на главную страницу

27 Сентября 2003 года

Уроки истории

Суббота

Армия держится на командирах



Поражение в войне с Японией поставило в России на повестку дня вопрос о налаживании полноценной боевой подготовки в войсках. На страницах периодической печати и на научных собраниях развернулся на удивление откровенный (в условиях монархии!) разговор о “болевых точках” военной организации государства, о путях скорейшего восстановления боеспособности вооруженных сил. Сохранилось выступление безымянного офицера, в период войны командовавшего пехотным полком, на заседании Общества ревнителей военных знаний в 1906 году. Его размышления о боевой подготовке войск представляются во многом поучительными – разумеется, со скидкой на новые реалии – и сегодня, когда вновь встал вопрос о возрождении боеспособной армии. Мы публикуем их с некоторыми сокращениями.

     
* * *

     Среди многих вопросов, неправильное разрешение которых у нас обнаружила минувшая война, нет ни одного более важного, более жизненного, чем вопрос об обучении, о боевой подготовке войск. Этот вопрос я ставлю на первую очередь, потому что он касается подготовки личного состава. Победа, как и прежде, – не в пулеметах, телефонах, сигнализации и пр., а в людях – людях знания, подвижных, выносливых, послушных воле начальника, самостоятельных; в людях несокрушимой воли, железной энергии; в людях высокого развития чувства долга и глубокого, неподдельного патриотизма. Одним словом, главное, чего нам недостает, – это подготовленного личного состава и притом не отдельных личностей, а всей массы. Отдельные же личности найдутся и теперь. Нужно только поискать и уметь их найти.

     
Главное, чего нам недостает, – это подготовленного личного состава

     Теоретически и ныне вопросы обучения в нашей армии поставлены весьма недурно. Большинство существующих официальных “Инструкций” и “Положений” изданы хорошо. Если ввести в них некоторые поправки и отчетливо оттенить главное от второстепенного, то руководства эти вполне выполнили бы свое назначение ныне. Но, к сожалению, дело оказывается не в руководствах. Руководства хороши, но исполнители больно плохи. Никто почти требований руководств по духу их и не исполняет. Предпочитают отписываться разными отчетами и, к удивлению, такой канцелярский способ является непогрешимым. Не в том дело, оказывается, чтобы часть была действительно подготовлена к бою, а чтобы она умела в разных своих отчетах выказать себя таковой.

     
Выбор командиров частей и старших начальников

     Я, конечно, не берусь приводить тут готового законопроекта о порядке выборов командиров полков и других старших начальников. Не в этом заключается и цель моя. Я хочу лишь
     открыто высказать, что тот порядок, который заведен у нас, не соответствует своему назначению, он не выдержал экзамена на войне. Принципиально прежде всего нужно признать, что для того, чтобы иметь хороших строевых начальников, надо совершенно отрешиться от взгляда, что строевая часть – это какое-то управление, учреждение или заведение, которым свободно может управлять всякий коллежский или тайный советник в офицерском мундире.
     
Не надо вечно заваливать командира полка разными вопросами…

     Строевой начальник может вырабатываться только в постоянном общении с войсками, только в их средe он может обрести должную самостоятельность и умение повелевать массами. Никакая ученость не может дать этих практических качеств, которые добываются только тяжелым трудом и опытом. Нельзя назначать строевых начальников из тех категорий лиц, которые всю свою службу в нижних чинах уклонялись от строя. Для выбора кандидатов на командные строевые должности следовало бы уничтожить ныне существующий способ зачисления в кандидаты, при котором назначение часто зависит от произвола одного лица, а ввести способ баллотировки, т. е. коллективного избрания непосредственно вышестоящими начальниками. Чем скорее это будет введено, тем лучше. От начальников зависит подготовка частей, поэтому с них и надо начинать.
     
Боевая подготовка начальников

     В нашей армии достаточно получить полк или высшую командную должность, чтобы этим совершенно обеспечить себя от каких бы то ни было дальнейших требований в теоретической подготовке по военным наукам. С этого времени все сводится только к практике, и если кто не занимается добровольно, то он может даже совсем поглупеть и тем легче, что это нашими уставами, кажется, не возбраняется. Между тем одна практическая деятельность без взаимодействия с теорией скоро обращается в сухой, мелочной педантизм с “коньками” по тем отделам, которые данное лицо знает лучше других. Обыкновенно такие лица наседают на хозяйство, которое как-то более понятно и совершенно, или почти игнорируют боевую подготовку части. Такие части вскоре обращаются в сплошные мастерские, а офицеры и люди в них – в каких-то фабрикантов и рабочих, а не военных. Обиднее всего то, что начальство на такие части смотрит как на образцовые и выставляет их в пример другим.
     Чтобы командир полка мог действительно подготовлять свою часть в боевом отношении и сам практиковаться в этом деле, надо прежде всего бросить писать и хозяйничать и вытащить его из канцелярии в поле. Не надо вечно заваливать командира полка разными вопросами, просьбами о заключениях и т.п. Хотите узнать – приезжайте, смотрите, спрашивайте, но не заставляйте составлять длиннейших донесений, отвечать на которые времени нет. Сказать – скоро, а написать – долго. Сократите во что бы то ни стало переписку. Снимите с командира полка тягостное бремя хозяйства, которое давит его с утра до ночи. Облегчите от всего этого его душу, и тогда вы получите вождя, войскового начальника. До тех пор, пока это не будет сделано, нельзя ожидать существенного yспеха.
     
Недостаточно решать задачи в кабинетах и в поле, нужно еще уметь распоряжаться

     У нас же командир части – чиновник, фабрикант, хранитель запасов. Но ведь в военное время, а это главное, всего этого не нужно. Там нет ни полковой канцелярии, ни мастерских. Никто не станет рассматривать, какое клеймо на мундирах – треугольное, длинное или круглое, на что у нас так много охотников.
     Справедливо ли ожидать от командира полка, находящегося постоянно под давлением всех этих канцелярских и хозяйственных забот, за которые каждую минуту можете жестоко поплатиться, чтобы он мог еще и личным примером поддерживать дух в части. Прежде всего, и это главнейшая мера, надо обратить командиров полков, а с ними вместе и других строевых начальников, в полевых офицеров и вытравить из них с корнем дух бюрократизма, который убил самостоятельный почин и привел нас к шаблонам и застою. При таком порядке выдвигались вперед начальники – бюрократы, умевшие орудовать канцелярией, умевшие втирать очки цейхгаузами и экономическими суммами. Настоящий же полевой начальник получал систематические выговоры и оставался в тени. Так, безусловно, было до сих пор. Не знаю, что будет дальше.
     Итак, надо сократить канцелярию, облегчить хозяйство и вытащить войсковых начальников в поле для боевой подготовки вверенных им частей.
     Далее. Надо привлечь всех строевых начальников к постоянным практическим занятиям по тактике, фортификации, администрации и топографии. Для сего необходимо, чтобы начальники дивизий лично вели такие занятия с командирами бригад и полков. Я настаиваю на том, чтобы занятиями руководили именно начальники дивизий лично, так как это заставит их и самих заниматься. Для таких занятий желательно бы собираться не меньше раза в месяц. Летом перед началом общих сборов следует производить командирам бригад и полков полевые поездки под обязательным руководством начальника дивизии.
     В свою очередь начальники дивизий и командиры корпусов должны ежегодно получать от командующего войсками округа для решения не менее одной стратегической задачи со статистическими, административными и тактическими отделами. Такие же задачи, но в более широком объеме, должны разрабатывать и командующие войсками в округах как будущие командующие армиями. Только тогда, когда начальники будут подготовлены теоретически, они будут в состоянии сами руководить занятиями подчиненных им лиц, привыкнут правильно судить о военных явлениях, и только тогда можно ожидать, что у нас поднимется боевая подготовка частей.
     Но недостаточно еще решать задачи в кабинетах и в поле, нужно еще уметь распоряжаться, и поэтому венцом подготовки начальника в мирное время, экзаменом для него являются маневры. Тут надо внимательно следить за всеми его действиями и давать им строгую оценку. При этом необходимо требовать, чтобы начальники непременно сами командовали своими частями на маневрах, а не шефствовали. Начальник, который на маневрах вечно путает и не умеет распоряжаться, должен быть удален от службы, как бы ни были у него велики экономические капиталы и полны цейхгаузы.
     
Подготовка штаб- и обер-офицеров

     Мирная подготовка наших офицеров должна быть тоже признана довольно неудовлетворительной. Не услаждайте себя тем, что пишут корреспонденты из армии, будто плохи были генералы и генеральный штаб, а обер-офицеры и нижние чины превосходны. Что генералы не подготовлены, это было только гораздо заметнее, так как круг деятельности их шире, но свидетельствую вам, что и внизу было мало знаний и вследствие этого невежества царила нерешительность в действиях.
     Физическое развитие. Прежде всего еще при мобилизации бросилась в глаза чрезвычайная физическая слабость многих офицеров. Обнаружился огромный процент слабогрудых и всякого рода больных, которые с большим трудом переносили тягости похода и суровость климата, и многие из них в скором времени заполнили госпитали.
     У нас в строю почему-то на здоровье офицеров мало обращают внимания. Так, офицер может отучнеть до такой степени, что еле в состоянии двигаться; может получить хроническую болезнь, которая препятствует ему выходить в холод, в непогоду и т.п. И все это считается возможным. Между тем в нашем строевом деле пользу в состоянии принести только вполне здоровый физически человек, который может служить личным примером для других и способен переносить все тягости похода в военное время. На физическое развитие офицеров у нас не обращается внимания, мне кажется, потому, что мы положительно закупорены в казармах. В казармы же можно прийти в калошах, теплом пальто, башлыке, наушниках, сесть в ротной канцелярии на табуретку и, покуривая, ожидать доклада об окончании занятий.
     
Военная служба с каждым годом становится все менее привлекательной

     Если бы эти самые занятия вести почаще в поле, то офицер принужден был бы тогда переносить некоторое утомление и привыкать к непогоде. А уж и это немаловажно. Идеал строевого офицера мне всегда рисуется в виде здорового, энергичного, подвижного человека, хорошо владеющего всяким оружием, отлично плавающего, сколько угодно ездящего верхом, неутомимого и веселого в походе, не только не возбуждающего уныния среди людей своим измученным видом, а, напротив, постоянно ободряющего их.
     Мне кажется, что пора обратить внимание на этот важный вопрос. Добровольно офицеры заниматься не будут, поэтому нужно сделать обязательными для них гимнастику, фехтование и стрельбу и ввести эти упражнения для поднятия физического развития офицеров безотлагательно.
     Тактическая подготовка. Далее надо заняться умственным развитием офицеров. Нечего повторять заезженные фразы о том, что военные журналы в наших библиотеках остаются неразрезанными, что офицеры ничего не читают и по военной части несведущи. Надо вывести их из такого положения. Причина же тому ясна. Раз командиры частей не ведут лично занятий с офицерами, а старшие начальники почти не контролируют этих занятий, то не может ничего и выйти. Понятно также, что тактическая подготовка не может быть поставлена правильно, пока войсковые начальники сами не будут в достаточной степени подготовлены.
     Тактические занятия с офицерами следует вести двояким порядком: отдельно со штаб-офицерами и ротными командирами и отдельно с младшими офицерами. До сего времени, как известно, дело тактической подготовки офицеров на практике было поставлено очень плохо.
     Тактические занятия согласно инструкции ведут батальонные командиры со всеми без различия офицерами, а командиры полков в большинстве случаев даже и не вмешиваются. Руководители занятий, батальонные командиры ведут почти их без всякой подготовки, и поэтому все сводится к шаблонным заданиям и таким же решениям без всякой поучительности. Зачастую все эти задачи, которых очень немного, решают на весь полк 2-3 офицера, а остальные смотрят на это дело, как на terra incognito.
     Вот поэтому даже многие ротные командиры не могут дать своим ротам тактической подготовки, а на маневрах и на войне творятся истинные чудеса.
     Ответчик за тактическую подготовку части есть, несомненно, командир полка, а проводниками его взглядов являются офицеры. Принимая же во внимание, что в полку все держится на офицерах, я считаю, что главнейший долг командира части и заключается в тактической подготовке своих офицеров.
     
Можно сокращать военный бюджет на другие предметы, но на офицеров надо прибавить

     Конечно, нет возможности заниматься со всеми, но занятия со штаб-офицерами и с ротными командирами должен принять на себя всецело командир полка. Только тогда можно ожидать успеха. Что касается младших офицеров, то с ними побатальонно должны заниматься батальонные командиры, которые, практикуясь постоянно сами, явятся в данном случае вполне компетентными руководителями. Занятия эти надо вести постоянно, а осенью, весной и летом, когда позволяют климатические условия, решать побольше задач в поле, начиная с летучек. На тактическую подготовку в течение зимы желательно посвящать не менее одного вечера в неделю, и время это употреблять не только на решение задач и разбор их, но и на беседы, вернее, на обмен мнениями по поводу разных современных военных вопросов. Этим надо воспользоваться, чтобы заставить офицеров читать военные сочинения. Затем, чтобы дать офицерам более серьезную военную подготовку, желательно было бы каждый год изучать целым полком какую-нибудь одну кампанию. На эту работу назначить месяца 2-3, а потом командир полка должен лично проверить знания офицеров путем беседы и обмена мнениями.
     Экзаменом тактической подготовки офицеров являются, как и для начальников частей, маневры, но с той только разницей, что о подготовке офицеров можно уже судить достаточно определенно во время самых малых маневров и даже на тактических учениях. Этими занятиями надо пользоваться, чтобы приучать офицеров к умению отдавать приказания и применяться к местности, к употреблению соответствующих форм строя, рода огня и прочее.
     К тактической подготовке офицеров надо самым энергичным образом привлечь и бригадных командиров, которым при наших святых обычаях нечего делать, и офицеров генерального штаба, штабов дивизий и корпусов.
     Воспитание. Как мирная жизнь частей, так и участие их на войне выказали некоторые недостатки воинского воспитания наших офицеров. Среди них главное место занимают изнеженность, леность и пьянство.
     Я не позволю себе, конечно, утверждать, что эти недостатки присущи главной массе офицеров, но тем не менее заявляю, что они составляют удел очень многих. Их необходимо искоренить, так как они в высшей степени вредны для службы, роняют офицеров в глазах нижних чинов и дискредитируют их перед обществом и народом…
     Система движения по службе. Военная служба с каждым годом становится все менее привлекательной, и поэтому все меньше и меньше мы встречаем в строю действительно выдающихся офицеров. Уже в молодые годы наиболее способные и энергичные уходят в жандармы, пограничную стражу, учебное ведомство и на разные гражданские должности, в строю же остаются те, которые никуда не могли пристроиться лучше или по лености своей не хотят работать.
     Мне кажется, что так продолжаться не может. Армия ведь держится только на офицерах и на их верных помощниках – сверхсрочных унтер-офицерах.
     По нынешним временам лучшее средство поднять значение строевых офицеров – это дать им разные преимущества и прибавить содержание. Затем – негодных для службы офицеров и особенно изнеженных, пьяниц, лентяев не терпеть в частях, не принимать также больных и хилых – армия не богадельня. Пусть лучше будет некомплект, нежели эти негодные элементы будут совращать хороших. Пусть они уходят, они не будут тогда задерживать движение по службе выдающихся. Удаление негодных офицеров из частей должно производиться по инициативе командира полка путем гласного обсуждения аттестаций рассматриваемого лица всеми штаб-офицерами и ротными командирами.
     Офицерский вопрос в настоящее время столь важен, что для соответствующей постановки его нельзя останавливаться ни перед какими жертвами. Можно сокращать военный бюджет на другие предметы, но на офицеров надо прибавить. Если армия еще нужна, то дайте на офицеров, – только ими она и держится.
     

На снимке: офицеры и солдаты Русской армии. Фото начала ХХ века.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100