на главную страницу

20 Сентября 2003 года

Армия и общество

Суббота

Заманчиво, но лишено оснований

Игорь ПОДБЕЛЬСКИЙ.



     «Около месяца ездил на работу мимо плаката «СПС — за профессиональную армию». Уже несколько недель как плакат исчез. А вопросы остались. Какое отношение «правые» имеют к армии? Что такое военная реформа по СПС?
     С уважением капитан 3 ранга запаса Рим БАЙБУРИН».

     
Характер нынешнего года привел к ситуации, когда многие государственные проблемы рассматриваются определенной частью политиков только с точки зрения привлекательности для общественного мнения. К сожалению, преобразования, проводимые в Вооруженных Силах, проблемы, которых немало в армии и на флоте, тоже используются в качестве разменной монеты в политических баталиях.
     Военная реформа стала одним из «ударных» лозунгов СПС, с помощью которого «правые» рассчитывают привлечь симпатии избирателей. План военной реформы СПС разработан в Институте экономики переходного периода. Его суть - в сочетании призывной и контрактной систем со снижением обязательного срока службы до 6 - 8 месяцев. Авторы реформы считают, что 6 - 8 месяцев службы достаточно для создания боеспособного резерва, а сокращение срока службы, ударив по «дедовщине», ликвидирует теневой «налог на бедных», которые не могут позволить себе откупиться от армии. В брошюре, которая была издана в 2002 году, реформаторы предлагали перейти на новую форму призыва с… 2001 или хотя бы 2002 года. В общем, «военная реформа здесь и сейчас», немедленно, лучше - вчера. При этом они настаивали, что реформа не потребует крупных дополнительных средств.
     Надо отметить, что переход на контрактный принцип комплектования – это разумная идея, правда, «правым» она не принадлежит. Об этом в стране говорят уже как минимум десять лет. А вот переход на шестимесячный срок службы, по признанию многих экспертов, - крайне сомнительная идея. Вместо того чтобы двигаться к профессиональной армии, это путь к милицейской армии, к ополчению. За шесть месяцев нельзя подготовить профессионального солдата и получить от него пользу. При этом никто не освобождается от всеобщей воинской повинности. Если сейчас новобранцы приходят служить на два года, то нехитрая арифметика показывает: при 6-месячном призыве новобранцев потребуется в 4 раза больше. Но призывной контингент и так сокращается. Мы на пороге огромной демографической ямы. Если переходить на шестимесячный срок службы, значит, надо отменять отсрочки.
     Кроме того, это предложение еще и весьма затратно — краткосрочный призыв требует регулярной переподготовки резервистов, а значит, и дополнительных учебных баз, обмундирования, снаряжения, кадровых специалистов — управленцев и инструкторов, то есть дополнительных расходов. Ведь прежде чем начать работу в центрах подготовки резервистов, где они в дальнейшем будут проходить подготовку, их надо создать…
     Кстати, баталии вокруг военной реформы неоднократно переходили в течение нынешнего года в публичную плоскость. Политикам напоминали, что в сфере обеспечения обороноспособности страны нельзя быть радикалом. Нельзя выкатывать свои инициативы ради одного популизма. Заработав на этом или убедившись, что получить политические дивиденды нельзя, многие обо всем мигом забывают. А проблемы заболтаны, им уже нанесен определенный ущерб.
     Наиболее благожелательно лозунг «Военная реформа – сейчас» был воспринят в среде молодежи. И тоже понятно почему. Служить 6 месяцев вместо двух лет кажется заманчивым. Но военная реформа проводится не для того, чтобы было удобно юношам «становиться учеными». Ее смысл заключается в том, чтобы укрепить военную безопасность страны в новых условиях. Реформа проводится последовательно, в соответствии с военной доктриной, состоящей из нескольких концепций, которые могут изменяться в соответствии с меняющейся обстановкой.
     Кстати, принятие Федеральной программы о переходе армии преимущественно на контрактный способ комплектования во многом основано на развитии демографической ситуации в стране. И только после того, как отдельные партии лихо раскрутили идею о переводе армии на контракт, общественное мнение поставило знак равенства между этим процессом и военной реформой. В результате «правым» почти удалось сыграть на вторичных признаках главных проблем, чтобы завоевать внимание и поддержку молодежи.
     Между прочим, большинство серьезных специалистов не рассматривает сколько-нибудь всерьез предложения СПС. Похожая ситуация сложилась с обсуждением указа президента Ельцина в мае 1996 года о переходе на контрактную армию к 2000 году. Для специалистов была очевидна невыполнимость этого указа, популистского по существу: никто не спорил, не возражал, не обсуждал — все знали, что это мертворожденный проект. Слишком очевидно, что авторы концепции СПС о реформе срочной службы просто осуществляют политический маневр, призванный привлечь избирателей и далекий от решения реальных проблем Вооруженных Сил.
     
Какие еще из политических партий разрабатывают планы военной реформы?
     
Предложения по военной реформе одной из первых стала разрабатывать партия «Яблоко», и только активный пиар СПС в течение двух последних лет вывел «правых» в лидеры по этой теме. Среди других заметных военных инициатив политиков стало предложение узаконить откуп от службы в армии. Но большинство партий ограничивается общими лозунгами. Учитывая предвыборный характер нынешнего года, редакция постарается проанализировать «военные» программы наиболее крупных партий, избирательных блоков и объединений.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100