на главную страницу

16 Сентября 2003 года

Планета людей

Вторник

Балканы: в перекрестии интересов

Военно-политическое обозрение

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ,«Красная звезда».



Когда из Косово уходили 25-40 тысяч албанцев, международное сообщество «очень остро реагировало», заявил на недавней встрече с болгарским лидером Георгием Пырвановым Президент России Владимир Путин. «Мы правильно делали, что обращали внимание на это, - подчеркнул он далее. - Но сейчас 200 тысяч сербов покинули свои родные места и не могут вернуться - и тишина. Это абсолютно неправильно и недопустимо». К сожалению, мировое сообщество в череде других острых региональных проблем как-то забыло о Балканах. А ситуация там по-прежнему остается напряженной. Многие жгучие вопросы региона так и не решены до сих пор, что чревато весьма серьезными последствиями, учитывая историческую роль Балкан как «пороховой бочки Европы».

     
Сепаратизм нарастает

     
В ночь на первое сентября в восточной части Косово в кафе разорвались две ручные гранаты, ранены четыре серба. В августе вооруженные албанцы застрелили двух сербских подростков, купавшихся в реке, четверо других получили ранения. Значительный рост совершаемых на почве национальной неприязни преступлений, терроризм, торговля людьми, наркотиками, оружием – вот только немногие факторы, формирующие сегодня обстановку на Балканах. Особую тревогу вызывает албанский сепаратизм, который за прошедшие с начала международной миротворческой операции четыре года стал в том же Косово еще более очевиден. Жалкое существование оставшихся в крае немногочисленных сербов больше походит на жизнь в резервации, и даже присутствие в крае международных миротворческих сил ООН и НАТО (в настоящее время СФОР - 12 тыс. солдат, КФОР – 21 тыс.) не может удержать албанских экстремистов от террора. Боевики активизировались и на юге Сербии, в том числе в долине Прешево, где участились нападения на сербских военных. Министр обороны Сербии и Черногории (СиЧ) Борис Тадич полагает, что албанские экстремисты хотят «спровоцировать неадекватную реакцию». Об этом говорит и взрыв возле мечети города Прешево, где преобладает албанское население.
     Недавно парламент Сербии (Скупщина) единогласно принял «Декларацию о Косово и Метохии», в которой была подтверждена территориальная целостность Сербии: «О статусе Косово не может быть речи до реализации всех положений резолюции 1244, в частности, пока не будут обеспечены международные стандарты многонациональной жизни, как их определил Совет Безопасности». Реакция из Косово последовала незамедлительно. Байрам Реджепи, глава краевого правительства, назвал решение сербского парламента «политической провокацией».
     Принятую декларацию Белград собирается положить в основу консультаций с новым главой миссии ООН в Косово Харри Холькери. И не исключает возможности переговоров с представителями албанцев об изменении статуса края, но лишь «при сохранении территориальной целостности страны и при условии создания в Косово признанных ООН стандартов жизни для всех граждан независимо от их этнической принадлежности». Местных националистов эта перспектива не устраивает, и они готовы вновь взяться за оружие, которого в крае очень много. Только за последнюю неделю августа там изъято 42 винтовки, 16 гранат и две тысячи боеприпасов различного калибра. При этом ясно, что проводимая в настоящее время очередная акция КФОР по сдаче оружия не принесет каких-либо серьезных результатов. Если уж албанцы сдавать свои арсеналы не собираются в принципе, то сербам это тем более не представляется резонным. Как говорят сами местные жители, «мы надеемся только на себя и припрятанный в огороде автомат».
     Серьезную озабоченность вызывает и сохранение Корпуса защиты Косово (КЗК) в качестве полувоенного формирования – наследницы АОК (Армии освобождения Косово). Игнорируя решения Совбеза ООН, руководство КЗК открыто ведет курс на превращение корпуса в «армию независимого Косово». При всем этом словосочетание «великая Албания» все прочнее входит в лексикон, идея преподносится как избавление от бед не только албанцев, но и всех мусульман региона. На съездах общественных движений в Косово уже открыто звучат призывы взяться за оружие и «освободить Косово и Македонию от остатков славян». Кстати, этой весной под Сараево 150 лидеров террористических организаций из 50 исламских стран, среди которых были представители «Аль-Каиды», «Исламского джихада», ХАМАС, «Хезболлаха», движений «Братья-мусульмане», «Активная исламская молодежь», объявили джихад европейской расе…
     «Странно, что это происходит буквально под носом у Временной международной администрации Косово, - говорит глава православной общины Косово Радо Радоевич. - С одной стороны, косовские албанцы желают вступить в Евросоюз, а с другой - открыто призывают к вражде и уничтожению иноверцев». На сегодня в Косово, по словам премьер-министра СиЧ Зорана Живковича, 1.167 убитых, более 1.130 похищенных сербов и неалбанцев, десятки тысяч сожженных домов, более сотни разрушенных церквей и монастырей, 40 оскверненных кладбищ.
     
Политика должна быть жесткой

     
Однако, кроме Косово, где межэтническая напряженность перешла в фазу пассивного противостояния, есть на Балканах и Македония, где в последнее время наблюдается значительная активизация боевиков так называемой Албанской национальной армии (АНА), занимающей не последнюю строчку в ооновском «черном списке» террористических организаций. Именно эта организация взяла на себя ответственность за взрывы, прогремевшие в столице Македонии Скопье перед зданием правительства, армейской казармой и Дворцом правосудия.
     Знаменательно, что прогремели они накануне регионального форума стран Юго-Восточной Европы «Диалог цивилизаций», который проходил 29 и 30 августа в македонском городе Охрид. В работе форума принимали участие президент Македонии Борис Трайковский, главы государств Альфред Моисиу (Албания), Драган Чавич (Босния и Герцеговина), Георгий Пырванов (Болгария), Степан Месич (Хорватия), Ференц Мадл (Венгрия), Светозар Марович (Сербия и Черногория), Янеш Дрновчек (Словения), а также видные политические деятели Кипра, Греции, Молдовы и Турции. Среди участников были эксперты, духовные лидеры, активисты неправительственных организаций, представители деловых кругов из разных регионов планеты. Все они пришли к одному выводу – оружием договориться невозможно и необходимо как можно скорее разработать программу для стран Балканского полуострова по примирению народов.
     Однако этот призыв нашел своеобразный отклик у албанских боевиков, которые с начала сентября развернули в приграничных с Косово районах активную диверсионно-террористическую деятельность. Цель все та же – расколоть Македонию на две части. Одна из них предназначена для «Великой Албании». Войскам все же удалось на время рассеять сепаратистов, причем понесших «существенные потери». На что в руководстве АНА отреагировали новыми заявлениями о проведении боевых операций в Косово, южной Сербии, Македонии. И предъявили властям ультиматум с требованием вывести подразделения армии и полиции из сел в районе Куманово на севере республики, где проживают преимущественно албанцы. В случае его невыполнения экстремисты обещают «действовать всеми имеющимися средствами для выполнения своих патриотических, гражданских и демократических обязанностей».
     Говоря о миротворческой операции «Согласие», проводимой в настоящее время в Македонии под управлением Евросоюза, следует, наверное, напомнить, что для ЕС это первая операция подобного рода. Да и больших надежд на ее результаты возлагать не следует. Сепаратисты вряд ли откажутся от своих идей и только могут изменить тактику действий. Примером для подражания станет Косово. Бывшие боевики АНА постоянно пытаются легальными путями прийти во власть, взять под свой контроль экономику. Если еще учесть, что албанское руководство в Косово не признает существующую границу между Косово и Македонией, утвержденную международным соглашением между Скопье и Белградом, и требует ее пересмотра, нетрудно догадаться, куда в «нужном случае» боевики могут направить свое оружие.
     В этой связи, подчеркивалось на охридской встрече, если политика НАТО и ЕС в отношении албанских сепаратистов не изменится, не станет более жесткой, то Косово надолго станет головной болью для Европы, а Македония превратится или в федерацию по бельгийскому образцу, или в конфедерацию, или распадется на два самостоятельных государства.
     
У Америки свои интересы

     
Похоже, эти проблемы меньше всего беспокоят Вашингтон – главного вдохновителя агрессии НАТО против Югославии. Или, вернее сказать, беспокоят, но только с точки зрения дальнейшего укрепления американского присутствия на Балканах как политически — внося коррективы в действия правительств стран региона, так и физически — путем сосредоточения своих войск в ключевых районах. При этом мотивация действий «заокеанского партнера» проста: мол, следует защитить европейские страны от возможной ближневосточной угрозы.
     Так, влиятельная американская исследовательская фирма «Стратфор» сообщила, что Белый дом хотел бы в лице Сербии видеть военного стратегического партнера в регионе для борьбы с международным терроризмом. «Вашингтон пост» также утверждает, что… именно Сербия рассматривается Пентагоном как плацдарм, с которого можно будет осуществлять контроль над Азией и Африкой. И отказ от партнерства с Сербией был бы чреват, по мнению газеты, тем, что страна могла бы оказаться вне процесса создания федеральной Европы и попала бы под власть оживленной «русской империи»…
     Не менее интересен и такой факт. Весной в СМИ просочилась информация о том, что госсекретарь США Колин Пауэлл, посетивший Белград после убийства премьера Зорана Джинджича, уделил особое внимание военным базам в республике. Ожидается, что через несколько месяцев, как пишет белградская газета «Блиц», американские военные эксперты представят Пентагону и Белому дому соображения по поводу целесообразности начала переговоров о размещении войск США в Сербии на основе аренды. Речь идет прежде всего о таких объектах, как радарный комплекс на горной вершине Копаоник, аэродром на Сьенице, военные объекты на Пештерском плато, что позволило бы американцам начать передислокацию своих войск из Западной Европы в ЮВЕ, разместив здесь до 50 тысяч своих военнослужащих.
     Все это необходимо Соединенным Штатам, потому что с их военно-стратегической точки зрения Балканы представляют собой территорию, с которой могут быть нанесены ракетно-авиационные удары, осуществлены воздушные и наземные операции в северном (европейском), южном (африканском), восточном (азиатском) и других направлениях. В настоящее время именно этот фактор играет основную роль и в политике США, стремящихся к закреплению своего лидерства в мире.
     В этих целях на Балканах будут созданы «мобильные военные базы», которые должны поддерживаться в состоянии постоянной готовности к развертыванию крупных сил ВМС, ВВС и армии США. Концепция «мобильных баз» в стратегически важных регионах мира пришла на смену созданию Соединенными Штатами крупных военных группировок на территории союзников по НАТО. В этом отношении Балканы не стали исключением из уже состоявшегося правила. Уже известно, что на статус мобильной базы претендует порт Варна в Болгарии, принимавший военные грузы для армии США в Ираке. Кроме того, учитывая отсутствие на полуострове должного количества авиабаз, способных принимать стратегическую авиацию США, Пентагон намерен построить такую взлетно-посадочную полосу в Косово. Не исключено, что Вашингтон также пойдет на формирование внутри НАТО специальной зоны безопасности на Балканах, в которой Сербии отводилась бы главная роль.
     Это ставит сербское руководство перед дилеммой: делать ли ставку на американское военное присутствие на своей территории либо, ориентируясь на Париж и Берлин, пытаться держать американцев на дистанции. К слову, власти Черногории, составляющей с Сербией единое государство, ставку сделали на первый вариант. Во многом этому способствовал и тот факт, что США отменили большую часть санкций, действовавших в отношении СиЧ. Подобное решение обусловлено «прогрессом в проведении политических и экономических реформ в этой стране», объясняют в Вашингтоне, делая акцент на то, что Слободана Милошевича и его приближенных, преследуемых гаагским трибуналом, «это не касается».
     После продолжительных дебатов правительство Сербии приняло решение, разрешающее сербским контрактникам и добровольцам участвовать в международных миротворческих операциях. Тем самым Белград де-факто подтвердил готовность поддержать США в военных акциях в Ираке и Афганистане. Возможное участие сербских военнослужащих в миротворческих операциях
     НАТО рассматривается также кабинетом Живковича как благоприятная основа для исправления имиджа страны, а также для подготовки к приему в программу НАТО «Партнерство во имя мира» с перспективой членства в альянсе.
     Характерно, что все это происходит на фоне дальнейшего реформирования армии СиЧ. Несмотря на обещание Живковича «не трогать военных до конца года», в армейских верхах проводится серьезная «чистка». По данным белградской прессы, отправлены на пенсию или сняты с занимаемых должностей половина генералов и почти три сотни старших офицеров, в основном те, кто составляет так называемое «русское течение» в армии. Подчеркивается, что оно было против партнерства с США и выступало за союз с Россией. За что и пострадало. На освобожденные должности, по некоторым прогнозам, с подачи Вашингтона планируется поставить «правильных учеников».
     В целом политика балканских государств нацелена на полнокровное сближение с Западом отчасти ради вступления в
     НАТО, отчасти ради получения экономической помощи. Уже принято решение о предоставлении Хорватии 62 млн. евро для ее вступления в ЕС. За три года ЕС выделит Загребу 180 млн. евро в рамках этой программы. И Хорватия надеется интегрироваться в Евросоюз в 2007 году. Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана подчеркнул, что «будущее балканского региона – ЕС». И добавил, что в БиГ Евросоюз уже перенял эстафету полицейской операции у ООН, в Македонии - военное присутствие у НАТО.
     
Без России не обойтись…

     В конце июля завершен вывод российских миротворцев с Балкан. Хотя они с блеском выполнили поставленные задачи, что признают и на Западе, Россия от участия в миротворческих операциях на полуострове почти ничего по большому счету не получила. Разве что пример удачного сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Теперь мы будем проводить свои интересы в регионе политическими и экономическими средствами, что и признал министр иностранных дел России Игорь Иванов. Находясь на прошлой неделе в поездке по балканским странам, он неоднократно подчеркивал, что Россия не намерена уходить из региона. «Мы будем расширять наше присутствие на новом уровне за счет политического, экономического и другого сотрудничества со странами региона», - сказал Игорь Иванов. По его словам, «такой подход обеспечит долгосрочное стратегическое сотрудничество».
     Россияне будут работать в гражданской полиции миссии ООН в Косово (122 сотрудника). Еще пять сотрудников МВД приедут в полицейскую миссию Евросоюза в БиГ. Также Москва намерена активно участвовать в решении балканских проблем через такие влиятельные международные форумы, как «большая восьмерка», Совет Россия - НАТО, контактная группа по бывшей Югославии, в рамках которой, кстати, совсем недавно в Москве прошло совещание. Сохраняет свою актуальность и российская инициатива проведения международной конференции по мерам обеспечения гарантий безопасности на Балканах. «Мы знаем, какие проблемы дестабилизировали ситуацию на Балканах на протяжении истории», - сказал Игорь Иванов по завершении переговоров со своим боснийским коллегой Младеном Иваничем. «Несколько лет назад мы предложили провести международную конференцию по мерам обеспечения гарантий безопасности в регионе, которые должны включать уважение международно признанных границ, невмешательство во внутренние дела других стран», - пояснил министр. «Я считаю, что эта инициатива сохраняет актуальность», - подчеркнул Игорь Иванов. «Никто из государств региона не высказывался против этого предложения, - добавил он. - Но потребуется работа, чтобы выйти на консенсус».
     Однако главным рычагом российской политики на Балканах, похоже, станет экономика. «Успех «ЛУКОЙЛа» в тендере по приватизации компании «Бео петрол» - это пример прагматизма в отношениях», - сказал глава российского внешнеполитического ведомства после встречи с председателем сербского правительства Зораном Живковичем. Очень важно и то, что «правительство Сербии также подтвердило намерение создавать благоприятные условия для российских компаний, желающих участвовать в приватизации и инвестициях в реальный сектор экономики Сербии». В свою очередь, влиятельный сербский политик и экономист, бывший вице-премьер правительства Югославии Миролюб Лабус заявил после встречи с Игорем Ивановым, что сербская экономика открыта для российских инвестиций. По его мнению, «полезным был бы приход российского капитала в нефтегазовую промышленность, агропромышленный комплекс, химическую и текстильную отрасли». Другой влиятельный политик — бывший президент Югославии Воислав Коштуница — выразил мнение, что «без России на Балканах обойтись нельзя».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100