучших традициях студенческой самодеятельности, мы даем концерт для родителей и жителей города. Проводим экскурсии по жемчужине «Золотого кольца России» – городу Ростову с посещением монастырей и подземных келий монахов, необыкновенного озера Неро.

     - Мы с вами от профессиональной подготовки будущих военных инженеров подошли к их воспитанию, к духовной составляющей, без которой немыслим офицер…

     - Это особенно важно сегодня, когда былые ценности размыты, а главенствует только одна идеология – как бы побольше заработать. Посему этой стороне подготовки офицера уделяем неослабное внимание. Одна из проверенных форм воспитания – встречи с ветеранами. У нас они частые гости. Совместно с Институтом военной истории наши ребята занимаются сбором материалов о фронтовиках. И справляются с этим успешно. Недавно ректор университета поощрил студентов, отличившихся в этом деле.

     - А есть ли еще какие-то формы поощрения студентов, успешно обучающихся на военной кафедре?

     - Практика поощрения учащихся за овладение дополнительными военными знаниями известна и понятна. Ведь подготовить будущего военного руководителя в университете в 10 раз дешевле, чем в военной академии. Есть кое-что в арсенале и у нас, но, как всегда, это несоизмеримо с западными аналогами. К примеру, наш питомец получает доплату от 15 до 20 процентов к своей стипендии за дополнительные занятия на военной кафедре. Это менее 100 рублей. Но и эти мизерные деньги поступают нерегулярно. Зачастую тогда, когда дипломированные специалисты уже покинули стены своей альма-матер.

     - Кто ваши педагоги? Учитывается ли при подготовке офицеров опыт современных военных конфликтов?

     - Наши офицеры получили большой практический и педагогический опыт, в том числе боевой. Многие имеют награды за Афганистан, участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, проведение контртеррористической операции в Чечне. «Кабинетных» теоретиков на кафедре нет. Но, к сожалению, эти уже убеленные сединами офицеры не могут своевременно получить обмундирование или довольствие на складах, где нас обслуживают по остаточному принципу. Больше половины наших преподавателей не имеют своего жилья и ютятся с семьями в студенческом общежитии.

     - Как все же в этих условиях повысить качество подготовки выпускников, которые завтра могут стать в армейский строй?

     - Студентам труднее всего дать практические навыки. Теоретическая база у них превосходная, а вот ознакомить их с жизнью и бытом, особенностями службы, научить взаимоотношениям с подчиненными, привить навыки руководства людьми мы просто не успеваем из-за ограниченного количества часов, отведенных на военные дисциплины. Нужны стажировки в войсках в качестве младших командиров, командиров взводов. Мы это называем «дать понюхать, чем пахнут солдатские портянки». И, во-вторых, отойти от порочной практики принудительного призыва студентов в офицеры. Насильно служить не заставишь. Если мы приходим к выводу о необходимости контрактной службы для рядового состава, то офицером в мирное время может быть только человек, сознательно выбирающий этот непростой путь.

     - Реализуете ли вы эти предложения у себя, не дожидаясь указаний и изменений сверху?

     - Только в рамках, дозволенных нам военным законодательством и требованиями Министерства образования. А они часто бывают несогласованными. Но все же во время внеплановых занятий, а это прежде всего тренажи, мы стараемся максимально подготовить студентов к армейским реалиям. И проводим большую работу с теми, кому предстоит надеть погоны и стать в строй защитников Отечества. В прошлом году 22 наших питомца стали строевыми офицерами, из них 4 - добровольно. А вообще за все годы существования военной кафедры ни одного отказника от службы в армии у нас не было. Без лукавства скажу, что отзывы о выпускниках самые положительные, их стараются заполучить не только военное ведомство, но и другие силовые структуры. И это неудивительно, правом обучения на военной кафедре имеет возможность воспользоваться лишь один из 10 желающих студентов.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100