на главную страницу

24 Сентября 2003 года

Армия и общество

Среда

«КОРНЕТ» И «КОРШУН» В «ПЕЛЕНЕ»

В Чечне по-прежнему не хватает современных противоминных устройств

Олег АРСЕНЬЕВ.



Практически ежедневно из Чеченской Республики приходят сообщения об обстрелах войск, убийствах представителей местной власти, других преступлениях. Но самыми страшными по своим последствиям здесь являются теракты с применением взрывчатых веществ. Жертвами фугасов становятся и военнослужащие, и мирные жители...

     В течение первой чеченской кампании и в начале второй боевики, как правило, применяли штатные мины. Чаще всего саперам приходилось обезвреживать мины типов ПМН,МОН-50 и ТМ. Впрочем, иногда попадались и импортные изделия, например, «итальянки», хорошо известные российским саперам со времен Афганистана. Как правило, они устанавливались на неизвлекаемость. Использовался и другой способ, так называемый «дуплет»: под верхней миной пряталась еще одна, рассчитанная непосредственно на подрыв сапера.
     С течением времени запасы таких штатных «сюрпризов» истощились, и в ход пошли самодельные взрывные устройства - фугасы. Обычно они представляют собой артиллерийский снаряд или просто взрывчатую «колбасу», снабженную электродетонатором или радиовзрывателем. Нередко дополнительно для усиления взрывной мощности их обкладывают пластидом и разнородными убойными элементами типа болтов и гаек.
     Встречаются и более экзотические изделия. Например, весной этого года инженерами 42-й мсд был обезврежен фугас, состоящий из обыкновенной кастрюли, начиненной двумя килограммами пластида, гвоздями и другими металлическими предметами. Подобные устройства боевики ставят специально против саперов и дозорных подразделений ОГВ(с).
     Как правило, фугасы закладываются по обочинам дорог, в кучи мусора, которого только в Грозном скопилось более миллиона тонн. Нередко их подвешивают в кронах деревьев или канализационных люках. Именно так были подорваны сотрудники ФСБ в Грозном в апреле этого года.
     Отдельного внимания заслуживают мины-ловушки. Рассчитаны они на обычное любопытство, неосторожность, а порой и на людскую жадность. Яркий пример тому - «сюрприз», подброшенный к одной из воинских частей в Аргуне. Заряд пластида был помещен в пачку сторублевых купюр, а в качестве взрывателя использовали небольшую ампулу с ртутью, которая при малейшем движении замыкала контакты электробатареи. Конечно, убить такая мина не убьет, но инвалидом человека может оставить запросто.
     Немало было случаев, когда взрывчатку упаковывали в пачки сигарет, банки из-под «Пепси», авторучки, автоматные магазины. Хотя, наученные горьким опытом, наши военнослужащие такие предметы уже не трогают, расстреливая их с безопасного расстояния. А жертвами мин-ловушек чаще всего становятся дети, что отнюдь не делает чести чеченским «борцам за свободу».
     Начиная с 2001 года войскам и спецслужбам в Чечне пришлось столкнуться с таким видом терроризма, как подрывники-самоубийцы. «Живые бомбы» вообще не типичное для Кавказа явление, привнесенное сюда арабскими наемниками.
     Особенно активизировались «камикадзе» в 2002 - 2003 годах. Подрывы РОВД в Грозном, здания Дома правительства республики, теракты в селе Знаменское и в военном госпитале Моздока - на их совести. Во всех этих случаях использовались грузовые автомобили, начиненные сотнями килограмм взрывчатой смеси - печально знаменитого гексогена и алюминиевого порошка. Жизни более семидесяти человек в Грозном, шестидесяти в Знаменском и пятидесяти в Моздоке унесли с собой смертники. Около шестисот человек были ранены. Напомним, что большинство из них - сугубо гражданские люди: дети, женщины, старики. Так с кем воюют чеченские «камикадзе»?
     Другой, не менее варварский, способ заключается в засылке самоубийц на многолюдные собрания, митинги, рынки. Один из таких случаев произошел в селении Илисхан-Юрт, где пытались убить Ахмада Кадырова. В это трудно поверить, но теракт был совершен во время религиозного праздника мусульман. Кстати, этот факт тоже красноречиво говорит о моральном облике «борцов за веру». И, наконец, всем памятен теракт на фестивале в Тушине, где жительница станицы Ассиновская подорвала себя в толпе молодежи. Зачем? За что?
     Все чаще в роли «камикадзе» выступают женщины, идущие с «поясом шахида» на смерть. Так было в Грозном, в Наурском районе, в Москве при захвате «Норд-Оста». По некоторым данным, в горных лагерях Басаева и Масхадова к этой роли были подготовлены более 30 смертниц. Часть из них свое черное дело сделала, часть обезврежена. Но надо помнить - остальные еще готовятся...
     И вот что удивительно: среди шахидов нет детей тех нелюдей, которые, собственно, и руководят этой минной войной.
     Что же может противопоставить армия действиям террористов-подрывников в Чечне? Скажем прямо - немногое. Зачастую только опыт и профессиональное чутье саперов спасают от трагедии. Инженерной разведке каждый день приходится пешком проходить и осматривать до 40 километров дорог. И это - каждому подразделению! Еще труднее приходится в населенных пунктах, где со времени активных боевых действий остались сотни разрушенных зданий.
     Существует и проблема технического обеспечения инженерных служб ОГВ(с). Например, в Грозном у саперов основным средством поиска взрывоопасных предметов является обычный щуп. Конечно же есть и миноискатели, но они в городских условиях мало эффективны из-за присутствия вокруг большого количества металла.
     Справедливости ради надо отметить, что и новейшие разработки в области противоминной войны в Чеченской Республике имеются. Одна из них - миноискатель «Корнет». Он позволяет обнаруживать металлические предметы размером с 10-копеечную монету на глубине до метра, а взрывоопасные предметы - до 2,5 метра. Причем настраивать «Корнет» можно на поиск практически любого типа неоднородности, будь то золото или тротил. Результат своих действий сапер видит на небольшом дисплее, закрепленном на рукоятке миноискателя. Жаль только, «Корнетов» в ОГВ(с) очень, точнее, непростительно мало...
     Другая новинка - «Коршун». Это устройство засекает работающие микросхемы. Особенно эффективно оно действует против радиоуправляемых фугасов, поскольку способно обнаруживать даже самые слабые источники питания. Впрочем, как и «Корнетов», «Коршунов» в Чечне не хватает.
     Нельзя не упомянуть и систему «Пелена», представляющую собой мощный генератор помех в широком спектре. Принцип его действия заключается в подавлении радиосигнала, подаваемого на взрывное устройство. Не одну сотню раз солдаты и офицеры ОГВ(с) благодарили создателей этой системы, видя, как за кормой БТРов или автомашин срабатывает запоздавший фугас.
     Минная война, развернутая террористами на Северном Кавказе, остается фактором, реально влияющим на обстановку в Чечне, да и в России в целом. Боевики используют в ней самые гнусные способы - не секрет, что фугасы на путях следования войсковых колонн зачастую ставят подростки 10 - 15 лет, получая за это до 300 фальшивых, ничего не стоящих долларов.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100