на главную страницу

17 Сентября 2003 года

Планета людей

Среда

Время требует единства



Движение Ближнего Востока по «Дорожной карте», похоже, зашло в тупик. В отношениях Израиля - Палестины дух вражды вновь возобладал над стремлением к миру, а международное сообщество теряется в поисках путей решения ближневосточного кризиса: почему неэффективны предлагаемые меры по урегулированию одного из старейших на планете конфликтов? Что надо сделать, чтобы не дать угаснуть надеждам на мир в регионе? Свой взгляд на эту проблему излагает в нижепубликуемой статье полковник сирийских вооруженных сил Хабиб Сабит ХАСАН, адъюнкт Института военной истории Минобороны РФ.

     Согласно геостратегической теории Макиндера Арабский Восток - это начало пути в Европу, к центру, к сердцу мира. Путь этот извилист, на нем множество ухабов и непредвиденных остановок. Но его необходимо пройти, чтобы на завершающем этапе стать сильным и сплоченным объединением цивилизованных народов, говорящих на одном языке и исповедующих одну религию.

     Это стратегическая цель нового сирийского руководства и правящей партии Арабского социалистического возрождения (Баас). Президент страны Башар Асад неоднократно подчеркивал, что арабский мир – один из ключевых регионов на планете с точки зрения стратегического положения, экономических возможностей и людских потенциалов. Ближний Восток – это огромный потребительский рынок. Но весь парадокс в том, что в нем находится «постоянный источник напряженности», получивший свою материальную оболочку в перманентном арабо-израильском противоборстве. Все это в совокупности плюс причудливое сочетание «влияний и взаимоотношений» делают арабский регион центром внимания со стороны международного сообщества начиная с 1948 года (год образования Израиля) и до настоящего времени.

     Причем внимание это нельзя назвать адекватным. Одни видят в арабском мире друзей и партнеров, другие – потенциальных врагов и соперников. При этом каждое государство играет на собственной скрипке, зачастую прибегая даже к неприкрытым формам давления и насилия, чтобы в конечном итоге получить существенные экономические или военно-политические дивиденды. И, надо признать, это удается.

     Возникает законный вопрос: почему? Почему Израиль вот уже более 50 лет игнорирует права арабского народа Палестины? Почему Америка пошла на неприкрытую агрессию против Ирака? Почему одно арабское государство может идти войной на другое? Почему, имея огромный экономический потенциал, арабы вынуждены покупать вилки и иголки за пределами собственной родины? Почему арабское «количество» так медленно превращается в «качество»? Ответ довольно прост. Арабский мир все еще остается слабым. И слабость эта является результатом разобщенности, нестабильности и отсутствия порядка в его рядах. Конфронтация с Израилем в подобных условиях – это конфронтация между ним и одной или более арабской страной. И в таком случае израильское превосходство становится и качественным, и количественным.

     Продолжительное время (пожалуй, с начала 1990-х годов) арабы связывали свои надежды с зарождающимся новым мировым порядком, когда в системе жесткой биполярности стали появляться ростки многополюсного функционирования международных отношений. Теоретически это давало шанс на формирование таких гуманитарных отношений, которые бы зиждились на взаимопонимании и уважении совместного существования, которые могли бы погасить очаги напряженности в регионе. Но на рубеже веков оказалось, что новый мировой порядок – это порядок по-американски, сохраняющий ситуацию напряженности, давления, анархии, угнетения и абсурдных решений. И уже неважно, прав ты или не прав. Твои аргументы не имеют ценности и значения. Логика приравнивается к отсутствию логики, а то, что имеет реальную ценность, – это сила в полном смысле этого слова, будь то военная или экономическая.

     Показательно, но израильтяне больше всех народов мира воспользовались происходящими международными переменами. Тель-Авив добился мира с Каиром и Амманом, восстановил отношения с Москвой. Возросли его влияние и престиж в бывших социалистических странах, во многих государствах Движения неприсоединения. И все это происходило в то время, когда сионизм по-прежнему оставался расистским движением и продолжалась еврейская иммиграция в Палестину. Теперь, говорил наш признанный лидер Хафез Асад незадолго до своей кончины 10 июня 2000 года, «никто не обсуждает причин новой иммиграции, но зато все ее оправдывают. Право человека на эмиграцию стало означать право еврея на возвращение на родину».

     А где же право арабского народа Палестины на создание собственного государства? На бумаге, в документах Организации Объединенных Наций, все чинно и гладко, на деле – сплошная ругань и неурядицы. Международные коспонсоры бьют тревогу, все чаще осуждая Израиль за излишнюю жестокость и нежелание следовать духу и букве резолюций ООН, положений «Дорожной карты». Палестинцы во главе с премьером Махмудом Аббасом, а сейчас его преемником Ахмедом Куреи ищут всевозможные компромиссы, но делать это довольно сложно, когда нет единства в собственных рядах и отсутствует арабская солидарность.

     Именно солидарность, сотрудничество и координация между арабскими государствами должны способствовать преодолению негативных процессов в регионе. К сожалению, простые истины понимаются не всегда однозначно. Как следствие – со скрипом выполняются положения Дамасской декларации, принятой вскоре после второй войны в Заливе (6 марта 1991 года). Подавляющее большинство арабских стран высказалось тогда за «создание нового арабского порядка», который бы способствовал достижению «справедливого всеобъемлющего разрешения арабо-израильского спора». Особую роль в этом должна сыграть Лига арабских государств, но при условии, что будут устранены попытки ее «раскола и подчинения», будут внесены новые положения в ее устав.

     Сирия всегда поддерживала и поддерживает тезис о том, что «в любом случае любой голос и любой призыв прозвучат напрасно, если все не осознают, что опасность угрожает всем без исключения и что солидарность и единство являются необходимостью для всех». Солидарность и единство – это общие интересы, а «не товар для продажи». Ошибается тот, кто думает, что международные перемены заставляют народы подчиниться несправедливой воле и вероломной силе. Такой человек не знает истории человечества и ее поучительных уроков. Он не понимает той аксиомы, что психологическая и моральная ткань народов позволяет им в каждой новой ситуации находить элементы и возможности для приспособления и противостояния новым условиям и вызовам. Народы сохраняют постоянную и достаточную способность действовать плодотворно в условиях поворотов, таящих в себе вызовы и угрозы.

     Не случайно широкое распространение в Сирии получил лозунг «Победа или смерть!». Он стал закономерным результатом изменения ситуации в регионе и нарушения баланса сил в пользу сионистско-империалистических кругов. При этом руководство страны исходит из того, что «народ, сыны которого готовы пожертвовать собой, бесспорно победит». «Самопожертвование в борьбе с израильской оккупацией, - отмечал в свое время великий Хафез Асад, - является… важнейшим средством достижения стратегического паритета между нами и Израилем».

     Со временем сирийская инициатива получила широкую поддержку в рядах Палестинского движения сопротивления, стала неотъемлемой частью второй интифады. Тут же действия палестинских смертников-шахидов американо-израильский альянс отнес к разряду международного терроризма. На мой взгляд, произошла простая подмена понятий, когда отсутствует четкое разграничение между терроризмом и борьбой народов за свободу, независимость и социальный прогресс.

     Отменить идеал самопожертвования во имя родины – это абсурд. Искать в нем религиозные корни – дело бесполезное и даже опасное. Необходим международный закон, который бы регламентировал право народов на борьбу за свободу и независимость. Тогда не будет разнотолков и чересполосицы в освещении бескомпромиссных сражений за национальное освобождение. Тогда будет проведена четкая грань между терроризмом как опасным социальным явлением и самопожертвованием как одной из форм законной борьбы индивида против несправедливости и социального рабства.
     

На снимке: Ближний Восток остается источником напряженности.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100