на главную страницу

6 Сентября 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота

Эхо житейских проблем



     
Заметки на полях читательских писем

     
Одним из показателей состояния дел в социально-правовой сфере является характер и количество писем, поступающих в различные органы власти, военного управления, в общественные организации и средства массовой информации.
     Судя по почте «Красной звезды» и Федерации профсоюзов Вооруженных Сил, число людей, социальные проблемы которых не решаются, к сожалению, растет. А их письма – лишь громкое эхо кричащих ситуаций, которые призваны разрешать соответствующие органы или хотя бы вразумительно отвечать на вопросы граждан. Однако некоторые из них не делают ни того, ни другого. Вот и обращаются люди в газету и в профсоюзы, хотя и знают, что по этим адресам не могут, скажем, выделить жилье, повысить зарплату, решить трудовой спор и т.д. Надеются они на то, что редакция, профсоюзы постараются добиться в соответствующих инстанциях решения поднятых вопросов, дадут совет, расскажут, что делается для улучшения жизни, защиты законных прав и интересов военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала.
     Такова, собственно, цель и этого материала, полученного нами в Федерации профсоюзов Вооруженных Сил.

     
Анализ поступающей в «Красную звезду» и в Федерацию профсоюзов Вооруженных Сил почты свидетельствует о множестве частных и общих проблем, которые, образно говоря, порой берут людей за горло. Притом более половины всех обращений вызвано низким уровнем заработной платы гражданского персонала.
     Да оно и понятно. Даже средний ее уровень давно и существенно отстает от среднего уровня оплаты труда работников в подавляющем большинстве отраслей и регионов. А у некоторых категорий рабочих и служащих она и вовсе ниже прожиточного минимума, составляющего в среднем по стране немногим более 2 тысяч рублей.
     Давно уже не соответствует жизненным реалиям и заработная плата работников отдельных органов управления, порядок оплаты труда которых определен постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 года № 1027 и приказом министра обороны РФ 2001 года № 90.
     Именно об этом, в частности, пишут Мария Прокофьевна Ермак, Полина Александровна Черных и еще 66 человек, работающих в управлении одного из войсковых объединений Дальневосточного военного округа. «Мы устали от нищенского существования и бесплодных ожиданий того, что нас услышат, поймут и решат наконец вопрос достойной оплаты нашего труда», – с горечью отмечают они.
     Таких обращений по данной проблеме немало. И почти в каждом работники отдельных органов управления спрашивают: повысят ли им в ближайшее время заработную плату? Будет ли им выплачиваться такая же максимальная процентная надбавка за выслугу лет и единовременное денежное вознаграждение по итогам года, как и работникам, оплачиваемым на основе Единой тарифной сетки? Нельзя ли их опять перевести на оплату по Единой тарифной сетке (ЕТС)?
     Проблема эта хорошо известна Управлению труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил и Федерации профсоюзов, и они предпринимают меры, чтобы решить ее. Так, в результате предпринятых ими мер приказом министра обороны 2003 года № 81 с 1 января 2003 года гражданскому персоналу отдельных органов военного управления, в том числе и коллегам М. Ермак, П. Черных, надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы увеличены более чем в два раза.
     Что касается увеличения для данной категории работников максимальной надбавки за выслугу лет с 30 до 40 процентов и выплаты единовременного денежного вознаграждения по итогам года, то это вправе сделать только Правительство РФ. Кроме того, если взять в совокупности упомянутое выше увеличение выплат в соответствии с приказом министра обороны РФ 2003 года № 81, а также положенные им премии и возможность получения соответствующей материальной помощи, то это в известной мере компенсирует разницу в процентной надбавке за выслугу лет между надбавкой, которую получает гражданский персонал, оплачиваемый на основе ЕТС, и работники отдельных органов военного управления.
     Перевод же работников отдельных органов военного управления, должностное положение которых определено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 года № 1027, на оплату труда на основе ЕТС Министерство обороны сделать не вправе. Да это и нецелесообразно, поскольку сейчас решается вопрос о повышении в ближайшее время оплаты труда данной категории работников на несколько большую величину, чем предусматривалось ранее.
     Правда, прискорбно, что и после этого уровень оплаты как данной, так и других категорий рабочих и служащих, которым с октября с.г. обещано повышение заработной платы на 33 процента, вряд ли можно считать достойным того вклада, который они вносят в решение оборонных задач. Инфляция, цены на товары и услуги, рост коммунальных платежей уже фактически «съели» грядущую прибавку.
     Однако еще хуже то, что некоторым работникам даже заработанное не всегда платят.
     Об этом, в частности, говорится в обращении Ольги Григорьевны Гизатулиной, под которым подписались еще 14 работников военного комиссариата г. Биробиджана.
     «Все мы были приняты на временную (с 1 октября 2002 г. по 30 июня 2003 г.) работу на период проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу и постановкой граждан на воинский учет. Однако уже несколько месяцев, – жалуются люди, – нам не платят заработную плату, а тех, кто увольняется, не рассчитывают, как положено…»
     В соответствии с действующим законодательством и другими нормативными правовыми документами, если эти граждане были приняты на временную работу в военный комиссариат на должности, предусмотренные примечанием к штатному расписанию военкомата, то выплатить заработную плату и все, что положено по закону, обязан военкомат.
     Если работники были прикомандированы к данному военкомату, то за ними сохраняется средняя заработная плата по прежнему месту работы. Если их направляла на работу местная администрация, то ответственность за выплату заработной платы несет она.
     Все это должны были объяснить должностные лица военкомата на месте и, естественно, помочь людям своевременно и в полном объеме получить заработанное.
     Вместе с тем задержки заработной платы гражданскому персоналу возникают не только по вине органов военного управления.
     «Почему ежегодно, как правило, в октябре – декабре начинаются задержки выплаты заработной платы гражданскому персоналу воинских частей, организаций и учреждений, находящихся на сметно-бюджетном финансировании? В прошлом году они, например, составляли более двух месяцев. Не повторится ли это и в нынешнем году?» – спрашивает в своем письме председатель территориального комитета профсоюза Северо-Кавказского военного округа В. Крупенько.
     Министерство обороны и Федерация профсоюзов Вооруженных Сил крайне этим озабочены и предпринимают меры, чтобы гражданский персонал своевременно получил обещанную
     33-процентную прибавку к зарплате работникам всех бюджетных отраслей и не случилось задержек с выплатами в конце года.
     Однако основания для беспокойства все же имеются. Как показали расчеты, средств на выплату заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил, предусмотренных в подготовленном Правительством РФ и утвержденном Государственной Думой бюджете Министерства обороны, до конца года может не хватить. Поэтому уже сейчас Федерация профсоюзов бьет тревогу, а Главное финансово-экономическое управление Минобороны РФ изыскивает резервы и добивается в министерстве финансов РФ выделения необходимых дополнительных средств.
     А делать это они вынуждены потому, что министерство финансов при формировании проекта бюджета на 2003 год, как и в предыдущие годы, выделило средства на выплату заработной платы гражданскому персоналу не в соответствии с его штатной численностью, что установлено Бюджетным кодексом РФ и на чем, исходя из минимальных потребностей, настаивали руководство Минобороны и профсоюзы Вооруженных Сил, а только с учетом списочного состава работников.
     Кстати сказать, не прислушалось министерство финансов к убедительным доводам и расчетам представителей Минобороны и при составлении проекта бюджета на 2004 год. Сохранив прежний подход, оно запланировало на оплату труда гражданского персонала даже меньше средств, чем необходимо на нынешнюю списочную численность рабочих и служащих Вооруженных Сил.
     Тем самым командиры воинских частей и руководители организаций, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, фактически лишаются права доукомплектовывать вакантные должности, оплачивать труд людей, работающих по совместительству, выполняющих обязанности временно отсутствующих работников, как это предусмотрено статьей 151 Трудового кодекса РФ. Нехватка средств приводит к увеличению текучести кадров, неоправданным перегрузкам работающих, затрудняет выполнение многих важных задач. В этом же одна из главных причин задержек заработной платы, которая усугубляется большими сроками прохождения средств через казначейство.
     Чтобы добиться выделения в бюджете 2004 года достаточных средств на оплату труда гражданского персонала, председатель Федерации профсоюзов Вооруженных Сил Спартак Аржавкин поднял этот вопрос на состоявшемся в середине августа заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Профсоюзы по этому поводу обратились к заместителю председателя Правительства РФ Г. Кареловой, в комитеты Государственной Думы по обороне, бюджету и налогам, к ряду депутатов Государственной Думы, с тем чтобы они вникли в суть вопроса и помогли добиться выделения достаточных ассигнований на выплату заработной платы гражданскому персоналу, как это установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации в соответствии со штатной численностью рабочих и служащих Вооруженных Сил.
     На решении данной проблемы сосредоточены и усилия соответствующих должностных лиц Министерства обороны.
     Вместе с тем наряду с проблемами общего характера есть вопросы, которые задевают интересы конкретных людей.
     Так, в частности, прапорщик запаса Вячеслав Викторович Бурмистров, ныне гражданский водитель одной из войсковых частей, дислоцирующихся в г. Миллерово Ростовской области, спрашивает, имеет ли он право на 40-процентную надбавку за выслугу лет. И далее поясняет, что после двухгодичного перерыва после срочной службы он 23 года служил по контракту, а после увольнения в запас год работал в той же части водителем. Потом после двухлетнего перерыва поступил на работу в другую войсковую часть, где трудится по сию пору.
     Однако, по его словам, командование не принимает это во внимание и выплачивает ему меньшую, чем, он считает, должно, процентную надбавку за выслугу лет.
     «Правильно ли это, и каким документом определен порядок назначения и размеры процентной надбавки за выслугу лет гражданскому персоналу воинских частей?» – спрашивает он.
     Условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации на основе Единой тарифной сетки определены приказом министра обороны РФ от 8 марта 1993 года № 130 и приложенными к нему инструкциями.
     Что касается выплаты процентной надбавки за выслугу лет (от 5 до 40 процентов в зависимости от стажа работы), порядок и условия ее назначения определены приложением №10 к данному приказу. В частности, статьей 6 данного приложения установлено, что, с одной стороны, в стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в воинских частях Министерства обороны РФ, бывшего СССР, а также в других указанных в данной Инструкции случаях независимо от причины увольнения и длительности перерывов в работе.
     Однако, с другой стороны, согласно статье 8 указанного приложения военная служба в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах включается в стаж работы лишь при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу в воинскую часть не превысил одного года.
     Ситуация в случае с В. Бурмистровым непростая. Поэтому, располагая только указанными в его письме сведениями, ответить на вопрос однозначно не представляется возможным, так как можно ввести в заблуждение и его самого, и других.
     Да и вообще правомерность назначения максимальной процентной надбавки к заработной плате за выслугу лет может, после тщательного изучения всех представленных документов, установить только специально созданная в данной воинской части комиссия. Порядок ее формирования, состав, полномочия и перечень документов, которые надо представить на рассмотрение, определены этим же приложением № 10 к приказу министра обороны РФ 1993 года № 130, который имеется в каждой воинской части.
     В случае несогласия с заключением комиссии работник имеет право обратиться в вышестоящую по подчиненности организацию или в суд.
     Рассмотренные в данном материале вопросы – лишь небольшая часть всех тех обращений, которые ежедневно поступают в редакцию и профсоюзы от рабочих и служащих со всех концов нашей огромной страны. И многие из них свидетельствуют не только о необъятном море различного рода социально-экономических проблем и правовых коллизий, которые беспокоят людей, а иногда самым неблагоприятным образом сказываются и на их судьбах. В ряде случаев эти обращения вызваны и тем, что кто-то из должностных лиц проявил черствость и невнимание к человеку. Где-то могли на месте разъяснить суть вопроса, решить его, но не сделали этого, хотя и должны были.
     Значительное число писем порождает и низкий уровень праворазъяснительной работы на местах, а также то, что некоторые руководители несвоевременно и не в полном объеме доводят, особенно до гражданского персонала, суть и содержание касающихся их законов, приказов и директив, других нормативных правовых документов.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100