на главную страницу

25 Сентября 2003 года

Планета людей

Четверг

Вы - наш стратегический союзник

На вопросы «Красной звезды» отвечает председатель комиссии по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренних дел национального собрания Республики Армения Мгер Левонович ШАХГЕЛЬДЯН

Олег ГОРУПАЙ (Ереван), «Красная звезда».



     - Мгер Левонович, Закавказье - это одна из тех географических точек на политической карте мира, к которой в последнее время значительно возросло внимание мировой общественности. Чем вы могли бы это объяснить?

     Все происходящее в Закавказье нельзя рассматривать в отрыве от современных мировых политических тенденций. Северный и Южный Кавказ, Ближний Восток, Балканы - все это звенья одной цепи, даже скорее своеобразной дуги нестабильности, вызванной появлением новых государственных образований и государств, как признанных, так и не признанных мировым сообществом. Данная нестабильность, по нашему мнению, имеет свою определенную логику. Если до 70-х годов прошлого столетия основные очаги внутри- и межгосударственной конфронтации имели социальную и идеологическую основу, то сегодня они приобрели конфессиональную и этническую сущность. Время показало, что основной вопрос многих конфликтов сводится к созданию небольших моноэтнических государств, как, например, в бывшей Югославии. Конечно, в различных регионах они имеют свои особенности, но общая тенденция очевидна. В конце ХХ века эти процессы несколько убыстрились и в настоящее время значительно влияют на развитие всей политической ситуации в Закавказье.
     Нынешнее положение дел на Южном Кавказе мы считаем более или менее стабильным. Это определяется некоторым балансом сил, сложившимся здесь на сегодняшний день, и нежеланием крупных центров политических сил что-либо резко менять в существующей ситуации. Результат такого подхода налицо - ни в Карабахе, ни в Абхазии и Южной Осетии боевые действия не ведутся, хотя до решения всех спорных вопросов еще далеко. Внимание же общественности к нашему региону будет и дальше, наверное, оставаться высоким, так как процесс переговоров, поиска выхода из сложившейся ситуации, стыковки различных мнений договаривающихся сторон займет достаточно продолжительный период времени.

     - Что может способствовать успешному завершению переговорных процессов, на чем может базироваться установление окончательного мира и спокойствия в регионе?

     - Мы думаем, что это присутствие в Закавказье трех центров политических сил - России, США и единой Европы. Америка сегодня на вершине своего могущества, Европа набирает обороты на пути консолидации в области единой внешней и оборонной политики, а Россия уверенно освобождается от тяжести проблем, сковывавших ее со времен распада СССР. Тесное их взаимодействие, взаимопонимание друг друга могут стать именно тем необходимым всем нам гарантом мира и стабильности на Южном Кавказе. Кроме этого и каждая в отдельности из этих сторон должна играть и уже играет эту роль. Значение России в Закавказье сегодня настолько явственно, что о нем даже и говорить не приходится. Присутствие США не менее важно и в то же время может быть еще более значительным, особенно в плане воздействия на своего одного из ближайших союзников в этом регионе - Турцию. Евросоюз делает ставку на экономическую интеграцию региона и консолидацию его политических сил, что тоже немаловажно. Все три эти силы вместе и каждая в отдельности, исходя из своих возможностей, способны добиться того, о чем мы с вами и говорим.

     - А на чем основывается внешнеполитический курс Армении? На равноприближенности во взаимоотношениях с мировыми лидерами?

     - Эти отношения не настолько равноприближенные, чтобы говорить о том, что с каждой из указанных сторон они идентичны. Взаимоотношения Армении и России - это стратегические, союзнические отношения. Таких ни с США, ни с Евросоюзом у нас нет. В то же время, как нам кажется, на сегодняшний день ни одна структура международной безопасности не способна в современных условиях гарантировать Армении полную безопасность. Поэтому мы говорим не о полном балансе в отношениях с сильными мира сего, а о некоей балансировке с долей определенного дисбаланса. Я думаю, что Россия, Америка и страны Евросоюза относятся к этому с полным пониманием, так как подобная политика, вероятно, соответствует логике развития мировых и региональных процессов.

     - Участие Армении и в Организации Договора о коллективной безопасности и в программе НАТО «Партнерство ради мира» обусловлено теми же самыми причинами?

     - В нашем регионе нет единой системы коллективной безопасности, объединявшей бы в себе все три закавказских государства. Поэтому мы считаем, что те структуры, которые будут положительно влиять на процесс поддержания мира и стабильности в регионе, имеют право на присутствие здесь. С этой точки зрения программа НАТО является именно таковой, и в свое время мы одними из первых на постсоветском пространстве вступили в нее. До определенного момента наше участие в ней носило только декларативный характер. С расширением сотрудничества России и Североатлантического блока в какой-то мере связана и активизация наших взаимоотношений с альянсом. Возможно, на это повлияла и откровенно прагматичная, даже по западным меркам, внешняя политика России. Но мы принимаем ее такой, какая она есть, и считаем, что Россия имеет сегодня уникальную возможность быть объединяющим звеном в создании единой мировой системы безопасности.

     - Ирак находится совсем рядом с Арменией. Иран непосредственно граничит с ней. Если в случае с Ираком Ереван отреагировал спокойно - не поддержал англо-американскую операцию и не сказал ей «нет», то ситуация вокруг Ирана, вероятно, не может не вызывать у вас беспокойства?

     - Действительно, несмотря на разногласия в мировом сообществе по иракскому вопросу, Армения отнеслась к нему вполне спокойно. Мы - небольшое государство и оказывать решительное влияние на происходящие в мире процессы не в состоянии. Но ради политической конъюнктуры, сиюминутной выгоды разрушать дружеские отношения с нашими основными партнерами, как с одной, так и с другой стороны, мы не могли. Взаимоотношения между Россией, Америкой и Европой будут и дальше развиваться, и, по-видимому, самым конструктивным образом. Взять, к примеру, Среднюю Азию. В Киргизии на сегодняшний день вполне благополучно сосуществуют и российские, и американские военные базы. Мир становится более целостным, и Россия играет в нем все более и более заметную роль. Одновременно с этим и США являются одним из крупнейших наших партнеров, который, вероятно, будет в ближайшем будущем еще активнее влиять на развитие политической ситуации в Закавказье. Вместе они могут добиться очень многого, и, к счастью, сегодня этим отношениям не придается налет противоборства.
     За ситуацией вокруг Ирана мы наблюдаем с особым вниманием. Это не только одно из крупнейших исламских государств, но и наш ближайший сосед, являющийся к тому же нашим значительным экономическим партнером. Иран еще и многонациональная страна, где проживают как армяне, так и азербайджанцы. Поэтому стабильность в этом государстве имеет огромное значение для всего закавказского региона. Любая дестабилизация в Иране ударит и по Армении. Необходимо любыми способами сохранить здесь мир и спокойствие. Мы заинтересованы в этом как никто другой.

     - Россия не только стратегический партнер Армении, но и старинный друг. В дружбе наша сила?

     - Однозначно да. Наши взаимоотношения насчитывают не одну сотню лет, и даже определенные трудности в начале ХХ века не смогли помешать нашим народам относиться с уважением друг к другу, идти в одном направлении. У нас одна общая цель - стабильность и процветание постсоветского пространства, интеграция с единой Европой, ведь мы - ее неотъемлемая составная часть.
     

На снимках: памятник российско-армянской дружбе в Москве; вид города Еревана.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100