|
Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда». |
Из 89 субъектов Российской Федерации 45 являются приграничными. На их территории проживают 64 миллиона человек. Вместе с тем опыт приграничного существования у 24 субъектов РФ исчисляется всего десятком лет. При этом российская граница полностью оформлена только с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией и КНДР. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено лишь с Норвегией, Финляндией, Польшей и КНДР. До сих пор не решены вопросы разграничения территориального моря с Литвой и США. Не урегулирован правовой статус и Каспийского моря: Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Иран пока даже не приблизились к выработке концепции совместного его использования…
Современной пограничной политике России посвящен один из круглых столов, который состоится сегодня в Чите в рамках Байкальского экономического форума на второй Международной конференции «Экономика, экология, туризм: механизмы инвестирования». Один из основных докладчиков на нем – председатель Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Виктор Озеров.
По его мнению, Государственная граница не должна быть «проходным двором». Но и инициативы отдельных политиков об обустройстве границы по старому образцу – предлагался некий ощетинившийся вариант Великой Китайской стены - вряд ли целесообразны. Глава оборонного комитета верхней палаты считает, что цивилизованной Госграница РФ станет по мере реализации одноименной федеральной целевой программы, рассчитанной на период до 2010 года. Последняя предусматривает только в 2004 году осуществить дооборудование и строительство 33 автомобильных пунктов пропуска, 14 железнодорожных и 12 морских, а также строительство 152 объектов пограничной инфраструктуры.
Среди других актуальных проблем – вывоз из России капитала, сырьевых и биологических ресурсов. Причем если деньги из страны бегут уже не в таких объемах, как прежде, то контрабанда биологических ресурсов, незаконный вылов рыбы на континентальном шельфе и в пограничных водах России со стороны Кореи, Японии, Китая увеличивается год от года.
В последние годы стала реальной угроза, связанная с оттоком населения из приграничных районов Приморья, Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера в глубь страны. Незаселенные участки возле «прозрачной» Госграницы – это лакомый кусок для незаконных мигрантов. Вместе с ними в страну попадают наркотики и контрабанда, а вывозятся природные ресурсы. Кстати, приграничные субъекты, по информации Виктора Озерова, сегодня вынуждены отдавать земельные участки вблизи Госграницы выходцам из Китая и Кореи для ведения сельского хозяйства в долгосрочную аренду на 50 и более лет и квотировать приток иностранной рабочей силы на свои территории.
По мнению сенатора, такие проблемы, а также вопросы приграничного сотрудничества не могут разрешаться исключительно на уровне субъектов Федерации. Определять основные направления развития, а также осуществлять координацию должен Федеральный центр. Но нормативно-правовая база в сфере пограничной политики не отвечает реальным потребностям. Целый ряд важнейших законов, которые были отнесены к первоочередным, до сих пор не приняты. Особое внимание глава комитета обратил на проекты Федеральных законов «О миграции в РФ» и «Об иммиграции».
Виктор Озеров предлагает также активизировать участие граждан (на добровольных и платных началах) в решении задач в сфере защиты Госграницы. В этой связи необходимо детально проработать вопрос о предоставлении этим гражданам права на использование в случаях необходимости оружия, имеющегося у них на законных основаниях. Эти предложения член Совета Федерации предлагает учесть при разработке законов об участии граждан в обеспечении правопорядка и о казачестве.
|