на главную страницу

30 Сентября 2003 года

Из летописи «холодной войны»

Вторник

Загадки рейса KAL- 0 0 7

(Окончание. Начало в номере от 27 сентября)

Отдел истории «Красной звезды».



Российские журналисты, проводившие независимые расследования, нашли немало фактов, позволяющих ставить под сомнение неискренность американских должностных лиц, которые отрицали причастность спецслужб США к полету южнокорейского «Боинга» 1 сентября 1983 года.

     Командир экипажа (по оплошности? Или стремясь дать подсказку выполнения своей задачи) оставил в Анкоридже план перелета в Сеул с рукописными заметками. В них немало зацепок, дающих право предполагать, что отклонение «Боинга» от маршрута не было случайным и пилот готовился к нему еще до взлета из аэропорта на Аляске.
     Радиосвязь между центром диспетчерской службы Анкориджа и рейсом KAL-007, по американской версии, прервалась сразу же после набора самолетом высоты из-за выхода из строя всех пяти установленных на «Боинге-747» радиопередатчиков. Но возникает вопрос: почему после того, как самолет вошел в зону обслуживания токийской авиадиспетчерской службы, радиообмен вдруг восстановился и до момента гибели самолет выходил на связь с Токио двадцать раз? Более того, над Сахалином пассажирский лайнер, попав в зону действия ПВО Японии (радара военной базы в Вакканае), отвечал, как утверждают некоторые журналисты, сигналами американского самолета-разведчика!
     В пользу разведывательной версии выполнения сбитым южнокорейским «Боингом» некоего задания американских спецслужб говорит и немало других фактов. Так, шпионский характер миссии самолета признал в книге «Правда о полете KAL- 007» вышедший в отставку сотрудник японской военной разведки Иосиро Танака, руководивший до своего выхода на пенсию электронным прослушиванием военных объектов СССР со станции слежения в Вакканае на севере острова Хоккайдо (именно она зафиксировала переговоры пилотов советских истребителей 1 сентября 1983 г.). Южнокорейский самолет, утверждал он, преднамеренно вошел в воздушное пространство СССР, чтобы привести в действие систему противовоздушной обороны. И тем самым позволить американским средствам радиоэлектронной разведки засечь советские радары, зафиксировать параметры их работы.
     Из истории «холодной войны» известно немало других свидетельств использования западными разведками гражданских самолетов для сбора разведданных в СССР. Например, бывший шеф французской контрразведки полковник М. Ле Руа-Финвиль в своей книге рассказал о том, как пилоты авиакомпании «Air France», осуществляя в во времена существования СССР полеты на линии Париж — Москва, иногда уходили из разрешенного воздушного коридора и производили фотосъемку советских военных объектов, для чего на некоторых самолетах компании были тайно установлены специальные фотокамеры.
     В инциденте с южнокорейским «Боингом» обращает на себя внимание поведение американских властей. Японские службы гражданской авиации передали в распоряжение Международной организации гражданской авиации оригиналы всех магнитофонных записей своих переговоров с рейсом KAL-007. Правительства США и Японии опубликовали полностью записи подслушанных перехватов радиопереговоров советских военных. Но американцы не предоставили в распоряжение комиссии международных экспертов оригиналы магнитофонных пленок, на которых были записаны радиопереговоры наземной станции на Аляске (под предлогом их уничтожения). Власти США скрывают до сих пор и план полета своего самолета РС-135 в районе событий, данные о радиолокационном наблюдении за ним - информация об этом якобы не сохранилась.
     Без этих сведений получить объективную картину произошедшего 1 сентября сложно. Для специалистов очевидно, что приблизиться к истине возможно только при системном анализе всех записей: радиообмена нашего летчика Осиповича с командным пунктом, разговоров между членами экипажа южнокорейского «Боинга», их переговоров со следовавшим за ними с интервалом в четверть часа по этой же трассе пилотом очередного гражданского рейса KAL-015, а также с американскими и японскими наземными службами.
     В истории с «Боингом» странно и то, что расследованием гибели южнокорейского самолета, вылетевшего из американского аэропорта, должно было заняться – по сложившейся практике - Национальное управление безопасности на транспорте США. Но ему сверху было рекомендовано не приступать к расследованию. Делом почему-то занялся государственный департамент США. Хотя это не входит в его функциональные задачи, да и необходимыми в таких случаях специалистами он не располагал. Словом, оснований для подозрений в адрес официального Вашингтона немало…
     Самую экзотическую версию событий выдвинул Мишель Брюн, французский эксперт, проводивший исследование инцидента по заказу частной американской организации «Фонд в поддержку конституционного правительства». Брюна, как представляется, кто-то навел на ложный след. Но, чтобы не быть обвиненными в предвзятости и односторонности, упомянем о его версии.
     Южнокорейский лайнер, считает француз-эксперт, не был сбит советским истребителем у Сахалина, а потерпел катастрофу несколько позднее - в районе Сангарского пролива. Приблизительно в 400 милях к югу от Сахалина, неподалеку от японского города Ниигата. Это якобы подтверждает полученная Брюном по японским каналам подлинная копия переговоров, которые вел пилот южнокорейского «Боинга». Из ее анализа следует, что самолет находился в воздухе еще долгое время после того, как его поразили две ракеты советского истребителя. С диспетчером в городе Ниигата второй пилот погибшего «Боинга» вел обычный рабочий радиообмен через сорок минут после официально признанного времени гибели самолета. Брюн, побывавший в Ниигате, выяснил, что к побережью города море прибило осенью 1983 года обломки конструкции салона пассажирского авиалайнера.
     По мнению сторонников этой версии, советские и американские власти по взаимной договоренности скрыли, что 1 сентября 1983 года в воздушном пространстве СССР в районе Сахалина произошел воздушный бой, в ходе которого советские истребители сбили три американских военных самолета. В подтверждение своей точки зрения Брюн указывает на то, что некоторые из обломков, прибитых морем к японским берегам, оказались обломками не пассажирского «Боинга-747», а военных самолетов. Среди них - под номером 31 - кусок закрылка, прямоугольной передней кромки. Единственный самолет, у которого закрылки имеют такую кромку, - американский истребитель F-111 или EF-111. Другой обломок тоже мог принадлежать только военному самолету США: это сиденье с номером 34 катапульты пилота от МакДоннелл-Дуглас ACES II Zero Zero. В Вакканай на Хоккайдо вместе с обломками самолета прибило остатки части боевой ракеты с английской маркировкой. Находка хранилась в управлении морской безопасности в Вакканае.
     Брюн заинтересовался в связи с этим направлением морских течений в этом районе и с удивлением установил, что обломки «Боинга», сбитого у Сахалина, никак не могло прибить к берегам Хоккайдо через девять дней поперек течения и против господствующих ветров - в сентябре в районе островов Монерон и Сахалина течение гонит волны с юга на север, то есть в сторону материка.
     Близка к версии Брюна точка зрения бывшего сотрудника госдепартамента США Джона Кеппела, также располагавшего сведениями о боестолкновении между советскими и американскими самолетами 1 сентября 1983 года. Кеппел утверждал, что в тот день средствами советской ПВО были сбиты два самолета ВВС США: один, вероятнее всего, PC-135, а другой - самолет разведки и РЭБ EF-111А Raven. Смелость утверждения отставного дипломата, однако, настораживает. Известно, что американские власти не церемонятся с теми, кто начинает «много говорить» - можно лишиться не только хорошей пенсии, но и самой жизни…
     Что касается причин падения южнокорейского пассажирского авиалайнера, то Брюн и некоторые другие эксперты склоняются к мнению, что он стал жертвой трагической случайности: пораженный двумя ракетами советского истребителя, самолет продолжал тянуть к аэропортам Японии или Южной Кореи. И якобы был добит кем-то спустя 50 минут после официальной гибели.
     В русле этих предположений и утверждения о том, что 1 сентября 1983 года в конкретный квадрат Японского моря был направлен специальный самолет американских ВМС, использующийся обычно в спасательных операциях. Этот полет зафиксирован японскими радарами.
     Много интересного осталось в памяти и в рассказах наших водолазов, работавших в нейтральных водах японских островов - на месте падения южнокорейского «Боинга». Кстати, советский ВМФ начал там поиск обломков самолетов только спустя неделю после трагедии. Глубоководные аппараты для съемки дна, поднятия тел и обломков начали работать через месяц. Примечательно то, что все это время по данной акватории моря свободно ходили американские и японские суда, корабли, которые имели возможность сбросить на дно Татарского пролива все что угодно. Еще легче это можно было сделать самолетами ВМС.
     Среди обломков рухнувшего «Боинга» водолазы не нашли ни одной обгоревшей вещи. Да и по составу находок складывалось впечатление, что самолет был кем-то загружен случайными, уже ненужными вещами. Тела погибших пассажиров найти не удалось, хотя в аналогичных случаях останки людей, как правило, находятся.
     Один из водолазов рассказывал журналистам газеты «Известия», которые провели самое обстоятельное в России расследование: «У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей скорее всего не было там. Почему? Ну вот если разбивается самолет, даже маленький, как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди... Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски. Или как будто простреленная - пробита во многих местах. Я лично никаких останков не встречал. Мы же месяц почти работали! И практически ничего. Мало было и носильных вещей - курток там, плащей, туфель - очень мало. А то, что находили, - какое-то рванье! Вот нашли, скажем, россыпь пудрениц. Они остались целыми, открывались. Но, что странно, у всех - разбитые внутри зеркальца. Пластмассовые корпуса абсолютно целые, а зеркальца все разбитые. Или зонты: все в чехлах, в целых чехлах - даже не надорванных. Это что же за удар должен был быть?!»
     Не менее любопытен рассказ корреспонденту «Известий» начальника водолазной службы производственного объединения «Арктикморнефтегазразведка» Владимира Захарченко: «Глубина там была 174 метра. Грунт ровный, плотный - песок и мелкая ракушка. Безо всяких перепадов глубины. И буквально на третий день мы нашли самолет. У меня было представление такое, что он будет целый. Ну, может, чуть покореженный. Водолазы зайдут внутрь этого самолета и все увидят, что там есть...»
     Отсутствие тел – это одна из основных загадок. У нее может быть два объяснения. Первое – на борту данного самолета не было пассажиров. Но... сохранилось немало свидетелей из Анкориджа, готовых подтвердить наличие пассажиров на борту рейса KAL-007. Второе (как хочется верить!) — опытным пилотам удалось все же посадить «Боинг», и люди были эвакуированы. Это предположение легло в основу еще одной версии событий в района Сахалина.
     Согласно ей, пассажирский самолет, незадолго до этого оснащенный в США специальным радиоэлектронным оборудованием, участвовал в американской разведывательной операции. Пассажиры «Боинга», разумеется, об этом и не подозревали. Знал только экипаж самолета. После поражения двумя ракетами, выпущенными из истребителя Осиповича, «Боинг» не сразу рухнул в океан, а некоторое время находился еще в воздухе. Этим и объясняется тот факт, что имеются записи переговоров его экипажа с наземными службами спустя несколько десятков минут после попадания ракет. Советские же радиотехнические подразделения в эти минуты «вели» по ошибке свой истребитель МиГ-23, потеряв на экранах южнокорейский самолет. И якобы после такого вот жесткого приводнения «Боинга» американцы скрытно эвакуировали экипаж и пассажиров, а нашим военным оперативно подбросили заранее подготовленную «обманку»: масляное пятно, мелкие обломки пассажирского самолета, неношенная обувь, кроссовки, пустые женские косметички, несколько фрагментов трупов из морга. Далее дело было за американскими пропагандистскими службами, которые переиграли слабеющие умы аппарата ЦК КПСС...
     Подобной версии придерживается, в частности, представитель Международного комитета по спасению жертв рейса KAL-007 Бен Торри. «Мы, - утверждает он, - проанализировали записи переговоров пилотов и диспетчеров... и эти данные подтверждают показания информаторов и свидетелей о том, что в то утро какой-то самолет сел неподалеку от острова Монерон».
     Английская радиокомпания Би-би-си, очень осмотрительная и осторожная в своих суждениях, в передаче 1 сентября 2003 года, ссылаясь на мнение Бена Торри, признала, что в истории с «Боингом» далеко не все так просто. Процитируем фрагмент передачи: «Отсюда - и появляющиеся все чаще сообщения о том, что после ракетной атаки самолет вовсе не потерял управление и летчики контролировали его еще как минимум 12 минут. В теории этого времени вполне достаточно на аварийную посадку - был бы аэродром. Представитель Международного комитета по спасению жертв рейса KAL-007 Бен Торри почти уверен: такой аэродром рядом с местом трагедии был… В то утро какой-то самолет сел неподалеку от острова Монерон. Бен Торри и его единомышленники уверены, что этот самолет и был тем самым корейским «Боингом». По его словам, пассажиров рейса сняли с борта лайнера и увезли в неизвестном направлении, а саму машину взорвали, разложив потом осколки по морскому дну».
     Но это только очередная версия, пока американские спецслужбы не откроют свои архивы, но по законам США это случится не ранее 2033 года. Что же, подождем...


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100