на главную страницу

18 Сентября 2003 года

ТРАДИЦИИ

Четверг

ГВАРДЕЙСКИЙ ХАРАКТЕР

Геннадий МИРАНОВИЧ,«Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Всмотритесь, читатель, в эту фотографию. Как молодцевато, с каким достоинством держатся запечатленные на ней далеко уже не молодые люди. Какой откровенной гордостью светятся их лица. А какая выправка, какая стать! Одно слово - гвардейцы. Впрочем, если быть более точным, полковники в отставке Василий Андреевич Громов (слева) и Георгий Иванович Минин не просто гвардейцы. Им выпала честь пройти фронтовыми дорогами под Боевым Знаменем прославленной 1-й гвардейской стрелковой дивизии (преобразованной затем в 1-й гвардейский механизированный корпус имени Героя Советского Союза И.Н. Руссиянова). И вот уже многие годы они возглавляют Совет ветеранов-руссияновцев. Еще их называют первогвардейцами...

     «...Двадцатишестидневные бои за г. Ельня под Смоленском закончились разгромом дивизии СС, 15-й пехотной дивизии, 17-й мотодивизии, 10-й танковой дивизии, 137, 178, 292, 268-й пехотных дивизий противника. Остатки дивизий противника поспешно отходят в западном направлении. Наши войска заняли г. Ельня». Таким было сообщение Совинформбюро от 8 сентября 1941 года о завершении одной из первых наступательных операций советских войск в Великой Отечественной войне, проведенной под руководством командующего Резервным фронтом генерала армии Г.К. Жукова.
     Между тем точнее было бы, наверное, сказать не двадцатишести, а пятидесятидневные, потому что бои на этом направлении шли с 18 июля по 5 сентября. И какие бои! Вот свидетельства из немецких источников.
     ...22 июля командир 46-го танкового корпуса генерал Фитингоф докладывает Гудериану “о контрнаступлении русских на Ельню, которое ведется с юга, востока и севера при очень сильной артиллерийской поддержке”. При этом генерал констатирует: “Все попытки продвинуться через реку Ужа северо-западнее Ельни были безуспешными”.
     ...10-я танковая дивизия генерала Шааля (та самая, которая потом была разгромлена вместе с упомянутыми выше) уничтожила “в течение одного дня 50 танков противника, но была остановлена у хорошо оборудованных позиций русских...” И снова констатация печального для генерала факта: “Дивизия потеряла не менее одной трети своих танков”.
     ...Дивизия СС “Рейх”, находившаяся севернее Ельни, “захватила 1.100 пленных, но с рубежа Ельня - Дорогобуж не смогла больше продвинуться...”
     А это строки из дневника старшего политрука 100-й стрелковой дивизии П.И. Мартынова, обнаруженного полковником в отставке Мининым в архиве Совета ветеранов-первогвардейцев:
     “...8 августа.Иду со вторым батальоном 85-го стрелкового полка. При рекогносцировке пришлось зарывать разложившиеся немецкие трупы. Все равно запах остался...
     11.00 - наступление. Комбат лично повел батальон в атаку. Несмотря на ураганный минометный огонь, высота 238.8 взята. Перевязал много раненых. Младший лейтенант обижается, что ранен и не убил ни одного фашиста. Интенсивный огонь с обеих сторон. У. (видимо, Ушаково - населенный пункт у шоссе Ельня - Дорогобуж, шесть раз переходивший из рук в руки. - Г.М.) и “пупок”-высотка залиты кровью...”.

     Из записки командования Резервного фронта начальнику Генерального штаба Красной Армии от 14 сентября 1941 года:
     “24-я армия в результате двухмесячных боев за Ельню и особенно в период с 30.8.41 г. по 12.9.41 г. имеет большие потери и некомплект в личном составе.
     По докладу военного совета
     24-й армии по состоянию на 12.9.41 г., 24-я армия имеет некомплект 30.000 человек активных бойцов (стрелков, пулеметчиков и минометчиков)”.

     В целом же, по разным оценкам, в боях за Ельню только убитыми Красная Армия потеряла до 20 тысяч человек. Примерно такие же потери были у немцев.
     Жестокие, кровопролитные бои требовали твердого руководства войсками. И за это, судя по документам, жестко спрашивалось с командиров всех степеней.
     Из приказа командующего Резервным фронтом генерала армии Жукова командующему 24-й армией генерал-майору Ракутину:
     “...2. Ввиду выявившейся слабости комрот и комбатов ударные роты и батальоны вести в атаку лично командирам и комиссарам дивизий, полков и особо отобранным лицам старшего и высшего комсостава и комиссарам. На ударные взводы отобрать особых храбрецов из командиров и политработников, которые себя проявили в боях, и всех желающих отличиться перед Родиной.
     3. Еще раз предупреждаю командование 103-й сд о преступном отношении к выполнению приказов и особо предупреждаю: если в течение 4 августа противник не будет разбит и дивизия не выйдет в назначенный район, командование будет арестовано и предано суду военного Трибунала...”

     Уроки этой операции окажутся полезными не только для командиров тактического звена, о чем свидетельствует, например, такая запись, появившаяся после ее завершения в блокноте будущего Маршала Победы: “Теперь я гораздо лучше осмыслил все то, чем должен владеть командующий для выполнения возложенных на него задач”. А 18 сентября 1941 года, через 10 дней после сообщения Совинформбюро о занятии нашими войсками Ельни, выйдет приказ № 308, подписанный Народным комиссаром обороны СССР И. Сталиным и начальником Генерального штаба Красной Армии Маршалом Советского Союза Б. Шапошниковым, которым особо отличившиеся в Ельнинской операции 100-я (командир генерал-майор И.Н. Руссиянов), 127-я (генерал-майор Н.А. Гаген), 153-я (генерал-майор А.З. Акименко) и
     161-я (полковник П.Ф. Москвитин) стрелковые дивизии будут переименованы в гвардейские - 1, 2, 3 и 4-ю соответственно. В приказе будет также проанализировано, “почему этим нашим стрелковым дивизиям удалось бить врага и гнать перед собой хваленые немецкие войска”.
     В ноябре 41-го в 1-ю гвардейскую будет преобразована отличившаяся в боях под Мценском 4-я отдельная танковая бригада полковника М.Е. Катукова. В ходе дальнейших сражений гвардейскими станут многие части и соединения других родов войск. 11 общевойсковых и танковых армий, 39 стрелковых, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных, 13 авиационных и воздушно-десантных корпусов, 128 стрелковых, 17 кавалерийских, 6 артиллерийских, 6 зенитно-артиллерийских, 47 авиационных и 15 воздушно-десантных дивизий, 15 стрелковых, 8 воздушно-десантных, 42 мотострелковые и механизированные, 68 танковых бригад плюс десятки подводных лодок и надводных кораблей ВМФ, части и соединения авиации ПВО - таков далеко не полный кадровый состав имела советская гвардия к концу войны.
     Стоявшая же первой в этом почетном списке 100-я ордена Ленина стрелковая дивизия была одним из старейших соединений Красной Армии (день начала ее формирования - 1 ноября 1923 года). Она участвовала в освободительном походе войск Украинского и Белорусского фронтов в 39-м. Штурмовала линию Маннергейма в 40-м. И уже на четвертый день Великой Отечественной ее батальоны встали на пути танковых колонн Гудериана, рвавшихся к Минску. Только на подступах к столице Белоруссии, по данным Центрального архива Министерства обороны, бойцы Руссиянова уничтожили 101 вражеский танк, 13 бронемашин, 61 мотоцикл, десятки автомашин разных марок, 23 орудия, сбили 20 самолетов, разгромили танковый и четыре пехотных полка гитлеровцев. Именно здесь против фашистских танков были применены бутылки с бензином и стеклянные солдатские фляги - способ борьбы с бронетехникой, испытанный, как известно, сначала бойцами республиканской армии Испании, затем - нашими в боях с белофиннами.
     День Победы развернутый потом на базе этой легендарной дивизии 1-й гвардейский механизированный корпус встретил в австрийских Альпах. А после войны он был снова преобразован, теперь уже в 100-ю гвардейскую мотострелковую дивизию. В военном городке близ Тбилиси, где она стояла, гвардейцы своими руками соорудили добротный мемориальный комплекс.
     Ну а потом, с развалом СССР, когда многие наши прославленные дивизии, что называется, канули в Лету, было не до мемориалов. Сотой, можно сказать, еще повезло: ее всего-навсего передислоцировали в Забайкалье, в ту самую гремевшую когда-то Песчанку, где служил юный Леонид Брежнев. Но не зря говорят, что даже переезд семьи приравнивается к пожару... От музея мало что осталось.
     - Теперь фронтовикам, живущим в разных странах СНГ, связь с однополчанами приходится поддерживать лишь по почте, - делится своими печалями Василий Андреевич Громов, которому только что исполнилось 80 лет. - Военные нищенствуют, у местных властей зачастую тоже нет денег даже для того, чтобы приветить почетных граждан своих городов, а таких среди нас - более сорока. Да и редеют наши ряды, к сожалению, слишком быстро...
     Да, годы и наша неустроенная жизнь все быстрей добивают тех, кто уцелел в боях и походах. Шутка ли, практически все руссияновцы - фронтовики, как и Громов, - ровесники своей дивизии! Да и всего-то их едва на батальон наберется, а из 27 Героев Советского Союза в живых на сегодня остались, как в той песне, только трое. Но ветераны не сдаются, держатся прямо-таки по-гвардейски, сражаясь с собственными болезнями и нищетой, с воинствующим нигилизмом, убийственным равнодушием чиновников. Многие трудятся на благо Родины и по сей день, восхищая окружающих своим жизнелюбием, несгибаемым патриотизмом, активностью позиции.
     Именно благодаря активности ветеранов им все-таки удается и в наше беспутное время поддерживать традиции гвардии в войсках, прививать интерес к ним у будущих защитников Отечества. Именами первогвардейцев названы улицы в Минске, Воронеже, Ярославле и многих других городах Белоруссии, России, Украины. В их честь во многих населенных пунктах подняты на постаменты танки. О их подвигах рассказывают экспонаты более чем десяти музеев боевой славы.
     Особенно радует ветеранов заинтересованное отношение к ним школьников, педагогов. В частности, многие первогвардейцы с благодарностью отзываются о педагогических коллективах школы имени Руссиянова в селе Томашевка Ельнинского района, 900-й и 1276-й школ Москвы, которые вместе с ними предметно занимаются военно-патриотическим воспитанием учащихся. Вот и сейчас совет ветеранов вместе с руководителями подшефных московских школ готовятся достойно отметить 80-летие соединения. Теперь это гвардейский Венский орденов Ленина и Кутузова II степени окружной учебный центр имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта И.Н. Руссиянова, одна из крупнейших “учебок” Сибирского военного округа, а то и всей Российской армии.
     Что же касается наследников и продолжателей ратной славы первогвардейцев, офицеров, прапорщиков и сержантов учебного центра, то главную свою задачу, по словам их командира гвардии полковника Владимира Меньшикова, они видят в том, чтобы нынешний юбилейный выпуск курсантов был как можно лучше.
     Добиться этого непросто. Ведь не секрет, что обучение новобранца сегодня (поскольку в Сибири, как и в большинстве других регионов России, допризывная подготовка молодежи, мягко говоря, не на высоте) начинается с пресловутого нуля. Количество же специальностей, по которым учебный центр готовит своих выпускников, исчисляется не одним десятком. Свои коррективы в программу обучения вносит и боевой опыт, накопленный войсками в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Так, наряду с подготовкой младших командиров для подразделений различных родов войск, механиков-водителей танков, самоходных артиллерийских и зенитных установок, других боевых машин здесь обучают специалистов по разминированию, снайперов. Каждый будущий специалист экипажа боевой машины должен уметь в случае необходимости покидать горящую технику, ремонтировать ее под огнем противника, эвакуировать с поля боя и т.д.
     Все это требует особой щепетильности как при подборе и расстановке, так и при организации командирской подготовки офицеров, ибо далеко не каждый из них, как показывает практика, даже имея боевой опыт, чувствует себя уверенно в роли педагога. К тому же контингент, с которым приходится иметь дело офицерам учебного центра, как это ни прискорбно, год от года не становится лучше. Конечно, командиры, воспитатели, военные психологи, социологи, медики в меру сил и возможностей делают все, чтобы в учебный центр поступала лучшая часть призывного контингента. Его подразделения комплектуются даже с некоторым запасом на случай, если кого-то подведет здоровье или учеба окажется не по плечу. Хотя на все случаи жизни, разумеется, не застрахуешься.
     И все же Учебный центр имени Руссиянова можно считать одним из наиболее укомплектованных на сегодня формирований Сибирского военного округа. Связанная с этим работа военкоматов, командования центра, кадровых органов находится под постоянным контролем командующего войсками СибВО генерал-полковника Николая Макарова. И, что отрадно, сюда охотно идут молодые офицеры. Что их привлекает? По признанию самих лейтенантов, прежде всего то, что наличие укомплектованных по полному штату подразделений дает им возможность с первых дней службы по-настоящему ощутить себя командирами, шлифовать свои методические навыки непосредственно в работе с личным составом, что не всегда есть, к сожалению, в урезанных до невозможности других частях.
     Что ж, стремление, что называется, с младых ногтей испытать себя в настоящем деле - это в духе гвардии.
     
На снимках:в Учебном центре имени Руссиянова - командир взвода тренажеров гвардии старший прапорщик Сергей МАЗИН к очередному занятию готов; командир учебного танкового взвода гвардии старший лейтенант Игорь ЧЕРНЫЙ с будущими механиками-водителями.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100