на главную страницу

6 Сентября 2003 года

Армия сегодня

Суббота

Оборонный заказ

Он должен исключить «изобретение велосипеда»

Анатолий АНТИПОВ.



Государственный оборонный заказ — важнейший инструмент обеспечения жизнедеятельности страны. О том, что он собой представляет, о путях повышения его эффективности и проблемах, связанных с этим, читайте в беседе нашего корреспондента с председателем Государственного комитета Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны России — первым заместителем министра обороны России генералом армии Владимиром МАТЮХИНЫМ.

     
Визитная карточка

     Матюхин Владимир Георгиевич родился в 1945 г. в Москве. Окончил Московский энергетический институт. С 1969 г. - в органах государственной безопасности. В 1973 г. окончил МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1991 г. - в ФАПСИ. В 1993 г. назначен заместителем генерального директора, в 1999-м - генеральным директором ФАПСИ. С марта 2003 г. - председатель Госкомоборонзаказа.
     

- Владимир Георгиевич, каковы основные направления деятельности вашего комитета?
     
- Государственный комитет по оборонному заказу образован Указом Президента России в марте нынешнего года. Как федеральный орган исполнительной власти, он призван обеспечить эффективное формирование и размещение государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также проведение единой государственной политики в области разработки, производства, унификации и стандартизации вооружения и военной техники (ВВТ) общего применения. Кроме того, на комитет возложено осуществление необходимых мер по сохранению и развитию национального оборонного и научно-технического потенциала и адаптации его к условиям рыночной экономики. В числе основных задач - также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию и контролю исполнения гособоронзаказа в части разработок, производства и поставок ВВТ общего применения, создания новых технологий производства вооружения и военной техники.
     Основными концептуальными документами для нас являются «Основы военно-технической политики РФ на период до 2015 года и дальнейшую перспективу» и Государственная программа вооружения на период 2001-2010 годов. Перед нами поставлена конкретная цель - обеспечить единство и сбалансированность развития всей системы вооружения общего применения.
     
- Ваш комитет создан при Министерстве обороны. Не останутся ли без должного внимания другие силовые ведомства?
     
- Мы работаем в интересах государства, т. е. в равной степени в интересах как Вооруженных Сил, так и других войск, воинских формирований и органов РФ. Другое дело, что до последнего времени отсутствовала должная координация заказов вооружения и военной техники, осуществляемых в интересах различных госзаказчиков. Без единого межведомственного координирующего центра, каким становится наш комитет, потери и издержки в этой области неизбежны. В условиях сложного экономического положения страны каждый рубль, выделяемый на нужды гособоронзаказа, должен использоваться особенно эффективно.
     
- Коль скоро речь зашла о так называемых узких местах в системе гособоронзаказа, на что, по вашему мнению, стоит обратить особое внимание в этой области?
     
- Существующая система формирования гособоронзаказа не предусматривает независимое научно-техническое оппонирование предложений государственных заказчиков и не исключает проведения взаимодублирующих научных исследований и разработок, а также продолжения долгосрочных работ, начатых 10-15 лет назад и утративших в настоящее время свою актуальность.
     Не урегулирована практика возмещения фактических затрат исполнителям по прекращенным разработкам ВВТ, что существенно ухудшает финансовое положение исполнителей и дискредитирует привлекательность госзаказа.
     Нередки примеры существенного расхождения в ценах на однотипную оборонную продукцию для различных госзаказчиков.
     Или возьмите такую проблему, как реализация закупок продукции и услуг по гособоронзаказу без проведения конкурсов, через посредников, не имеющих соответствующих производственных и финансовых ресурсов.
     Мириться со всем этим нельзя. Государству необходима действенная система формирования и организации контроля за исполнением оборонного заказа, а также Государственной программы вооружения в целом.
     
- Будем реалистами: у государства не так много средств, чтобы, как в былые времена, загрузить мощности предприятий «оборонки». За счет каких резервов, на ваш взгляд, можно поднять эффективность системы гособоронзаказа?
     
- Размер военного бюджета определяется экономическим состоянием страны. В настоящее время он более чем скромен. Вместе с тем низка отдача бюджетных средств, направляемых на разработку, закупку и ремонт вооружения и военной техники. Главным резервом, на наш взгляд, является улучшение организации работы системы гособоронзаказа, универсализация образцов ВВТ, их упорядочение по типам, унификация, стандартизация и каталогизация всех компонентов. Решению задачи во многом сможет способствовать мониторинг расходования финансовых средств, выделяемых на научные изыскания. Это позволит исключить возможность финансирования из госбюджета работ, не прошедших экспертизу и согласование, а также заказ дублирующих работ и вложение средств в «изобретение велосипеда».
     Необходимо добиться максимальной концентрации бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях развития вооружения и военной техники. Задача из задач - обеспечить адресность мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности. И здесь мы видим широкое поле для взаимодействия с другими министерствами и ведомствами.
     
- Не секрет, что российский ОПК, несмотря на многочисленные усилия по его оздоровлению, по-прежнему находится в трудном положении. Как вы смотрите на его будущее?
     
- В своем Послании Федеральному Собранию Президент России выделил задачу модернизации Вооруженных Сил в числе трех важнейших на ближайшую перспективу задач. Президент также отметил в послании, что в военной реформе одним из ключевых вопросов является существенное переоснащение Вооруженных Сил. Назначены заместитель председателя Правительства РФ, отвечающий за военно-промышленные вопросы, и советник Президента РФ по государственному оборонному заказу. В целях совершенствования деятельности по формированию и размещению государственного оборонного заказа образован наш Государственный комитет. Так что можно не сомневаться: «оборонка» обретет второе дыхание. Залог тому - особое внимание высших органов государственной власти и лично Президента России к ее проблемам. Разумеется, свой вклад в оздоровление «оборонки» внесет и наш Государственный комитет.
     
На снимках: генерал армии Владимир МАТЮХИН; продукцией ведущих предприятий ОПК по праву гордится Россия.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100