на главную страницу

23 Сентября 2003 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

На повестке дня–реформа ООН

Алексей ЛЯЩЕНКО,«Красная звезда».



В Нью-Йорке работает 58-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. В ней участвуют делегации 191 государства - члена ООН, большинство из которых возглавят главы государств и правительств или министры иностранных дел. Именно к сегодняшнему дню они в основном и приезжают в Нью-Йорк – в штаб-квартире Объединенных Наций начнется главное событие главного совещательного органа ООН – общеполитическая дискуссия. Отчет о работе организации представит генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. С трибуны ООН выступит и Президент РФ Владимир Путин. Тезисы его выступления, равно как и инициативы России (как показывает практика, они обязательно будут), не раскрываются, что только подогревает интерес к этой речи. Как и к самой Генеральной ассамблее, с проведением которой ООН, как считается, получает шанс реабилитировать свой явно снизившийся политический вес.

     
С учетом новых мировых реалий

     
Повестка дня 58-й сессии включает 165 пунктов. Среди них - отчеты Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета, Международного суда и МАГАТЭ; осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, положение в Афганистане, на Ближнем Востоке и вопрос о Палестине, реформа ООН… Каждый год на Генассамблее ООН, проводящей регулярные сессии с сентября по декабрь, принимаются около 150 резолюций по различным международным вопросам - от отправки миротворцев на территорию какого-нибудь охваченного войной или конфликтом государства до экологических нормативов. К тому же каждое многостороннее мероприятие ООН на высшем уровне оборачивается многочисленными контактами лидеров на двусторонней основе. Нередко в ООН встречаются лидеры стран, которые в обычной ситуации никогда бы добровольно не встретились, не отправились бы с визитом друг к другу. Типичный пример - саммит тысячелетия, прошедший в Нью-Йорке в 2000 году. На нем встретились даже действующий американский президент и Фидель Кастро – люди, олицетворяющие не только разные политические и идеологические системы, но и, как правило, настроенные друг к другу далеко не дружески.
     Россия считает ООН центральной международной организацией, основой мирового порядка, всегда выступает за укрепление ее центральной роли в обеспечении мира и стабильности как на глобальном, так и на региональном уровнях. Но в последние годы ООН явно сдала – она не успевает реагировать не то что на новые локальные и региональные вооруженные конфликты, но и решать такие глобальные задачи, как борьба с новыми вызовами и угрозами человечеству. А среди них, как известно, присутствует не только терроризм, но и такие проблемы, как смертельные болезни, обезвоживание целых стран, экологические катастрофы, необходимость поиска новых энергоносителей взамен невосполнимых, гибель плодородного слоя почвы и многие другие.
     Надо сказать, что негативное влияние на позиции ООН оказывает и тот факт, что не все государства считают ее необходимой организацией. Взять те же США. Сразу после прихода к власти Джордж Буш дал понять, что не позволит, чтобы на внешнюю политику США оказывало влияние мнение международного сообщества и позиции других стран с их национальными интересами. До сегодняшнего дня именно эта идеология лежала в основе действий США на мировой арене, в том числе и в их «борьбе с терроризмом». А уж заявления американского президента, сравнившего ООН с «бабушкой, которую можно только слушать, но не всегда нужно выполнять ее требования», и вовсе говорят о многом.
     Наиболее серьезно заговорили о кризисе ООН после вторжения США и союзников в Ирак вразрез с позицией трех постоянных членов Совета Безопасности. Если уж член СБ ООН начинает войну без согласия других членов Совета - это сигнал для пересмотра системы. Тем более что она уже давно не соответствует новым мировым реалиям. И на нынешней, 58-й, сессии Генассамблеи ООН этот вопрос наверняка будет в центре внимания.
     
Иракский вопрос

     
Для самой ООН Ирак оказался весьма на руку. Похоже, что именно из-за Ирака США вспомнили об ООН. Партизанская война, приводящая к ежедневным потерям американских солдат, низкая поддержка со стороны местного населения вызывают необходимость содержать мощные оккупационные силы. А содержать их – удовольствие, становящееся для администрации Джорджа Буша все более дорогим. К тому же общественное мнение, которое еще месяц назад поддерживало «решительные» действия Буша, сегодня настроено гораздо менее однозначно. А в США скоро выборы, и очень хочется второй раз пройти в президенты, и уже вовсю идет предвыборная борьба… Поэтому перед Вашингтоном сейчас стоит цель – максимально привлечь в Ирак войска других стран и «повесить» на них значительную часть расходов, но при этом сохранить лицо – эта замена не должна выглядеть как слабость США.
     Задача сложная, но в принципе выполнимая – все зависит от того, насколько далеко готовы зайти США для своего «спасения» и какие реальные шаги они могут сделать навстречу своим оппонентам. Многие государства – европейские страны, Турция, Индия, Китай - вполне могут отправить свои воинские контингенты в Ирак. Но при одном главном условии – эти силы должны действовать только под мандатом ООН (считается, что иракцы не будут сражаться против ООН). Для их ввода требуется принятие специальной резолюции Совета Безопасности ООН, регламентирующей все действия вокруг международных миротворческих сил в Ираке под эгидой ООН.
     Именно это и является сегодня главным предметом торга в первую очередь пяти постоянных членов Совета Безопасности. Каждый из них преследует свои цели. Цель США – «продавить» свой вариант резолюции, который предполагает подчинение ооновского контингента именно американцам. Ведь это подчинение в данном случае важно не столько для скоординированных действий, сколько для сохранения контроля над финансовыми потоками, льющимися в Ирак, и всеми нефтяными делами в этой стране. Великобритания, раздираемая скандалами, связанными с Ираком, поддерживает американский вариант. Этим она, во-первых, подтверждает свои союзнические обязательства перед Вашингтоном, а во-вторых, под эту сурдинку, так же как и США, Лондон может уйти из Ирака с минимальными потерями для своего имиджа. Франция (и действующая с ней в одной связке Германия, выбранная в члены СБ ООН и имеющая полномочия до 31 декабря 2004 года) выступает с противоположных позиций. Они требуют передачи суверенитета над Ираком народу этой страны при ключевой роли ООН. При этом все понимают, что и Франция, и Германия при любых раскладах останутся если и не «союзниками», то уж точно «партнерами» Вашингтона – слишком велики экономические, финансовые, военно-политические завязки Старого и Нового Света. А поэтому все их разногласия с США – сущие пустяки, семейные ссоры…
     Позиции Китая и России же по Ираку близки. И Москва, и Пекин заинтересованы в нормальных отношениях с США и, похоже, не намерены их портить из-за Ирака. Тем более что все равно там уже проехалась американская военная машина, действовавший в Ираке режим, предоставлявший определенные преференции как России, так и Китаю, свален, а значит, и его контракты, равно как и возвращение долгов, под большим вопросом. При этом именно через ООН и Москва, и Пекин получают определенные шансы на участие в иракских делах и пусть меньшую, но все же свою долю в «иракском пироге» (ряд российских компаний уже разработал свои концепции участия в восстановлении Ирака). Поэтому российский и китайский проекты резолюции СБ ООН предполагают установление «реальных сроков для передачи власти в руки национального правительства». Естественно, с этим не совсем согласны США – не для этого были потрачены десятки миллиардов долларов на операцию в Ираке.
     Готовы ли США заплатить такую цену за международную помощь в Ираке - вопрос пока открытый. Поэтому торг за полномочия ООН в Ираке, называемый красивым словом «консультации», продолжается. В российском МИДе считают, что в рамках этой Генассамблеи резолюция по Ираку вряд ли будет принята. Заседание Совета Безопасности, на котором она и должна быть принята, на высшем уровне не планируется. Оно пройдет на уровне глав внешнеполитических ведомств. Главное, считают в Москве, - «достичь консенсуса по узловым вопросам».
     Есть еще один важный аспект проблемы полномочий ООН в Ираке и участия России в восстановлении этой страны, о котором почему-то стараются лишний раз не вспоминать. Сегодня система ООН является одной из крупнейших закупочных и посреднических организаций в мире. Как сообщалось, ежегодно секретариат ООН в Нью-Йорке и  более чем 30  подчиненных специализированных агентств, программ, фондов и офисов в других странах мира приобретают товаров и услуг более чем на 3 миллиарда долларов США. На этом рынке заключается более 135 тысяч контрактов в год. Как правило, контракты невелики — около 20 - 100 тысяч долларов, только 2 процента из них превышают 1 миллион долларов. Эти закупки производятся для обеспечения программных и административных функций системы ООН в пяти основных областях деятельности: «Мир и безопасность», «Гуманитарные вопросы», «Экономические и социальные вопросы», «Помощь развивающимся странам» и «Права человека». Сегодня в объединенной базе данных ООН зарегистрировано более 4.900 компаний из 107 стран, в том числе из «стран-пацифистов», отказавшихся воевать в Ираке, 289 компаний: из Франции — 122, из Германии — 127, из России — 40. Коалицию же представляют около 3.300 компаний, в том числе США — 2.415, Великобританию — 412, Австралию — 258, Италию — 105, Данию — 63, Испанию — 46. В стоимостном выражении все перечисленные страны составляют около двух третей рынка. Думается, подобная статистика весьма устраивает США и Великобританию.
     
Палестино-израильский конфликт

     
В отличие от «спасения США» от войны в Ираке застарелый палестино-израильский конфликт уже долгие годы находится в поле зрения ООН. Десять лет назад произошло важное событие - в США не без помощи ООН пожали руки друг другу израильский премьер Ицхак Рабин и лидер ПНА Ясир Арафат. Для Рабина это рукопожатие закончилось пулей от «крайне правого» соотечественника, для Арафата - Нобелевской премией мира. С тех пор ничего особенно не изменилось, и на этой Генассамблее положение на Ближнем Востоке остается одним из важнейших вопросов – очередное опасное развитие получает арабо-израильская интифада.
     Речь, конечно, идет об отставке палестинского премьера Махмуда Аббаса, на которого Вашингтоном возлагались особые надежды по выполнению плана мирного урегулирования конфликта «Дорожная карта», разработанного «четверкой» международных посредников, и решимости Израиля депортировать лидера ПНА Ясира Арафата.
     На Генассамблее уже произошли определенные действия, связанные с этими событиями. Так, делегация Судана от имени Лиги арабских государств потребовала возобновить 10-ю чрезвычайную сессию Генеральной Ассамблеи по вопросу о Палестине (она впервые была созвана в 1997 году, с тем чтобы обсудить незаконные действия Израиля в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной палестинской территории). На сессии был представлен проект резолюции с требованием к Израилю воздержаться от актов депортации и прекратить какие бы то ни было угрозы в адрес Арафата. Аналогичная резолюция была заблокирована в первый день работы Генассамблеи в Совете Безопасности Вашингтоном, который применил право вето.
     Не получив поддержки в СБ ООН (впрочем, в официальном обращении СБ ООН к израильскому руководству подчеркивается, что «члены Совета Безопасности выражают мнение, что депортация Арафата будет бесполезной и поэтому не должна быть применена»), Палестина полностью обрела ее на спецсессии Генассамблеи – против ее решения по поводу Арафата выступили всего четыре страны: США и Израиль, а также Коморские и Маршалловы острова. Однако эта поддержка остается лишь моральной – никакой юридической силы эти решения Генассамблеи не несут. Израиль уже заявил, что не будет им следовать. К тому же формальный повод для проведения неких действий в отношении Арафата даже без «поддержки терроризма» у Израиля найдется всегда – буквально вчера появились сообщения, что лидер ПНА уличен в финансовых махинациях на сотни миллионов долларов.
     Между тем раздается все больше голосов в пользу того, чтобы мирный план «Дорожная карта» превратился в обязательную к исполнению резолюцию СБ ООН. Москва также с этим соглашается, на Генассамблее проходит по этому поводу определенная работа. Эта проблема также обязательно будет рассмотрена на заседании СБ ООН на уровне глав внешнеполитических ведомств, которое состоится в рамках Генассамблеи.
     
Миротворчество

     
ООН была создана для того, чтобы, говоря словами ее Устава, «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Однако в течение последнего десятилетия Объединенные Нации неоднократно оказывались не в состоянии решить эту задачу. Надо сказать, что и сегодня их потенциал в этой области не повысился. ООН официально заявляет, что без подтверждения приверженности государств-членов, без существенных организационных изменений и более значительной финансовой поддержки она не сможет решать те важнейшие задачи по поддержанию мира и миростроительству, которые будут ставить перед ней государства-члены в предстоящие месяцы и годы. При этом также признается, что есть много задач, которые не следует ставить перед миротворческими силами ООН, и есть много мест, в которые их не следует посылать. Однако в тех случаях, когда ООН все же направляет свои силы для поддержания мира, они должны быть готовы к встрече с сохраняющимися силами войны, имея при этом возможности для того, чтобы «нанести им поражение».
     Сегодня порядка 37.000 миротворцев ООН участвуют в 14 миссиях на трех континентах. Они представляют 89 стран. 1.800 миротворцев за последние полвека погибли в зонах конфликтов. 29 мая этого года отмечается как международный день миротворцев ООН. «В этот день мы отдаем дань уважения каждому из них, - сказал Кофи Аннан. – Миротворчество само по себе не может остановить войну. Но оно способно помочь предотвращению возобновления военных действий. Оно дает миру шанс».
     Миротворческие миссии являются наиболее заметной формой присутствия ООН в зонах конфликтов. Но во многом они служат и не более чем прикрытием для продвижения интересов единственной на начало XXI века сверхдержавы – США. Ведь не секрет, что страна может использовать в своих интересах немалые бонусы от военного присутствия в том или ином регионе или государстве. А уж это военное присутствие миротворчество ООН способно предоставить.
     Любопытны в этом плане официальные выкладки Пентагона. США готовы привлекать к миротворческим операциям весьма значительные военные силы: воздушно-десантную и легкую пехотную дивизии, экспедиционный корпус морской пехоты, 1-2 авианосные ударные группы, подразделения сил специальных операций и тылового обеспечения. Всего численность миротворческого контингента ВС США, по мнению американских стратегов, может составлять до 50 тысяч военнослужащих.
     По принятой в американской армии и в основном базирующейся на ооновской классификации эти операции подразделяются на следующие: по поддержанию мира, по установлению мира, по восстановлению мира и по принуждению к миру. Первые три разновидности операций можно отнести к «небоевым», ибо по своей сути они предполагают относительно пассивные действия, направленные в целом на наблюдение и контроль за перемирием и воссозданием условий жизни, существовавших до начала военных действий. Четвертая же уже в своем названии содержит некий элемент наступательности, решительности и даже агрессивности. Что, собственно, и было продемонстрировано американским участием в миротворческих операциях в Ираке - Кувейте, в Сомали, в Югославии.
     При этом считается, что участие США в данных операциях может и даже должно осуществляться на многонациональной основе совместно с силами других стран. Главным же условием проведения любой операции остается учет прежде всего национальных интересов США и политическая поддержка этих акций внутри страны. Вот в этом и заключается одна из основных проблем современного миротворчества ООН – крайняя избирательность участия в нем со стороны многих стран-членов Объединенных Наций. Например, миротворчеством в Либерии занимаются в основном зажиточные (если это вообще применимо к Африке) страны континента. Те же США туда всеми силами пытаются «не лезть».
     Россия в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными государствами вносила и намерена, согласно официальным заявлениям, и далее вносить «весомый практический вклад в повышение антикризисного потенциала ООН» для успешного проведения совместных операций. В настоящее время российские миротворцы участвуют в 10 из 14 операций по поддержанию мира. Одновременно Россия несет основное бремя миротворчества в «горячих точках» на пространстве СНГ, где около 12 тысяч российских военнослужащих помогают сохранить мир. Остается актуальной соответствующая оценка этих действий нашей страны со стороны мирового сообщества.
     Сегодня человечество переживает небывалые перемены в своем развитии, которые затрагивают сами основы существующего миропорядка. В этих условиях очень важно подтвердить четко и безоговорочно основополагающие принципы, воплощенные в Уставе ООН, а также наметить конкретные пути как по максимально полной реализации потенциала всей системы Организации Объединенных Наций, так и по ее реорганизации с учетом новых мировых реалий. И об этом тоже идет речь на 58-й Генеральной Ассамблее ООН.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100