на главную страницу

20 Сентября 2003 года

ПОЛИГОН

Суббота

Есть только час

Сергей СУМБАЕВ.



     Командир 1-й канадской авиадивизии генерал-майор Марк Дюмэ:
Мы спасаем каждого

     
- Господин генерал, почему именно канадцы присутствуют на учениях?
     
- Поисково-спасательная служба (ПСС) ВВС Канады ведет историю с 1947 года. Достаточно плотно и долго она сотрудничает с русскими в поиске спутников. Участие в нынешних учениях представляет для нас значительный интерес, так как мы можем как обменяться знаниями, так и просто укрепить наши отношения.
     
- Какова организация ПСС ВВС Канады?
     
- У них на вооружении есть самолеты и вертолеты, большой штат спасателей, летчиков и техников. В их задачи входит спасание людей на земле и на море. Канада - большая страна, почти как Россия, поэтому нам приходится размещать отряды на всей ее территории, чтобы они могли действовать в любом месте в любое время. Личный состав очень хорошо подготовлен и готов к любым неожиданностям. Это части постоянной готовности, время «Ч» для них составляет 30 мин. днем и 2 часа ночью после того, как получен сигнал тревоги.
     
- Со стороны России присутствуют авиационные спасатели Минобороны, УПАСР ВМФ, МЧС, но от Канады направлены только спасатели ВВС. Значит ли это, что вы отвечаете за все виды войск?
     
- Не совсем. ВМС Канады также имеют корабли для поисково-спасательных целей. Но обычно, если что-то случается, то действуем именно мы. например, в море тяжело заболел или получил ранение член экипажа корабля, и его надо срочно доставить в госпиталь. Действуем мы, так как это вопрос времени. А мы можем действовать быстро и оперативно.
     
- Вы имеете в виду моряков военных кораблей?
     
- Нет, в Канаде спасатели отвечают за всех, мы спасаем каждого. Скажем, охотник заблудился в лесу или кто-то в горах сломал ногу.
     
- А кто платит за это?
     
- Хороший вопрос. У нас в бюджет заложена сумма на проведение поисково-спасательных операций. Иногда, если происшествие случилось явно по глупости или небрежности потерпевшего, мы выставляем ему счет. Чтобы случившееся было своего рода уроком, но не всегда счета оплачиваются. У нас также есть некоторые проблемы с пилотами малой авиации – владельцами частных самолетов. На них рекомендуется устанавливать оборудование вроде радиомаяков, облегчающее поиск в случае аварии. Но так как стоит оно очень дорого, большинство летает без него. Мы их можем понять. Но основной вопрос не деньги, а спасение людей.
     
- Подготовка спасателей в Канаде идет с учетом действия в арктическом регионе?
     
- Подготовка идет постоянная, и основное внимание, конечно, уделяется действиям в Арктике. Но не только. Ведется отработка действий в разных областях, и мы готовы действовать всегда и всюду.

     





     
С момента как корабль «Союз» отстыковывается от МКС до приземления спускаемого аппарата (СА) на землю проходит меньше часа. После отсоединения корабль включает двигатели, чтобы уменьшить скорость и начать снижение. Постепенно корабль идет все ниже и ниже, входит в плотные слои атмосферы. И сгорает там, в то время как спускаемый аппарат продолжает свой путь на Землю. Именно на участке входа в атмосферу, который начинается примерно через 20 минут после отстыковки, возможно отклонение СА от расчетной траектории.
     После аварии с американским шаттлом «Колумбия» все работы по доставке космонавтов на станцию и обратно легли на российскую сторону. Спуск на землю происходит на СА. Расчетная точка его приземления – полигон в казахских степях. Запасным полигоном стало черноморское побережье Кавказа. И так как аппарат может изменить траекторию полета практически за несколько минут, то авиационным спасателям надо быть готовыми к тому, что искать космонавтов придется не в сухой степи, а где-то на поверхности
     Черного моря. Приземлившиеся космонавты могут ждать около трех суток до обнаружения их спасателями. При приводнении расчетное время поиска сокращается.
     Задачей юбилейных, 10-х международных российско-американо-канадских учений «САРЕКС-МКС-2003», прошедших на прошлой неделе в Геленджике на базе ТНТК им. Бериева, и стала отработка действий спасателей в случае приводнения СА на запасном полигоне. Руководил учениями начальник штаба ЧФ вице-адмирал Александр Татаринов, заместитель руководителя учений – начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания Минобороны РФ генерал-майор Владимир Попов. Американскую делегацию возглавлял генерал-лейтенант Чандлер Кэррол Хауарт, в ее состав также входили бригадный генерал Кэмбли Крейг Итон из национальной гвардии ВВС штата Аляска и бригадный генерал Рамзи Джин Льюис – командующий 176-м авиакрылом. Во главе канадской делегации стоял подполковник Смит Грант Йорклэнд, в ее работе принимал участие командующий 1-й канадской авиадивизией генерал-майор Марк Дюмэ.
     


Люди одинаковые – задачи разные


     
Спасатели всех стран в чем-то похожи. Даже внешне. Во всех трех командах можно было найти похожие персонажи. Но объединяет их не это. Без преувеличения можно сказать, что спасатели образуют своего рода братство, для которого нет границ. Это проявлялось даже в общении - при наличии переводчиков русские парашютисты и медики объяснялись с гостями на одном им понятном языке жестов и знаков. Здесь тот случай, когда высокие слова будут уместны. Готовность постоянно прийти на помощь, несмотря на риск, – это их нормальное состояние. У многих из них по нескольку сотен прыжков с парашютом в разных условиях. Но это не спорт - от этого зависят их жизнь и жизнь пострадавших. Они любят и уважают свою работу. Они осознают свое отличие от обычных людей. Но они спасатели, и потому не могут позволить себе отчужденности. Недаром девизом учений стали слова: «Чтоб другие могли жить».
     Различия есть в организации и задачах. Российское управление, к примеру, занимается работой только по авиационно-космическим объектам, поиском и спасанием летчиков с машин, сбитых в Чечне. В этом есть некоторое сходство с американской службой авиационных спасателей, сочетающей в себе как подразделение спасания, так и отряд специального назначения. Несколько особняком стоят канадцы, которые работают со всеми, несмотря на принадлежность и место происшествия.
     
Крест и парашюты

     
В среду был день подготовки к учениям. Парашютистов вывезли на аэродром Геленджика, где они должны были отработать тренировочные прыжки. Постепенно аэродром начал заполняться людьми, прибыло все руководство, приехали журналисты. Прыгать решили в три захода – вначале прыжок ветеранов, затем американцы и канадцы, потом прыгает наша группа и ветераны совершают затяжной прыжок. Полковник Степанов, начальник управления поисково-спасательного обеспечения парашютно-десантной подготовки ФПСУ РФ, распределил всех на группы, после чего иностранцев начали знакомить с техникой, с которой они будут прыгать. Здесь надо отметить работу переводчиков. Одно дело - перевод приветственных речей, когда что-то можно пропустить, что-то заменить. Но когда договариваются о технике совместного прыжка, когда объясняют, на какой высоте и каким образом будет срабатывать запасной парашют и как раскрывать основной, здесь ошибаться нельзя. И переводчики не подвели. Хотя, повторюсь, когда между собой общаются профессионалы, они понимают друг друга и без слов.
     Мы сидели с канадцами, которые занимались проверкой привезенных с собой парашютов. Наши спасатели интересовались площадью, маневренностью, наличием дополнительных ремней и предназначением странных застежек-молний. Канадцы отвечали охотно: «Площадь купола – 300 квадратных футов (мы долго переводили это в метры), дополнительный ремень на поясе, чтобы крепить винтовку сбоку, так как парашют военный, хоть и оранжевый. Молнии - для того, чтобы пристегивать карманы».
     В момент объяснений вдалеке послышались странная печальная музыка и пение. Поскольку с нами прилетела концертная группа Ансамбля Александрова, пение удивления не вызывало, к этому привыкли. Хотя и раздались замечания, что перед прыжками можно было бы спеть что-нибудь повеселее. Внезапно лица канадцев вытянулись от удивления. Мы оглянулись и увидели за нашими спинами православного батюшку с помощниками, распевающими священные гимны. Строго глядя на канадцев, он сказал по-русски: «Ну, сними шапку, благословлю». Канадцы удивленно стянули кепки, батюшка освятил их и парашюты святой водой и ушел довольный.
     Канадцы продолжали стоять с шапками в руках. «У вас всегда так?» - спросил один из них. Второй сказал: «А помните, как разбился Майк? Вода попала в шпильку, замерзла, и парашют не раскрылся». После этого системы проверили еще раз.
     Тем временем американцы изучали российские парашюты и вертолет Ми-8, прыжок с которого, видимо, был для них экзотикой. Поглядывали на стоящий рядом Ка-27, сокрушались, что не будут прыгать с него. В Ми-8 полковник Атрощенко, старший мастер-сержант Лэнс (США) и старший уоррент-офицер Браун (Канада) готовились к прыжку ветеранов. Прыгать они должны были втроем. За ними - еще шестеро российских парашютистов.
     Со стороны это больше походило на балет: трое стоят в центре, сцепившись руками, а со всех сторон их окружают люди, то разбегающиеся по сторонам, то странно разворачивающиеся и кружащиеся.
     Прыжки прошли удачно, несмотря на то, что американцы решили пошалить в воздухе и допустили несколько опасных сближений. Гарт Лэнс, совершив затяжной прыжок с нашим парашютом, выглядел радостно. Парашют ему понравился - легкий и маневренный.
     Уже перед отъездом с аэродрома к выпускающему Атрощенко подошел Энди Браун с раскрытой книжкой парашютиста и попросил сделать в ней запись.
     
Гагарин из Канады

     
Майор Энтони Зиммер был похож на Гагарина, особенно когда улыбался. Это и определило его судьбу. Вместе со своим американским коллегой он изображал одного из спасенных космонавтов. Во время проведения учений их привезли в медицинскую палатку, развернутую на берегу, и начали оказывать помощь. Подполковники Скляров и Вокер из Канады осматривали своих пациентов, общаясь без переводчиков - медики тоже понимают друг друга каким-то непостижимым путем обмена мыслями.
     Рядом с палаткой, держа в руках чемоданчики с принадлежностями и медикаментами, стояли канадский парашютист-медик мастер-капрал Бергквист и его коллега-американка мастер-сержант ВВС Ворд. Даже при всем желании не смогли бы они проникнуть в тесную палатку к своим подопечным, так как весь вход был забит фотографами и операторами, желающими снять космонавтов.
     Ворд – женщина-врач с добрым лицом, глядя на это, спросила: «Заголовок для статьи будет «Журналисты виновны в гибели космонавтов»? После того как с прибывших на землю сняли скафандры, их усадили в кресла-качалки у входа и устроили пресс-конференцию. Майор Зиммер явно вошел в роль.
     Одновременно с этим на воде происходили мероприятия по работе со спускаемым аппаратом.
     Готовая к спуску на воду стояла эвакуационная машина ПЭМ-2 с экипажем в лице командира капитана Валерия Пимакина, водителя старшего прапорщика Анатолия Никитина и радиста прапорщика Михаила Сироткина. В кузове рядом с лебедками сидела поисково-спасательная группа в спасжилетах. Если СА находится на расстоянии до 500 м от берега, с помощью этой машины его могут отбуксировать на берег и обработать на берегу. Если же расстояние больше, то все работы будут вестись на воде. Хотя все зависит от приказа из Москвы.
     К сожалению, из-за сильного ветра было принято решение отменить самую зрелищную часть учений – десантирование спасателей на воду.
     Однако прилет самолета-амфибии Бе-200ЧС с посадкой его на акватории залива оказался ничуть не хуже. Все были просто восхищены этим зрелищем, особенно когда красивый самолет шел по воде к спускаемому аппарату. И потом, когда он взлетал с залива и плавно совершал разворот на фоне гор.
     Учения длились около трех часов. В жизни такая работа займет примерно столько же времени, если не меньше.
     Все зависит от скорости обнаружения места посадки аппарата. Что же касается десантирования спасателей, в реальных условиях они бы прыгали, несмотря на погоду. Но сейчас основная задача была – безопасность людей.
     На разборе учений вице-адмирал Татаринов отметил: «План учения выполнен, но по соображениям безопасности некоторые элементы были только обозначены.
     Самолет Ан-26 провел радиоразведку, но из-за того, что порывы ветра достигали 16 м/с, мы отказались от эвакуации аппарата с помощью лебедки с вертолета Ка-27. Все это было сделано для обеспечения безопасности наших людей». Генерал Хауарт также сказал: «Это мой первый «САРЕКС».
     И я высоко оцениваю предпринятые меры безопасности. Получен ценный опыт и хотелось бы, чтобы в следующем году все было бы еще более «развернутей». Гэрри Хофф, ответственный за связи с общественностью американской группы, высказал общее мнение относительно российского снаряжения: «Парашюты нам понравились - с ними удобно и легко работать».
     Канадский генерал Дюмэ заявил: «Я говорил с медиками, что работали на берегу, - они все довольны. Я знаю точно, что майор Зиммер получил большое удовлетворение, изображая русского космонавта».
     Канадцы гордились своим «гагариным», и даже подполковник Карл Хоул – глава канадской делегации, – не смог не обойти вниманием это событие: «В плане медиков Канада очень хорошо подготовлена, - сказал он. - Экипажи также подготовлены хорошо, доктора все оценили нормально, но есть некоторые сложности, например, как «вынуть» космонавта из костюма.
     На следующих учениях у нас может измениться личный состав, - тут Хоулс сделал паузу, - так как майор Зиммер, возможно, захочет остаться и стать космонавтом».
     После окончания учений единственный представитель сухопутных сил США капитан Дерри Дорн попросил выписать ему документ, что он прыгал с русского вертолета с русским парашютом и русским выпускающим.
     Согласно американским правилам в этом случае он имеет право носить российский знак парашютиста. Те, у кого они есть, носят их с гордостью.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100