на главную страницу

19 Сентября 2003 года

Заметки обозревателя

Пятница

Россия и Америка перед встречей в верхах

Вадим МАРКУШИН.



Предстоящий визит в США Владимира Путина вписывается в перечень самых важных событий в глобальной политике. Еще не начавшись, он уже привлек к себе пристальное внимание мировых СМИ, пытающихся предсказать, как новая встреча скажется на российско-американском сотрудничестве. Упростит ли она наши отношения, подвигнув американцев освободиться от барского великодушия, а россиян – от излишней подозрительности? Улучшит ли взаимопонимание в такой всеобъемлющей области, как укрепление опор нового мирового порядка? Ответы на эти вопросы в разной степени и под разными углами интересуют российскую и американскую общественность. Но не только их. Кривая американо-российского диалога составляет предмет незатухающего интереса со стороны Европейского Союза, стран СНГ, Китая, многих других государств. Что закономерно, ибо Россия медленно, но верно восстанавливает былую весовую категорию на мировой арене.

     В последнее время произошли события, которые весьма основательно испытали на прочность американо-российские политические связи. Эти связи выдержали сильнейшее натяжение в период подготовки и осуществления военного вторжения в Ирак. Они не оборвались, доказав новое качество составляющих нитей. Они даже не надорвались, подтвердив серьезность объявленных прежде намерений. Руководители обеих держав, невзирая ни на какие разногласия и не реагируя ни на какие провокационные мнения внутренних оппозиционных сил, продемонстрировали верность заявленному курсу в двустороннем сотрудничестве. И благодаря этому теперь не стоят перед необходимостью что-то возобновлять или восстанавливать – они теперь могут сделать нечто еще более значительное для будущих отношений между Россией и Америкой.

     Смогут ли президенты сделать это «нечто» именно сейчас, когда в обеих странах набирают обороты предвыборные гонки? Трудно, говорят эксперты, очень трудно, но можно. Тем более что и Путину, и Бушу важно использовать внешнеполитический ресурс. Особенно Бушу, которого соперники-демократы критикуют за явные потери на дипломатических фронтах. Если не прорыв, то хотя бы заметный шаг в дальнейшем сближении Вашингтон и Москва должны сделать уже исходя из тех задач, которые требуют совместного решения. В частности, подавление терроризма, сдерживание распространения оружия массового поражения, погашение тлеющих очагов вооруженных конфликтов, нейтрализация угроз эпидемий и др.

     Эти задачи в обеих странах являются составляющими внешнеполитических стратегий, притом что сами стратегии, конечно же, не одинаковы. И не могут быть одинаковыми в силу хорошо известных исторических, экономических, военно-политических реалий, сложившихся на протяжении многих десятилетий.

     США действуют самоуверенно, стремясь к установлению мирового порядка, основанного на чисто американских представлениях о целесообразности и справедливости. Россия же выстраивает свою линию, пытается занять место, соответствующее ее историческим заслугам. Однако, имея в мозгу занозу «как бы демократии», никак не может осознать идеалов, к которым стремится.

     У США – привычно работающая машина передовой экономики. Ее гигантские колеса вращаются независимо от того, какие интриги плетутся в коридорах Белого дома или конгресса. У России – разбалансированное хозяйство, жаждущее модернизации. Всякий сколько-нибудь значимый шаг в экономической сфере пока делается под присмотром Кремля. Всякая масштабная отраслевая инициатива требует тщательной проверки «на всхожесть».

     У США – отшлифованный имидж, который ревниво поддерживают, оберегают, защищают все слои американского населения. И хотя слепоту своей веры в наивысшую американскую нравственность сейчас обнаруживают в себе все больше граждан Америки, национальное единство первой державы мира почти монолитно. У России – образ формирующегося общества, хотя и безошибочно узнаваемый повсюду по некоторым родовым чертам. Ущербность этого образа излечима лишь посредством ликвидации массовой нищеты и полунищеты, на что необходимо время.

     В силу отмеченных и связанных с ними других отличий равноправными союзниками США и Россия пока быть не могут. Тем не менее между ними могло бы быть прогрессирующее партнерство, основанное на цивилизованном общении – без ругани, без шумных демонстраций обид, без нанесения ущерба отношениям с другими. Это могло бы быть партнерство, способствующее созданию сильного мирового правительства, в котором нынче объективно заинтересованы все. Организационная физиономия такого правительства пока остается неясной. Однако в принципе им могла бы стать модернизированная ооновская структура с авторитетным штабом коллективной безопасности и другими органами, решения которых никем не подвергались бы сомнениям.

     Прогрессирующее американо-российское партнерство, можно сказать, – безальтернативная необходимость. Россию в этом убеждать уже не надо, она устремлена к нему. Америка – иное дело. Осознание такой необходимости пока созревает лишь в умах активно мыслящей части американского общества. То есть тех людей, которых не заставишь без разбора глотать вбрасываемые для массового потребления тезисы властей. Но которые зато способны делать разумные выводы из назиданий жизни. Ирак, конечно же, – одно из таких назиданий. И как тут не вспомнить предупредительный сигнал российского лидера о грубой исторической ошибке, совершаемой Вашингтоном при вторжении в эту страну! А ведь можно и нужно было обойтись без применения силы. Но с более умелым и активным использованием возможностей европейских союзников и России.

     Теперь США на пороге другого крупного просчета – производства маломощного ядерного оружия, которое можно использовать для разрушения заглубленных пунктов управления. Во вторник сенат 53 голосами против 41 отверг призыв представителей Демократической партии Эдварда Кеннеди и Дианны Фейнштейн прекратить реализацию этого проекта. Что это, как не сигнал другим странам о начале очередного витка гонки вооружений? Причем в момент, когда США увещевают всех прочих отказаться от своих ядерных программ.

     Этот и другие подобные факты говорят о том, что Америка пока лишь на пути к мировоззренческому сдвигу, к ясному пониманию, что на планете не может быть такой силы и такого интеллекта, которые способны взять на себя функцию глобального управителя, прокурора, судьи. Но разве американцы не заинтересованы в том, чтобы подобный сдвиг произошел как можно быстрее и без очередных потрясений? И разве они против того, чтобы американская идеология, освободившись от чрезмерного эгоизма и шовинизма, стала предметом уважения со стороны России?

     Особый разговор – экономические связи. По своему уровню они, конечно же, существенно уступают политическому диалогу. Хотя часто мы видим, что именно политика и притормаживает поступательный ход двустороннего экономического сближения. Как отмечают специалисты по американо-российским отношениям, в США попросту нет особого интереса к наращиванию торгового оборота с Россией. Предоставив России статус страны с рыночной экономикой, США в то же время никак не отважатся отменить пресловутую поправку Джексона-Веника. Они лишь периодически приостанавливают ее действие. Притом что в американских деловых кругах есть ясное понимание перспективности российского направления, что выражается в некотором росте инвестиций в наукоемкие отрасли.

     Как отмечает торговый представитель РФ в США Михаил Барков, доля России во внешней торговле США составляет лишь около 0,5 процента, занимая место в конце третьего десятка торгующих с Соединенными Штатами стран. Товарная структура взаимной торговли на протяжении последних лет остается практически неизменной. В нашем экспорте преобладают сырьевые товары и полуфабрикаты. Основная доля приходится на минеральное сырье, металлы и драгметаллы, химические и продовольственные товары. Закупаются в США главным образом машинотехническая продукция, продовольственные товары и сельхозсырье.

     Одной из основных является проблема обеспечения свободного доступа российских товаров на американский рынок и создания тем самым равных с другими странами условий для российского экспорта. США сейчас применяют необоснованные двойные ограничения на импорт ряда видов российской сталепродукции. Не прекращаются попытки со стороны американских компаний-конкурентов лишить Россию льготного режима ввоза кованого титана на американский рынок, несмотря на то, что в последние годы доля поставок этого товара в США устойчиво снижалась.

     Определенные проблемы связаны также с объективными трудностями роста рыночной экономики в России, включая создание более привлекательной для иностранных инвесторов деловой среды. В последнее время отмечается снижение притока американских инвестиций в Россию, а по общему объему накопленных иностранных инвестиций (5,5 млрд. долларов) США занимают лишь третье место после Германии и Кипра.

     Короче говоря, в сфере экономических отношений нужен хороший импульс. Президенты, наверное, могли бы его генерировать. Хотя решающее слово все равно за предпринимателями, за их готовностью иметь дела с российскими компаниями. И тут, хотим мы этого или нет, но снова вынуждены вспоминать о таких качествах, как обязательность, профессионализм, надежность. Тут законное право американцев взывать к нашему усердию и нашему «мировоззренческому сдвигу».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker