на главную страницу

10 Сентября 2003 года

Суд да дело

Среда

Не оскудеет рука берущего?

Юрий Белоусов, «Красная звезда».



Не успело в ПУрВО забыться нашумевшее дело о военкоме-взяточнике из Снежинска (Челябинская область), как определились новые приговоры военных судов в отношении нечистых на руку сотрудников военных комиссариатов.

     
Вечером мясо — утром отсрочка

     Развитие этого предновогоднего события 2002 года в поселке Таежный Свердловской области происходило в жанре детектива. 23 декабря под прикрытием темноты по указанному «таежному» адресу подъехал автомобиль. Вышли двое. Постучали в дверь. Вошли.
     Чуть позже та же дверь, выпустив вечерних визитеров, тихо притворилась. Молчаливые гости квартиры, сгибаясь под тяжестью ноши, проследовали к машине. Тишину морозного воздуха нарушил мерный рокот двигателя отъезжающего автомобиля. В своем чреве он увозил... 50 килограммов 400 граммов мяса говядины по цене 70 рублей за килограмм, всего на сумму 3.528 рублей.
     Это была лишь часть взятки, лично полученная начальником второго отделения призыва военного комиссариата города Лесного Свердловской области майором Юрием Куликовым за предоставленную призывнику М. отсрочку от призыва. Собственно, инициатором состоявшегося ЧП выступил сам призывник. Он не раз открыто заявлял о нежелании служить в армии и, видно, так «достал» своих знакомых, что один из них, гражданин Ч. (тот самый, что помогал майору грузить мясо в автомобиль), решил оказать посильное содействие сотоварищу. В ходе последовавших переговоров троица достигли консенсуса: за предоставленную отсрочку от призыва призывник М. должен был передать последнему взятку в виде мяса (говядина) весом 100 килограммов. Причем частями: 50 килограммов до наступления Нового года, еще 50 - после праздников. Первая часть сделки, как видим, была успешно осуществлена.
     Но, как выяснилось позже, благодаря перевыполнению в тот период военным комиссариатом города Лесного плана на призыв, а также в связи с избытком призванных комиссией, но не отправленных на областной сборный пункт призывных ресурсов (в списке которых, кстати, значилась и фамилия гражданина М. - Прим. автора) майор Куликов получил от военного комиссара города Лесного устное распоряжение действовать в соответствии с приказом министра обороны РФ № 400 от 6 сентября 1999 года, предписывающим автоматический перенос «рекрутских излишков» на очередной этап призыва в ряды ВС РФ. Вот и выходило, что благодаря сложившимся обстоятельствам призывник М. и без содействия майора Куликова на вполне законных основаниях мог пробыть дома еще несколько месяцев. Чего М. конечно же не знал. И потому изыскивал средства на приобретение оставшихся 50 килограммов мяса. Правда, изыскивал как-то вяло, а в феврале наступившего 2003 года вместе со своим подельником гражданином Ч. и вовсе написал повинную в правоохранительные органы.
     Теперь в незавидном положении оказался майор Куликов, который в ходе очередного раунда переговоров быстро согласился принять от призывника М. остаток взятки не мясом, а его денежным эквивалентом в сумме 4.500 рублей. Но в тот же день при получении денег был с поличным задержан работниками военной прокуратуры Нижнетагильского гарнизона.
     В ходе следствия выяснилось, что должностное преступление было не единственным в судьбе начальника второго отделения призыва. Например, в том же декабре 2002 года он совершил служебный подлог - воспользовался взятыми у знакомой в отделе кадров филиала Московского государственного инженерно-физического института (Технического университета) незаполненными справками с печатью и подписью ректора. Справки являлись формой 26 к приложению № 3 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе. Становясь именной, справка тут же обретала юридическую силу, предоставляя ее обладателю право на отсрочку от призыва на основании п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с обучением по очной форме в соответствующих образовательных учреждениях.
     Итогом мутной деятельности Куликова стал военный суд, вынесший ему окончательное наказание по совокупности совершенных преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний в виде 4 лет лишения свободы (условно, с испытательным сроком, в течение которого он должен своим поведением доказать свое исправление. - Прим. автора) с лишением права занимать командные должности в сфере воинских правоотношений на срок 2 года.
     
«Кормилец» окружного масштаба

     В июне 2002 года на сборах по командирской подготовке военных комиссаров Пермской области и районов г. Перми областной военный комиссар полковник Евгений Данилов довел до участников устное распоряжение. Его суть сводилась к тому, что при областном военном комиссариате создается «подарочная комната» - резерв подношений для вышестоящего командования. Этот «резерв» могут представлять как ценные подарки, так и денежные средства. А чтобы в глазах подчиненных не выглядеть местечковым вымогателем, полковник Данилов сослался на аналогичный пример по прежнему месту службы, где было «и сухо, и спокойно», что следовало понимать так: кто «кормит» начальство, к тому и претензий меньше.По словам военных комиссаров, они сознавали, что обращение «шефа» выходит за рамки его полномочий, но перечить не решались: себе дороже. Поэтому восприняли устное распоряжение как приказ и руководство к действию, в том числе и по причине жестко установленного срока «сдачи подарков» - 15 июля 2002 года. Пополнение «подарочной комнаты» отслеживалось по понедельникам в ходе утренних докладов военных комиссаров.
     В отведенный срок подчиненные передали полковнику Данилову денег и имущества (в основе своей принадлежавших военным комиссарам на праве личной собственности) на сумму 17.836 рублей. Среди «казенных» подарков был лишь телемоноблок «Самсунг» стоимостью 9.230 рублей. Предложенные в виде подарков фотоаппарат, видеокамеру, туристическую палатку и надувную весельную лодку было рекомендовано перевести в денежный эквивалент. А уж такие «кандидаты» в подношения, как смеситель за 3.500 рублей и магнитола за 2.000 рублей, были напрочь отвергнуты из-за их «несерьезности».
     Возможно, «подарочная» установка областного военного комиссара со временем сошла бы ему с рук. Возможно, если бы не зависть...
     Уже в июне того же года полковник Данилов, являясь должностным лицом и обладая правами по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, потребовал от начальника АХО военкомата области получить в кассе АХО военного комиссариата Пермской области 15.000 рублей в целях... возмещения расходов, понесенных им, полковником Даниловым, убытков при праздновании своего дня рождения. Списание указанной суммы рекомендовал «провести» по отчетам как закупку канцелярских товаров. Похищенными деньгами Данилов распорядился по своему усмотрению.
     Но «стоп-кран» вымогателю в погонах включили не замученные незаконными поборами сотрудники военных комиссариатов области, а директор Пермского филиала ЗАО «Военно-мемориальная компания» Николай Юдин. В ходе судебного следствия выяснилось, что еще в мае 2002 года Юдин обратился к Данилову с предложением о заключении договора о сотрудничестве. Областной военный комиссар, обладая реальными возможностями по оказанию содействия ВМК в реализации их коммерческих планов, потребовал от Юдина за содействие ежемесячный «гонорар» в размере 10.000 рублей. «Я опасался, что в силу своих должностных полномочий Данилов будет препятствовать уставной деятельности ЗАО ВМК, создаст трудности в оформлении документов на выполнение ритуальных услуг и их оплате. Я был поставлен перед фактом: либо дача взятки, либо препоны в служебной деятельности», - излагал позже следователю ситуацию Юдин.
     С мая по сентябрь включительно директор Пермского филиала ЗАО ВМК в виде взятки лично передал полковнику Данилову 50.000 рублей. Этот факт мог бы остаться неизвестным, если бы в сентябре облвоенком не предъявил требование об увеличении выплачиваемой суммы до... 150.000 рублей. После полученного отказа полковник Данилов принял решение о расторжении с Юдиным договора на аренду помещения и перестал подписывать документы ВМК на оплату изготовленных и установленных памятников. Поставленный перед фактом, Юдин был вынужден обратиться с заявлением к командующему войсками ПУрВО, а затем и в военную прокуратуру. Факты передачи взяток подтвердили свидетели, которые знали о военкомовских поборах.
     Но полковник Данилов виновным себя не признал. По поводу «комнаты подарков» он пояснил, что лишь просил военных комиссаров изучить вопрос о создании за счет спонсорской помощи фонда сувениров и что просьба его не была обязательной для выполнения. Что же касается «вырученной» суммы за день рождения и взяток от ВМК, так это оговоры.
     И все же, собрав по всем трем фактам доказательства и подтверждения, военный суд квалифицировал их как хищение чужого имущества путем присвоения, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, служебный подлог и получение взятки. Приволжский окружной военный суд вынес приговор: «Три года условно с возмещением убытков согласно нанесенному ущербу».
     С такой «мягкой» судебной позицией сотрудники военной прокуратуры ПУрВО не согласны. Они считают, что, правильно оценив собранные по уголовному делу доказательства и юридическую квалификацию содеянного, суд, определяя наказание, не принял во внимание степень общественной опасности совершенных им преступлений, а также то обстоятельство, что Данилов не признал себя виновным ни в одном из инкриминируемых ему деяний, вину не осознал, не раскаялся и причиненный государству материальный ущерб добровольно не возместил. Кроме того, суд не принял во внимание, что полковник ранее уже привлекался к уголовной ответственности и уголовное дело в отношении его было прекращено не по реабилитирующим основаниям. Однако военком должных выводов не сделал и вновь совершил ряд преступлений.
     Впрочем, этот суд может оказаться для хапуги не последним...


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100