на главную страницу

30 Сентября 2003 года

Тема номера

Вторник

Кого пугает образ сильной России?

Вадим МАРКУШИН.



     В минувшие пятницу и субботу в Кэмп-Дэвиде, который находится в 120 километрах от Вашингтона, прошла вторая часть визита Президента России Владимира Путина в Соединенные Штаты Америки. Общее впечатление от этого события в целом позитивное. Прорыва в «стратегию», как и предполагалось, не произошло. Но движение в этом направлении было продолжено, что само по себе не мало, имея в виду в целом непростой год, омраченный военным вмешательством в иракский кризис и отмеченный в этой связи напряжением в американо-российском диалоге.
     Проявило себя, однако, еще одно обстоятельство - весьма неприятное, отдающее запахом прошлых взаимно очернительных кампаний в прессе. Это было весьма неожиданное явление, этакий ностальгический порыв назад, вызывающий недоумение. Но за ним тем не менее нетрудно угадать наличие общей режиссуры. Но сначала о самой встрече.
     Владимир Путин и Джордж Буш, проведя в переговорах больше трех часов, подтвердили стремление вывести отношения двух стран на новый уровень. О чем и сообщили журналистам на итоговой пресс-конференции. «России и США удалось серьезно продвинуться в развитии реального, уважительного партнерства», - заявил, в частности, российский Президент. Он назвал это основным итогом встречи в загородной резиденции главы американской администрации. Путин отметил, что он и Буш строят свои отношения «без лишних эмоций и амбиций», руководствуясь «прагматическими интересами наших двух стран».
     Этот момент подчеркивался в ходе визита не раз с очевидным желанием опровергнуть бытующее мнение по поводу декларативности российско-американских отношений. Отвечая на один из заданных вопросов, Владимир Путин напомнил о росте товарооборота между двумя странами (за первое полугодие - на треть) и обратил внимание на самое, по его мнению, главное - «обстановку доверия». Он также сообщил, что президенты России и США дадут конкретные поручения правительствам по итогам переговоров, что по результатам встречи подготовлен «список конкретных вопросов, которые раздали ведомствам для продвижения их вперед».
     Путин и Буш дали понять, что разногласия Москвы и Вашингтона по Ираку остались в прошлом. «У нас были различия по Ираку в способах решения проблемы, но у нас было общее понимание, что проблема существует», - сказал Президент РФ. «Фундаментальные интересы двух стран гораздо более прочные, чем те события», - подчеркнул он. Путин также сообщил, что уровень участия России в восстановлении Ирака будет определен после того, как станут ясны основные параметры будущей возможной резолюции СБ ООН по Ираку. Москва заинтересована в том, чтобы урегулирование в Ираке «состоялось как можно быстрее», подчеркнул он. «Благодаря тому, что у нас имеется доверие, мы смогли продвинуться вперед и оставить позади нас то, может быть, несогласие, которое имелось у нас в самом начале», - заявил со своей стороны Президент США.
     Буш заявил, что руководители России и США призывают КНДР отказаться от развития ядерной программы. В свою очередь, Путин подчеркнул, что в случае, если Северная Корея пойдет на такой шаг, ей должны быть предоставлены гарантии безопасности. В первую же очередь, считает российский лидер, нужно разблокировать конфликтную ситуацию вокруг Корейского полуострова и создать благоприятную атмосферу для переговоров.
     Президент США сообщил, что Москва и Вашингтон договорились сотрудничать, чтобы убедить Иран отказаться от разработок ядерного оружия. Путин подчеркнул, что Кремль строго придерживается Договора о нераспространении ядерного оружия, и это отвечает национальным интересам России. «По нашему убеждению, сейчас важно дать ясный, но уважительный сигнал Ирану о необходимости продолжить и расширить сотрудничество с МАГАТЭ», - отметил он.
     В общем, из приведенных высказываний уровень американо-российского взаимопонимания представляется достаточно высоким. Очевидно, сказывается и сложившийся характер личных отношений между президентами, что всячески демонстрировал Джордж Буш, принимая своего российского коллегу. «Путин мне импонирует, он мне нравится. Он хороший человек, с которым можно качественно провести время», - говорил журналистам глава администрации США. Буш при этом делал вид, что он проигнорировал организованную против Путина (и конечно же рассчитанную на него) враждебную атаку в ряде СМИ в канун и в ходе саммита.
     Между тем атака эта была довольно мощная, включающая десяток материалов в ведущих изданиях, в которых со всем американским цинизмом высказывались претензии к якобы авторитарному стилю российского лидера и его чрезмерно амбициозным устремлениям на международной арене. Особо, надо сказать, отличился еженедельник The Wall Street Journal, который поместил статью под разнузданным заголовком «Дать отпор имперским амбициям Путина».
     Речь в публикации идет об усилиях Москвы по созданию Евразийского экономического союза. В этой связи Джорджу Бушу прямо предписывается с пристрастием «заглянуть в глаза Путину», разобраться в его намерениях и заставить прекратить попытки порабощения соседей.
     «Г-ну Путину должно быть заявлено, - наставляет главу американской администрации еженедельник, - что недопустимо загонять Украину и Белоруссию в Евразийский экономический союз, в котором Россия играет ведущую роль и который позволяет восстановить контроль Москвы над этой частью Европы, прилегающей к новой границе Организации североатлантического договора и Европейского Союза».
     Что же больше всего беспокоит автора статьи (или тех, кто ее оплатил) в планах Москвы? Оказывается, то, что российский успех на данном направлении «подорвет наступивший после окончания «холодной войны» статус-кво в Европе, увеличит зависимость Запада от поставок российских энергоносителей и позволит Москве помешать образовавшимся на постсоветском пространстве государствам вступать в коалиции во главе с Соединенными Штатами, когда Россия не одобряет ту или иную операцию».
     При этом упоминается, как «Москва привлекла Армению и несколько стран Средней Азии к участию в кампании против проведения операции «Иракская свобода». Повторение подобного сценария, говорится в материале, ограничило бы способность НАТО проводить антитеррористические операции или операции по принуждению к миру.
     Самое сильное давление Путин оказывает на Грузию, продолжает автор. По его словам, эта страна наряду с соседним Азербайджаном является ключом к достижению политических целей США в Евразии. Высшие российские официальные лица требуют от Грузии, чтобы та прекратила отношения с США и НАТО, вступила в контролируемые Россией Организацию Договора коллективной безопасности и Евразийский экономический союз и снова подключилась к российским трубопроводным и транспортным сетям.
     А тем временем Россия практически аннексирует Абхазию и Южную Осетию, говорится в статье. Москва недавно предоставила российское гражданство большинству местных жителей и взяла под свой контроль границу на грузинской стороне в этих сепаратистских провинциях.
     Американская помощь Грузии в плане экономики и безопасности, утверждается в статье, критически важна для того, чтобы эта страна оставалась на плаву и в основном стабильной. Однако общие интересы Запада и Грузии окажутся под угрозой, если тактика Кремля принудит грузинское руководство отказаться от прозападной ориентации. Вот почему г-н Буш-младший должен заявить г-ну Путину, что независимость и суверенитет Грузии глубоко затрагивают американские национальные интересы и должны быть сохранены, наставляет автор хозяина Белого дома.
     Путин, пишется далее, оказывает давление на президента Молдавии Владимира Воронина с целью легализации незаконного российского военного присутствия и сепаратистских властей в Приднестровье. Он настаивает на том, чтобы создать федеральное государство и передать представителям Приднестровья часть полномочий центрального правительства, а для гарантии ввести в Молдавию миротворческие силы, основу которых составят российские военнослужащие (в придачу к российским войскам в Приднестровье, которые должны быть санкционированы федеральной структурой Молдавии). Поэтому, дескать, Буш должен заявить Путину, что держать российские войска в стране, удаленной на 1.000 км от России, неприемлемо.
     Неприемлема и активная политика России в Прикаспии, подчеркивается в опубликованном The Wall Street Journal материале. Здесь Москва (в тандеме с Тегераном) противится строительству любого транскаспийского трубопровода, который самым коротким путем соединит восточное побережье с Европой. В настоящее время Россия имеет монополию на транспортировку каспийских энергоносителей в Европу и путем соглашений с местными производителями природного газа и нефти обеспечила себе ее сохранение на ближайшие 15 лет. Все это бросает вызов вашингтонскому курсу в Каспийском бассейне. Поэтому США следовало бы поставить вопрос о строительстве нефтепровода из крупнейшего из числа открытых в мире в последние 30 лет Кашаганского нефтяного месторождения в Казахстане на запад.
     На огромном пространстве бывшего Советского Союза, от Белоруссии и Украины до Средней Азии, заключает статья, Москва создает торговый и монетарный блок шести стран. В то же время Путин пытается заручиться поддержкой США в деле приема России на льготных условиях во Всемирную торговую организацию. Ответом ему должно стать заявление, что членство в Евразийском экономическом союзе и в ВТО - вещи несовместимые.
     Такие вот наставления даются американскому президенту со страниц газет. Такие назидания. Далеко же зайдет американо-российское партнерство, если его строить с учетом подобных аналитических записок! Так далеко, что впору будет вернуться к упражнениям в стиле американской «советологии» и советской пропаганды «американского империализма». Владимир Путин, кстати, говорил об этих почти архаических клише, когда выступал в прошлый четверг в Колумбийском университете. В том плане, что наступили более здоровые времена, в которых не должно быть места ни русофобии, ни прочим придуманным страхам.
     Но, как мы видим, они есть. Инерция вражды сильна. Тем более что находятся силы, которые ее стимулируют, разжигают, прибегая в том числе к подделанной под серьезную политологию демагогии. Почему, спрашивается, Москва не должна заботиться об укреплении своих экономических позиций в районах, с которыми она связана историческими узами? Почему она должна по-холопски уступать это пространство Америке и печься о том, чтобы, не дай Бог, не пострадали интересы Запада на Украине, в Центральной Азии, Закавказье?
     Думается, что эти риторические вопросы следует адресовать не только американским неоконсерваторам, но и определенным кругам российского предпринимательского «авангарда», которым не нравится наступление государственников. И посему они готовы использовать любые методы, включая черный пиар, для подрыва авторитета президента.
     Итак, позади еще один американо-российский саммит. Как говорится, сверены часы, подтверждены хорошие намерения. Осторожный оптимизм имеет основание быть. Но не более того. Настроения в американском обществе (а общество, по Юрию Трифонову, есть толпа, читающая газеты) еще не свидетельствуют о доминирующем стремлении рассматривать Россию в качестве равноправного партнера и союзника. Иными словами, революции в умах не происходит. Но, наверное, это и есть норма.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100