на главную страницу

20 Сентября 2003 года

РОСТО

Суббота

Нам все дается с боем, но все дается нам

Юрий АГАФОНОВ.



12 июня 2003 года. На аэродроме Логовушка традиционный Праздник неба. Начинается шоу с выполнения фигур простого, сложного и высшего пилотажа, которые на языке авиаторов называются: вираж, восьмерка, «змейка», «горка», «спираль», петля Нестерова... Поистине изумительные танцы «серебристых птиц» в исполнении спортсменов Курганского авиационного спортивного клуба РОСТО – члена сборной Ольги Романенко, летчиков-инструкторов первого класса мастеров спорта Виктора Мнушкина, Николая Голубцова, Владимира Максимова.К сожалению, в Логовушке очень не хватало Светланы Капаниной, которая бы украсила праздник своим великолепным мастерством. Ее стиль, ее оригинальный почерк не спутаешь ни с каким другим. Она единственная и неповторимая не только здесь, в Курганском АСК, не только в России, но и во всем мире. Светлана Капанина в эти июньские дни находилась в Америке – улетела в США (штат Флорида, г. Лейкленд) на очередной, ХХII чемпионат мира. Улетела на крыльях, которые 15 лет назад, в 1988 году, обрела в Курганском авиаспортклубе, в небе над аэродромом Логовушка, где ее первым летчиком-инструктором был один из участников нынешнего шоу – Николай Голубцов.

     ...СВЕТЛАНА Капанина родилась в городе Щучинске Кокчетавской области Казахстана. Родители – простые рабочие. Мама, Галина Григорьевна, трудилась на бензоколонке, папа, Владимир Васильевич, крутил баранку такси. Так что к выбору, сделанному их дочерью в пользу авиации, прямого отношения не имели. Хотя косвенно влияние на ее спортивное увлечение отец, безусловно, оказывал. Он был страстным автогонщиком. Неоднократно участвовал в соревнованиях, в том числе республиканских, по фигурному вождению автомобилей. И когда дочь пошла в школу и в первом же классе записалась в кружок художественной гимнастики, отец похвалил: «Молодец!»
     Уже к шестому классу Светлана стала кандидатом в мастера спорта, а по некоторым видам выполняла нормативы мастера. Могла бы сделать неплохую карьеру. Все данные имела. Но это было не ее призвание. Подсознательно, боясь признаться самой себе, она мечтала о подвигах бойца спецназа, об овладении приемами каратэ, о прыжке с парашютом.
     Получив в Целиноградском медучилище специальность фармацевта, Светлана в 1987 году по распределению приехала в Курган. Работала в аптеке железнодорожной больницы. Навела «мосты» с Курганским авиаспортклубом. Кто-то из инструкторов поинтересовался: «Девушка, вы на кого хотите записываться?» «На парашютистку», – ответила. А он: «Давайте на летчицу, все-таки летать интереснее, чем прыгать». Это была шутка. И шутка оказалась вещей. Когда при заполнении анкеты новенькую спросили: «Вид спорта?», она машинально ответила: «Самолетный»...
     ...Так начался ее путь к звездам. Снова, как в школьном гимнастическом кружке, упорный кропотливый труд, горячее желание доказать себе и товарищам, что в авиацию она пришла не случайно, и заветная цель – поскорее за штурвал самолета, в полет.
     За штурвал она сядет через год, в 1988-м. Но этот год покажется за три. Не потому, что будет медленно тянуться время, а потому, что слишком суровым окажется вступительный экзамен в авиацию. Принимать экзамен будут все ее друзья-одноклубники, но особенно строго – ее первый летчик-инструктор Николай Александрович Голубцов и ее первый спортивный тренер Леонид Аркадьевич Солодовников. Больше всех достанется от тренера. Разглядев в честолюбивой и настойчивой девчонке «божий дар», он не стал форсировать события, рассыпаться комплиментами, а решил, что называется, вывернуть ее наизнанку и тот ее талант, что до поры до времени «дремал» внутри, вытащить наружу и как следует отшлифовать. Ради этого не прощал ей ни малейшей ошибки в пилотировании, ни малейшей невнимательности в контроле за приборами, ни малейшего отступления от летных правил. Понимал и напоминал: человек может простить, а небо – никогда. Поэтому заставлял отрабатывать каждое упражнение с точностью до градуса крена, до метра высоты, до километра скорости.
     Созданный тренером запас прочности летного мастерства у его подопечной принес желаемый результат. Через два года на чемпионате России Капанина выполнила норматив мастера спорта СССР. А еще через три на чемпионате СССР подающую большие надежды спортсменку пригласили в сборную страны.
     1993 год. Чемпионат Европы в Италии. Светлана Капанина становится серебряным призером и вместе с медалью получает звание мастера спорта международного класса, а Леонид Солодовников – звание заслуженного тренера Российской Федерации. Но почивать на лаврах – не в их правилах. Начинается серьезная подготовка к ХVIII чемпионату мира по высшему пилотажу, который состоится в августе 1996 года в Америке на авиабазе Пейдж-Филд (штат Оклахома). Их девиз «Нам все дается с боем, но все дается нам» воплощается в реальный успех, в триумф. Капанина решительно забирает все «золото» чемпионата (серебряные и бронзовые медали также у российских спортсменок, а значит, и командное первенство) и становится абсолютной чемпионкой мира.
     Триумф продолжается и в последующие годы, и, кажется, остановить его уже никто не в силах. 1997-й. Турция. Всемирные воздушные игры, которые по значимости приравниваются к Олимпийским играм. Капанина взмывает в синее южное небо на родном Су-26 и опускается на землю первой абсолютной чемпионкой Всемирных воздушных игр. 1998-й. Словакия. ХIХ чемпионат мира по высшему пилотажу. Результат: вторая победа в мировом чемпионате. 2000-й. Франция. ХХ чемпионат мира. Звание двукратной абсолютной чемпионки завоевывает француженка Катрин Манури, потому что Капанина одно упражнение пропустила. На троне – двоевластие. Зато она – первая в истории авиационного спорта женщина, завоевавшая на этом чемпионате золотую медаль в общем зачете. То есть опередившая не только всех женщин, но и всех мужчин – асов мирового высшего пилотажа. 2001-й. Испания. Вторые Всемирные воздушные игры, совмещенные с ХХI чемпионатом мира. Катрин Манури в них не участвует, и оба золотых комплекта – у Капаниной. Двоевластию конец! Дважды звучит гимн России, дважды поднимается российский флаг, дважды стоя аплодирует публика выдающейся спортсменке, ставшей здесь, в Испании, трехкратной абсолютной чемпионкой мира и двукратной абсолютной чемпионкой Всемирных воздушных игр.
     2002 год. Чемпионат Европы. Капанина в нем не участвует. Причина – беременность и рождение ребенка. Казалось, после родов и перерыва в соревнованиях мечтать о высоких спортивных достижениях бесполезно. Может быть, для кого-то – да, но не для Светланы! Уже в январе 2003-го (через четыре с половиной месяца после родов!) она приступает к тренировкам в Челябинской области, а в июне вместе с российской командой отправляется в Америку на ХХII чемпионат мира и вновь завоевывает золотую медаль абсолютной чемпионки!
     ...МИРОВАЯ спортивная слава пришла к Светлане, когда ей было под тридцать, а когда перевалило за тридцать, она стала царицей неба. Теперь можно спокойно властвовать, наслаждаться благами цивилизации, жить в свое удовольствие. Однако внутренний голос сказал ей: первое и главное предназначение женщины – быть матерью. И только потом – все остальное. Но легко ли стать матерью, когда за плечами – без малого полтора десятка лет непрерывных полетов, связанных с постоянными, сравнимыми с космическими перегрузками? Отбросив в сторону сомнения, решает: буду рожать!
     Капанина родила сына. Могла дать ему красивое современное имя – модное, иностранное, в честь вождей, друзей, учителей... Но она выбрала старинное, славянское, историческое – Пересвет.
     – Почему? – спросил я ее. – Вы хотели вложить в него какой-то особый смысл?
     – Моего племянника назвали Ратибором. Мне захотелось, чтобы и у моего сына было сильное имя. Я остановилась на Пересвете. В нем есть что-то мое, от имени Светланы, и есть что-то богатырское, былинное, уходящее корнями в глубь нашей истории, на поле Куликово. С этого имени, можно сказать, началась Русь, а значит, оно ко многому обязывает. И я хочу, чтобы мой сын, как и исторический Пересвет, вырос настоящим патриотом своей Родины.
     Став мамой и находясь в декретном отпуске, Светлана могла бы спокойно «посидеть дома» хотя бы год-полтора. Но она уже через четыре с половиной месяца приступила к активным тренировкам – начала готовиться к ХХII чемпионату мира. И когда сыну не исполнилось еще года, стала в четвертый раз абсолютным чемпионом мирового первенства по высшему пилотажу! Полеты и вообще весь чемпионат, проходивший по Флориде, американцы организовали очень хорошо. Они это умеют. Были хорошая погода и доброжелательная публика, которая, кстати, откровенно «болела» за знаменитую русскую летчицу. Но, как не раз бывало, настроение изрядно подпортили таможенные и технические «неувязки». Во-первых, доставка самолетов из России в Америку из-за таможенных формальностей задержалась на четыре дня. Во-вторых, на нынешний чемпионат мира фирма ОКБ имени П.О. Сухого предоставила, по сути, новый, радикально модернизированный самолет Су-26МЗ. Двигатель – 420 лошадиных сил. Удлиненное крыло. Увеличено хвостовое оперение. Новое кресло. Усовершенствованные элероны, помогающие лучше «прокручивать» «бочки». Словом, все о,кей. Но пилоты знают: новый самолет – это «кот в мешке». И неизвестно, как он поведет себя при испытаниях. А здесь испытывать – поздно. Здесь надо творить чудеса и побеждать. Такова логика соревнований.
     Стали собирать фюзеляж, крылья, настраивать двигатель. Наконец самолет готов. Но большинство российской команды, за исключением Виктора Чмаля, предпочитает старый Су-26. Капаниной отказываться от модернизированного самолета нельзя, потому что он сделан персонально для нее. И она начинает испытания. День, второй, третий... Конечно, чувствует себя на не «обкатанном» самолете, как ковбой на необъезженном мустанге. На четвертый день после четвертого упражнения (какая несчастливая цифра!) потоком воздуха сорвало фонарь кабины. С земли без фонаря вылет категорически запрещается. А это ЧП случилось в воздухе, и если бы оторвавшийся фонарь угодил в киль, могла бы вообще произойти трагедия. Но Светлана не спасовала, завершила упражнение и как ни в чем не бывало посадила машину на взлетно-посадочную полосу. А запчастей в Америке нет, и чтобы продолжать полеты, пришлось заказывать фонарь в Москве, в ОКБ имени П.О. Сухого. Пока ждали, прошло десять дней... Из возможного тренировочного месяца на американском континенте налет перед чемпионатом составил всего неделю.
     И вот – чемпионат. Старт. Одна за другой поднимаются в небо крылатые машины – американские, французские, испанские, русские... Парад летного мастерства. Великолепие комбинаций, стилей. Слабых участников нет. Но даже безукоризненная классика большинства пилотов не может затмить каскад филигранно отточенных фигур русской летчицы. Величайшее чувство ответственности за престиж Родины, за спортивную честь страны не раз помогало добиваться успеха как в личном, так и в командном первенстве. «Американский» чемпионат мира не стал исключением.
     По возвращении Светланы из Америки позвонил ей: «Света, ваши ближайшие планы?» И почти был уверен: недельки две-три будет отдыхать. Человек ведь не железный. Но, как всегда, спокойный и уверенный голос на другом конце провода сообщил: 26 – 27 июля в Венгрии состоится авиашоу – пролет под сводами моста. От России будем выступать двое: я и Виктор Чмаль на Су-29. 19 августа – МАКС – международный авиакосмический салон: показательные выступления. В сентябре – чемпионат России. В ноябре – Гран-при, Япония. Возможно, в этом же году – Малайзия...
     – А как же Пересвет? – хватаюсь за «соломинку».
     – Мой Пересвет – мое главное шоу, – смеется в телефонную трубку Светлана. – Сейчас он со мной, в подмосковных Борках, ловит взглядом самолеты... совсем взрослый парень, 21 августа ему исполнится год...
     
* * *

     
В Лейкленде Светлана Капанина трижды поднималась на высшую ступеньку пьедестала: две золотые медали – за упражнения и третья - золотая – за абсолютное первенство. На второй и третьей ступеньках также наши спортсменки: Елена Климович – «серебро» и Светлана Федоренко – «бронза». Победителем среди мужчин и соответственно абсолютным чемпионом мира стал Сергей Рахманин. Два личных абсолютных первенства обеспечили России и первенство командное.
     Теперь у Светланы Капаниной только золотых медалей и только в международных авиационных первенствах – 28! А званий и титулов!.. Четырехкратная абсолютная чемпионка мира, двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, трехкратная абсолютная чемпионка России, заслуженный мастер спорта, кавалер ордена Почета, который 9 октября 2002 года получила в Кремле из рук Президента В.В. Путина... Она уже не только яркий след в истории мировой и отечественной авиации - легенда. И в обозримом будущем вряд ли кому-нибудь удастся эту легенду повторить.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100