на главную страницу

20 Сентября 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота

ПОСЛЕ СЛУЖБЫ — МАРТЫШКИН ТРУД?»

Александр БАТРАКОВ,заслуженный работник
социального обеспечения РФ.
Петр АЛТУНИН,«Красная звезда».



     Давно определено, что военная служба – особый вид государственной службы, причем связанный с опасностями и лишениями, постоянной готовностью любой ценой выполнить свой долг по защите Отечества. Это подтверждено и событиями в Афганистане, Чечне, других «горячих точках», и сегодняшним днем – широкомасштабной борьбой с терроризмом.
     Исходя из этого, наше государство стремится поднять престиж военной службы, обеспечить военнослужащих всем необходимым для нормальной жизни, заботиться в том числе об их правах и льготах после увольнения из армии.
     Надо сказать, что в последнее время предпринята попытка наряду с повышением денежного довольствия поднять и уровень пенсионного обеспечения военнослужащих. Но, как показала жизнь, после упразднения ряда льгот и при пусть и вяло текущей, но продолжающейся инфляции прибытка особого в денежном отношении у военных пенсионеров не получилось. Многие высокие должностные лица уже не раз заявляли: надо в этом направлении идти дальше. Тем более сейчас, когда продолжается отток из армейских рядов офицеров, особенно молодых, которые не только страдают от бесквартирья, но и видят свое невеселое будущее: военной пенсии еле хватает на пропитание и недорогие лекарства.
     Какие же возможные пути дальнейшего улучшения материального достатка наших пенсионеров? Их может быть несколько. Один из них – назначение второй, трудовой, пенсии.
     Известно, что около 70 процентов военных пенсионеров – люди работающие. Большинство по той причине, что на одну пенсию от Министерства обороны прожить очень трудно, тем более что многим приходится содержать семьи.
     Письма в редакцию и другие госучреждения на эту тему стали поступать еще 7–8 лет назад. Речь в них, правда, в основном шла не о второй пенсии (тогда такого понятия просто не было), а о прибавке к пенсии: один процент за каждый год работы после увольнения в запас. К этим мнениям стали прислушиваться, и вопрос обсуждался даже в Государственной Думе. По некоторым данным, думцы отклонили решение лишь по соображениям нехватки средств в бюджете. К тому же на этот счет не было никакого закона.
     И вот день сегодняшний: и бюджетное наполнение в стране в последние годы несколько улучшилось, и, главное, появилось «нужное» законодательство. Его сразу же заметили военные пенсионеры.
     «Я – майор в отставке, мне 63 года, работаю, имею 21 год гражданского стажа, – пишет Григорий Пономарев из Пензы. – В августе 2003 года исполняется 5 лет страхового стажа. Имею ли я право на получение гражданской пенсии от собеса?»
     А вот письмо офицера запаса Владимира Гринберга из Москвы: «Военной пенсии мне не хватает, и приходится дополнительно работать. Со мной рядом живут мои сослуживцы, тоже военные пенсионеры, им за 60 лет, они также трудятся на производстве и каждый месяц вносят страховой взнос. Но почему же госслужащие в соответствии с законом, принятым в октябре 2001 года, имеют право на два вида пенсии, а военнослужащие не имеют?»
     Еще одно письмо – от полковника в отставке Виктора Черенкова из Санкт-Петербурга: «Я уже много слышал о страховом пенсионном фонде, и мы, работающие военные пенсионеры, отчисляем в него свои проценты от зарплаты. Хотелось бы узнать, куда идут эти деньги и положена ли нам, работающим военным пенсионерам, дополнительная выплата пенсии из страхового фонда?»
     Делится рассуждениями офицер запаса Анатолий Глазов: «Странно, что участник Великой Отечественной войны, человек гражданский, инвалид 2-й группы по закону получает две пенсии: трудовую и по инвалидности. А я, участник той же войны и тоже инвалид 2-й группы, по закону за службу в армии получаю одну пенсию. Разве у меня меньше заслуг перед Отечеством?»
     Подобные письма прислали в редакцию подполковник в отставке Сергей Быченко из Астрахани, Иван Трифонов из Самары, инвалид 3-й группы Василий Гневашев из Москвы и другие.
     Действительно, в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ граждане, уволенные с федеральной государственной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, а также одновременно на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
     Как бы подтверждая вытекающую отсюда истину, в Федеральном законе от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы» говорится, что военная служба является видом федеральной государственной службы, представляющим собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах. Следовательно, как мы понимаем, и пенсию, назначенную гражданам за военную службу, нужно рассматривать как пенсию за особый вид государственной службы.
     Однако, вопреки логике, пенсия военнослужащим за трудовой стаж, выработанный ими после увольнения с военной службы, не назначается, даже если в период этой трудовой деятельности вследствие потери здоровья им была установлена инвалидность на общих основаниях.
     В результате такой несогласованности и даже противоречивости законодательства по существу нарушаются и пункт 1 статьи 39, пункт 2 статьи 55 Конституции РФ, поскольку граждане (в данном случае – военнослужащие), получающие пенсию по закону РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и имеющие трудовой стаж, выработанный после увольнения с военной службы, поставлены в неравное положение с федеральными государственными служащими. При этом следует иметь в виду, что работающие пенсионеры платят страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и за них также уплачивают эти взносы в этот же фонд предприятия и учреждения, где они работают.
     Тут сам собой возникает и вопрос, с которым обращаются наши читатели – военные пенсионеры: на какие же цели расходуются выплаченные ими Пенсионному фонду взносы? А ведь это миллиарды рублей...
     Думается, что вопрос о выплате второй, трудовой, пенсии работающим военным пенсионерам вполне назрел и дело лишь за тем, чтобы обратить на него внимание и выработать соответствующее решение. Основополагающей составляющей его должно быть, по нашему мнению, такое положение: трудовая пенсия должна назначаться при наличии не менее 5 лет страхового стажа мужчинам, достигшим возраста 60 лет, женщинам – 55 лет. Все остальное – суммы страховых взносов, право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, отношения с Пенсионным фондом, страхователями и пр. – это, как говорится, «дело техники», дело специалистов – пенсионщиков, которые будут готовить постановление по этому вопросу. А он должен быть решен!


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100