на главную страницу

25 Сентября 2003 года

Бюджет-2004

Четверг

Торг неуместен,

когда на кону обороноспособность страны

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     Комитет по обороне и фракция «Яблоко» будут последовательно настаивать на изменении ряда параметров по разделу «Национальная оборона». Об этом заявил вчера на пресс-конференции в Хабаровске заместитель председателя «оборонного» комитета нижней палаты, член фракции «Яблоко» Алексей Арбатов. В программе поездки на Дальний Восток у депутата – предприятия ВПК в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, встречи с военными специалистами, представителями краевых властей. Главные темы, естественно, – проблемы обороноспособности страны через призму бюджета следующего года.

     - Именно здесь, в Хабаровском крае, на отдаленных пограничных заставах, в воинских частях, которые не намного ближе к Москве, чем хорошо известная благодаря военному фольклору Кушка («дальше Кушки не пошлют». – Ред.), проблемы армии и других силовых ведомств, – сказал Алексей Арбатов, – чувствуются особенно остро. Нельзя было не замечать их при составлении проекта бюджета 2004 года.

     Основной финансовый документ страны, проект которого был принят Государственной Думой на прошлой неделе в первом чтении, предусматривает по ряду «военных» статей финансирование хуже, чем в предыдущие годы. Наиболее устаревшей выглядит закрепленная в этом проекте бюджета стоимость продпайка военнослужащего – 20 рублей в сутки. Когда реальная – 51,45 рубля в сутки. Возникнут проблемы и с вещевым довольствием. Предусмотренной законопроектом суммы хватит лишь на то, чтобы одеть в повседневную форму одежды 30 процентов контрактников.

     Алексей Арбатов отметил, что авторы законопроекта заложили в документ ухудшение материального и социального положения военнослужащего. Например, приостанавливается выплата денежной компенсации взамен продпайка, а увольняемые в запас или отставку смогут получить компенсацию за неиспользованное вещевое довольствие лишь в размере 3.000 рублей в год (реально эта сумма превышает 20 – 25 тыс. рублей. – Ред.).

     Еще более тревожит ситуация с горюче-смазочными материалами, которых явно не хватит на полноценную боевую подготовку. При отпускаемом объеме горючего налет летного состава ВВС и ВМФ составит не более 32 – 35 часов при нормативном показателе 80 часов, а сроки нахождения кораблей ВМФ в море будут не более 16 – 20 суток при норме 40 суток.

     Не лучше выглядит ситуация и на социальном фронте. На решение жилищной проблемы в 2004 году планируется потратить 11,57 млрд. рублей, что дает военному ведомству 13,5 тыс. квартир. Между тем только для того, чтобы не допустить роста числа бесквартирных, в наступающем году надо построить 33,5 тыс. квартир. Срывается и выполнение программы «Государственные жилищные сертификаты», «практически единственного источника получения жилья гражданами, уволенными с военной службы». На 2004 г. запланировано сокращение выпуска сертификатов. В итоге срок ожидания жилья уволенными в отставку увеличивается с 10 лет до 15-16.

     Фракция «Яблоко», сказал Алексей Арбатов, считает, что военные получают сегодня недостаточное материальное вознаграждение за свой труд и риск. Как результат – большой отток военных кадров из Вооруженных сил, ухудшение морального климата в воинских коллективах, снижение качества службы. Учитывая тяжелое положение военнослужащих, продолжать ущемлять их права – это совершенно антисоциальный подход. Он противоречит интересам государства и национальной безопасности.

     Зампред думского комитета по обороне утверждает, что знает, где взять дополнительные ассигнования на национальную оборону:

     - В альтернативном бюджете 2003 года мы показали 70 миллиардов рублей – где они находятся, каким образом можно их найти и прибавить к бюджету, как эти дополнительные деньги можно истратить. В частности и по статье «Национальная оборона», поскольку это направление для фракции Яблоко было и остается приоритетным. Они находятся в сфере более правильного расчета налоговых поступлений с целого ряда статей. Сейчас наши специалисты работают над проектом бюджета 2004 года. Но дело не только в том, как дополнительно увеличить бюджетные средства. Это было бы так, если бы весь нынешний бюджет был абсолютно правильно распланирован и абсолютно в идеальной пропорции выдержан. И между разделами, и внутри статей... Но это не так. Мы видим здесь большие несоответствия, большие асимметрии.

     Еще в прошлом году мы обращали внимание, что национальная оборона и правоохранительная деятельность крайне затруднены когда у государства открыты границы. Особенно на юге с самыми нестабильными регионами мира, откуда идет терроризм, организованная преступность, оружие, наркотики, незаконные мигранты. Казалось бы, что делает в первую очередь рачительный хозяин, если у него лодка дырявая? Он затыкает дыры. 70 миллиардов рублей нужно как минимум, чтобы обустроить южные границы. По минимальному стандарту, а потом наращивать. Однако в 2003 году было выделено всего 0,8 миллиарда. То есть примерно 1 процент. Такими темпами мы будем ее обустраивать 100 лет. Это абсолютно недопустимая вещь.

     Кстати, пограничная тема стала одной из основных на встрече заместителя председателя Комитета Госдумы по обороне с курсантами пограничного училища в Хабаровске. В Комсомольск-на-Амуре, где действуют предприятия ОПК «КнАПО» и ОАО «Амурский судостроительный завод», главный интерес, естественно, вызывали проблемы «оборонки»:

     - Начинать разговор о них необходимо с Гособоронзаказа, – сказал Алексей Арбатов. – Формировать его необходимо исходя из потребностей Вооруженных Сил. С тезисом, что надо разрабатывать и производить новую технику, поставлять ее в войска, никто в открытую не спорит. Но при этом у нас более 70 процентов «военных» денег идет на содержание армии, а на оснащение – менее 30 процентов. Необходимо хотя бы 60 на 40, а в перспективе – 50 на 50. Нужно учитывать, что мы все больше и больше отстаем, нам понадобится рывок, чтобы догнать нормальный график технического переоснащения армии, чтобы иметь приемлемый процент новых вооружений. Не 30 процентов, как сейчас, не пять процентов, как будет через несколько лет при нынешнем уровне Гособоронзаказа. А как минимум 40 – 50 процентов новой военной техники (то есть той, которой меньше 10 лет).

     Напомним, что пока бюджет 2004 года принят только в первом чтении. На этом этапе обсуждаются в основном макроэкономические его показатели. Основные поправки вносятся на этапах второго и третьего чтения. Именно тогда депутаты смогут (надеемся! – Ред.) скорректировать военную составляющую основного финансового документа страны на следующий год. Между тем позиция разработчиков бюджета, при которой в законопроект изначально заложены чрезвычайно заниженные расходы на национальную оборону, по крайней мере вызывают недоумение, отметил Арбатов. Нельзя превращать финансирование обороны страны в предмет торга. И тем более нельзя экономить на обороне, на людях, ее обеспечивающих.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100