на главную страницу

19 Сентября 2003 года

Армия и общество

Пятница

Бюджет поддерживаем.
Но хорошей жизни не обещаем...

На вопросы «Красной звезды» отвечает председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал армии Андрей НИКОЛАЕВ

Беседу вел Виталий СТРУГОВЕЦ.



     - Андрей Иванович, что проект федерального бюджета будущего года обещает военнослужащим и членам их семей?

     - На финансирование расходов по разделу «Национальная оборона» предусмотрено 411 млрд. 472 млн. 653,4 тыс. рублей, что составляет 2,69 % от объема ВВП. В прежние годы эта доля составляла: в 2001 г. - 2,63%, в 2002 г. - 2,50 %, в 2003 г. - 2,65 %. Увеличение по сравнению с 2003 годом составляет 0,04 %.
     Однако отмечу, что в соответствии с принятыми в 2000 году решениями Совета Безопасности РФ по финансированию расходов раздела «Национальная оборона» в доле от ВВП объем расходов в будущем году должен быть на 49.057.300,0 тыс. рублей больше установленного в проекте бюджета.
     Абсолютное увеличение расходов по разделу «Национальная оборона» по сравнению с бюджетом текущего года – 66.947.400,0 тыс. рублей, или 19,4 %. В реальном выражении с учетом индекса-дефлятора ВВП увеличение составляет 8,8 %.
     Указанные показатели, и Комитет по обороне отмечает это в своем заключении, свидетельствуют о сохранении приоритетности расходов на национальную оборону в бюджетной политике государства на 2004 год. В законопроекте, в частности, реализованы положения Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2004 году» в части целевого финансирования расходов на реформу комплектования армии, предусматривающую замещение призыва на военную службу системой комплектования должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
     Сохраняется и преемственность установленного в 2003 году уровня «прозрачности» главного финансового документа страны. Как и в текущем году, расходы на содержание Вооруженных Сил, а также объемы ассигнований на разработки, закупки и ремонт вооружения и военной техники представлены в открытой части бюджета.
     - Каково финансирование расходов по подразделам раздела «Национальная оборона»?

     - В сопоставимых условиях бюджетов по сравнению с 2003 годом объемы финансирования расходов по подразделам раздела «Национальная оборона» характеризуются следующими показателями:              
Объем выделяемых в бюджете 2004 г. средств (тыс. рублей) То же в % от непроцентных расходов бюджета 2004 г. То же в % к бюджету 2003 г. в сопоставимых условиях
Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации389 401 614,2 20,1 % 108,77 %
Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии 16 826 410,0 0,87 % 117,77 %
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки 4 687 185,9 0,24 % 102,6 %
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности 214 843,3 0,01 % 13,63 %
Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны 342 600,0 1,18 % 88,52 %

     Теперь об отдельных параметрах - более детально.
     Строительство и содержание Вооруженных Сил РФ. При рассмотрении этого вопроса Комитет по обороне вынужден констатировать, что расчет объема финансовых средств, выделяемых в 2004 году на выплату денежного довольствия военнослужащим, произведен не по штатному расписанию, а по списочному составу военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах. В этой связи представляется невозможным в течение 2004 года заполнение существующих в воинских частях и соединениях вакантных должностей.
     Кроме того, проектом бюджета не предусмотрено увеличение (индексация) в 2004 году денежного довольствия военнослужащих в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции. Тем самым не выполняется требование Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот».
     Продовольственное обеспечение. Основные задачи продовольственного обеспечения будут выполнены в полном объеме при условии выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен продпайка из расчета 20 рублей в сутки и при стоимости общевойскового пайка 51,45 рублей в сутки.
     К сожалению, не обеспечивается законодательно установленная норма о выплате компенсации взамен продовольственного пайка из расчета его стоимости (ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), на что дополнительно требуется 6 736,1 млн. рублей.
     Более того, проектом бюджета предусматривается приостановление в 2004 году действия указанной статьи в части выплаты и размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка.
     На предусмотренные проектом федерального бюджета в 2004 году объемы финансирования могут быть обеспечены лимиты расхода горючего Вооруженным Силам по сравнению с 2003 годом: по автобензину- на 80%; по дизельному топливу - на 85%; по авиационному керосину - на 95%; по мазуту топочному - на 95%; по мазуту флотскому - на 85%.
     При этом налет летного состава ВВС и ВМФ составит не более 32 – 35 часов при нормативном показателе 80 часов, а сроки нахождения в море кораблей ВМФ - не более 16-20 суток при норме 40 суток.
     Несмотря на некоторое увеличение по сравнению с 2003 годом выделяемых в 2004 году ассигнований, возможности Минобороны России по обеспечению проезда в отпуска и на лечение личного состава и членов их семей не позволяет обеспечить уровень пассажирских перевозок даже на уровне 2003 года.
     Бюджетные ассигнования позволят обеспечить медицинское обслуживание только 65 процентов прикрепленного контингента (6,0 млн. человек). Лишь 30 процентам нуждающихся будут проведены дорогостоящие операции. Возможность проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, а также оказание стоматологической и зубопротезной помощи – на уровне, не превышающем 35 процентов потребности. Санаторно-курортным лечением может быть обеспечено не более 30 процентов военнослужащих и членов их семей из числа тех, кто мог бы им воспользоваться. Возмещение расходов на содержание санаториев и домов отдыха будет производиться за счет коммерческой продажи путевок лицам, не относящимся к Минобороны России.

      - Основа социальной защиты военнослужащих – обеспечение их квартирами. Какова ситуация в этой сфере?

     - Комитет по обороне констатирует, что обеспечение военнослужащих жильем является основной проблемой 2004 года. Сложившаяся в последние годы негативная тенденция уменьшения объемов получаемого Минобороны России за счет федеральных средств жилья для военнослужащих в проекте бюджета на 2004 год получила свое развитие. Если в 1999 - 2000 годах удавалось получить около 28,0 – 29,0 тыс. квартир, то уже в 2003 году объем уменьшился до 23 тыс. квартир, в проекте 2004 года - всего 13,5 тыс. квартир. При этом только для стабилизации количества нуждающихся в жилье военнослужащих и недопущения роста их числа в 2004 году Минобороны России необходимо получить около 30,0 тыс. квартир.

      - Но есть еще программа «Государственные жилищные сертификаты»…

     - Эта программа является основным источником обеспечения жильем уволенных военнослужащих и практически единственным источником получения жилья гражданами, уволенными с военной службы. Значительное уменьшение объемов выпуска сертификатов в 2004 году не позволит обеспечить своевременное увольнение военнослужащих. Последнее, в свою очередь, может создать дополнительную нагрузку на федеральный бюджет ввиду невозможности увольнения военнослужащих и необходимости для Минобороны России нести незапланированные расходы на их содержание.
     Граждане, уволенные с военной службы, в настоящее время состоят в очереди на получение жилья в субъектах РФ по 10 лет и более. Снижение объемов выпуска сертификатов увеличит срок ожидания жилья до 15-16 лет. Члены думского комитета по обороне убеждены, что это безнравственно и несправедливо по отношению к людям, добросовестно выполнившим свой долг перед Отечеством и свои обязанности в соответствии с контрактом о прохождении военной службы. Подобное отношение к выполнению государством своих обязательств перед гражданами, и мы это подчеркиваем в своем заключении на проект бюджета, подрывает авторитет Вооруженных Сил, веру граждан в готовность и желание власти выполнять возложенные на нее законом обязательства, снижает привлекательность военной службы.

      - Как будут финансироваться преобразования, происходящие в Вооруженных Силах?

     - На военную реформу выделено 7.245,6 млн. рублей, что практически в 2 раза ниже уровня 2003 года. Исходя из чего можно предположить, что военная реформа перешла в свою завершающую стадию либо свертывается. К сожалению, отсутствие планов военной реформы, достаточно четко сформулированных ее задач и целей не дают возможности судить об эффективности расходования и достаточности выделенных финансовых средств.
     По Минобороны России расходы на проведение мероприятий, связанных с сокращением и передислокацией личного состава Вооруженных Силах определены в сумме 6.366,3 млн. рублей, в том числе на обеспечение мероприятий, связанных с сокращением численности личного состава (выходное пособие, вещевое обеспечение и др.) – 646,8 млн. рублей и 139,7 млн. рублей - на реализацию Федеральной целевой программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».
     Кроме того, для формирования фонда служебного жилья по разделу «Военная реформа» выделено 4.000,0 млн. рублей.

      - Андрей Иванович, вы отметили, что в проекте бюджета предлагаются изменения и приостановление действия норм действующих законодательных актов. О чем конкретно идет речь?

     - Действительно, в проекте бюджета на 2004 год получила свое дальнейшее негативное развитие апробированная правительством в предыдущие годы практика изменения обязательств федерального бюджета перед военнослужащими посредством приостановления или изменения положений действующих законодательных актов.
     В частности, законопроектом о бюджете предусматривается изменение установленного Федеральным законом «О статусе военнослужащих» порядка получения денежной компенсации вместо не выданных в год увольнения предметов вещевого обеспечения в размере стоимости этих предметов. Проект бюджета предусматривает данную компенсацию в размере не более 3.000 рублей.
     Напомню, что в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2003 год» ограничение размера выплаты указанной денежной компенсации ограничивалось 3.000 рублей только для военнослужащих, проходящих военную службу. Военнослужащие, увольняемые с военной службы, должны были быть рассчитаны в полном объеме задолженности за текущий и прошедшие годы службы.
     Предлагаемая в законопроекте редакция указанного положения, по мнению членов думского комитета по обороне, существенно изменяет установленный законодательством РФ объем обязательств государства перед гражданами, проходящими военную службу, нарушает условия заключенных ими контрактов о прохождении военной службы и существенно ухудшает материальное положение военнослужащих.
     Предлагается также изменить установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядок прохождения военной службы гражданами, зачисленными в военные образовательные учреждения профессионального образования, и заключения ими контракта о прохождении военной службы. Проект бюджета устанавливает, что указанные граждане приобретают статус военнослужащих по призыву и заключают первый контракт на последнем курсе обучения (сегодня - после первого курса обучения) в указанных образовательных учреждениях (за исключением граждан, зачисленных в военно-медицинские и военно-ветеринарные образовательные учреждения) на десять лет военной службы после его окончания (сегодня на 5 лет).

      - Расскажите поподробнее о правовых нормах, действие которых проектом федерального бюджета на 2004 год предлагается приостановить.

     - Первое. Предлагается приостановить действие Закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, не будет выплачиваться денежная компенсация в размере стоимости путевки в лечебно-оздоровительные учреждения в случае ее непредоставления, несмотря даже на наличие медицинских показаний.
     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об ухудшении социального положения данной категории военнослужащих.
     Второе. Предлагается продлить устанавливаемое с 2001 года приостановление действия Федерального закона «О ветеранах» в части предоставления права получения от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства. Ежегодно на реализацию данного права, по оценкам экспертов, требуется 84,8 млрд. рублей.
     Впервые предлагается приостановить действие целого ряда положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Например, в части финансирования из федерального бюджета медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий при медицинском освидетельствовании и медицинском обследовании граждан при первоначальной постановке на воинский учет и проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий.
     Проектом бюджета предлагается приостановить ряд положений и Федерального закона «О статусе военнослужащих». О выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка и взамен положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества я уже говорил. Кроме этого предлагается приостановить действие закона в части предоставления субсидий из средств федерального бюджета военнослужащим, проходящим службу по контракту, гражданам, уволенным с военной службы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) жилья.
     При этом игнорируется тот факт, что получателями безвозмездной финансовой помощи являются военнослужащие, имеющие право на получение постоянного, а не служебного жилья, то есть заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
     Члены думского Комитета по обороне убеждены: реализация данного предложения приведет к тому, что около одной тысячи военнослужащих Минобороны России, уже получивших авансы и промежуточные платежи в счет оказания безвозмездной финансовой помощи, не смогут реализовать своего права на улучшение жилищных условий. Направленные по целевому назначению бюджетные средства будут заморожены.
     Далее. Проектом бюджета продлевается приостановленное в 2003 году действие законодательной нормы в части выплаты органами местного самоуправления денежной компенсации за счет средств федерального бюджета гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей за поднаем жилья до его предоставления.
     Приостанавливается возмещение расходов на профессиональную переподготовку отдельных категорий увольняемых военнослужащих.

      - Какие же выводы делают члены Комитета из предложенного бюджета?

     - Исходя из сказанного и существующих в настоящее время в Вооруженных Силах проблем, у Комитета Государственной Думы по обороне нет оснований предполагать улучшения в 2004 году состояния и боевых возможностей Вооруженных Сил Российской Федерации. Особенно, если принять во внимание постоянно растущие тарифы на транспорте и в топливно-энергетическом комплексе.
     На протяжении нескольких последних лет посредством законов о федеральном бюджете проведена ревизия, а в ряде случаев фактически отмена ряда льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными актами Российской Федерации для военнослужащих, и являющихся существенными условиями контрактов о прохождении военной службы. В проекте закона «О федеральном бюджете на 2004 год» продолжена политика наступления на социальные права военнослужащих.
     Несмотря на то, что думский Комитет по обороне большинством голосов решил поддержать проект бюджета 2004 г., это абсолютно не значит, что мы не будем настаивать на изменении ряда параметров по разделу «Национальная оборона».
     В целом же, повторюсь, Комитет Государственной Думы по обороне большинством голосов рекомендует нижней палате принять проект бюджета 2004 года в первом чтении.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker