на главную страницу

3 Октября 2003 года

Тема номера

Пятница

Мы уже выросли из старой шинели

В Министерстве обороны РФ состоялось совещание, посвященное вопросам дальнейшего развития Вооруженных Сил России

Виталий ДЕНИСОВ, Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     Жизнь не стоит на месте, меняется военно-политическая ситуация в мире, меняются внутриэкономические, социальные, демографические условия в самой России. Это влияет на изменение задач всех ведомств страны, в том числе и военного, предъявляет новые требования к качеству руководства всей силовой составляющей государства. Поэтому одним из приоритетных направлений современного этапа военного строительства в Российской Федерации стало приведение существующей системы руководства Вооруженными Силами РФ в соответствие со сложившимися политическими, экономическими и другими условиями их функционирования, меняющимся характером межгосударственного противоборства, уточненными новой военной доктриной задачами армии и флота на мирное и военное время, оптимизация возможностей органов военного управления Вооруженных Сил.Стоит напомнить, что еще в августе 2001 года на заседании Совета Безопасности были определены основные направления строительства и развития Вооруженных Сил РФ на период до 2010 года, параметры и объемы финансирования предстоящих преобразований. В соответствии с принятыми решениями чуть позже были разработаны и утверждены План строительства ВС РФ на 2001 – 2005 гг., планы строительства видов и родов войск, а также развития систем всестороннего обеспечения армии – всего 33 документа. Кроме того, была принята государственная программа вооружений на период 2001 – 2010 гг.
     В масштабах армии реализован целый комплекс мероприятий, масштаб которых действительно огромен. Вооруженные Силы перешли на трехвидовую структуру – Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения как вид преобразованы в два самостоятельных рода войск – собственно РВСН и Космические войска. Сформировано Главное командование Сухопутных войск. В рамках оптимизации военно-административного деления страны произошло слияние Приволжского и Уральского военных округов в единый округ.
     Что еще? Проведено огромное количество организационно-штатных мероприятий, развернута работа по реформированию системы подготовки кадров и военного образования, а также оптимизации научно-исследовательских организаций и систем испытательных полигонов Министерства обороны. С 1 января 2002 года фактически существует и эффективно функционирует единая система заказов вооружений и военной техники. Реальностью стала кажущаяся еще совсем недавно невыполнимой задачей единая система тылового обеспечения силовых структур страны. Наконец, набирает обороты перевод Вооруженных Сил на преимущественно контрактный принцип комплектования.
     Однако время потребовало от руководства Минобороны анализа проведенных преобразований, оценки сегодняшней роли Вооруженных Сил России не только во внутреннем, но и геополитическом масштабе, а также определения задач их дальнейшего развития по обеспечению военной безопасности государства в контексте готовности адекватно и эффективно отвечать на существующие и вновь возникающие угрозы.
     Именно этому и было посвящено состоявшееся в Министерстве обороны совещание Президента России – Верховного Главнокомандующего Владимира Путина с руководством военного ведомства, членами Совета Безопасности и Правительства РФ, главами других силовых структур. С основным докладом на нем выступил министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов.
     В нем Сергей Борисович четко обозначил основные приоритеты дальнейшего строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

     

     Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск. Долгосрочной задачей с учетом опыта боевого применения является создание группировок войск, объединенных единым управлением и способных выполнять боевые задачи составом мирного времени. Основу таких группировок войск (сил) составляют соединения и воинские части постоянной готовности. К категории постоянной готовности относятся соединения и воинские части, способные в мирное и военное время выполнять боевые задачи без проведения мероприятий по доукомплектованию мобилизационными ресурсами. Группировки сил постоянной готовности создаются на всех стратегических направлениях. Их состав различен и соответствует степени угроз национальной безопасности России. При этом предусматривается их достаточная мобильность, то есть перегруппировка при необходимости в любой регион для решения задач локализации возможных вооруженных конфликтов и разгрома противника. Именно увеличение числа частей и соединений постоянной готовности, расширение их способности к переброске на большие расстояния силами военно-транспортной авиации следует рассматривать как центральный приоритет развития Вооруженных Сил России на ближайшие годы.

     Активизация перевода Вооруженных Сил на контрактную основу. Перевод Вооруженных Сил на контрактную основу рассматривается не как самоцель, а как средство решения задач обеспечения обороноспособности РФ и повышения боеготовности Вооруженных Сил. Решение о переходе к контрактному принципу комплектования не является политической декларацией. Оно продумано с финансовой и организационной точек зрения и стало результатом длительной работы по оценке объективных возможностей страны.

     Первый полученный опыт показывает, что для достижения основной цели этого мероприятия необходимо достаточное и ритмичное финансирование, а также развитая кадровая база для пополнения войск контрактниками, отвечающих предъявляемым к ним требованиям. И здесь предстоит еще очень большая работа.

     В связи с этим разработана и принята Федеральная целевая программа перехода в 2004 – 2007 году к комплектованию должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

     В ближайшее время в Думу поступят проекты законов, которые позволят уже не экспериментировать, а планомерно комплектовать части постоянной готовности в соответствии с новыми принципами.

     

     «Стране нужна квалифицированная, хорошо подготовленная армия, и мы будем стремиться, чтобы она была именно такой. Это требуют и наши национальные интересы, и обстановка, само время требует такого состояния армии. Избранный нами путь на модернизацию и качественное повышение возможностей Вооруженных Сил потребует большой работы и серьезных ресурсов. Государство будет изыскивать эти ресурсы, изыскивать обязательно, несмотря ни на какие проблемы текущего характера».
     
Президент России Владимир ПУТИН.

     

     Реализация программы частичного перехода Вооруженных Сил на контракт не снимает необходимости сохранения подготовленного мобилизационного резерва.

     Совершенствование боевой подготовки войск. Оперативная и боевая подготовка Вооруженных Сил должна проводиться с учетом изменения направленности военных и иных угроз для России, гарантированного выполнения задач по обеспечению военной безопасности страны, новых тенденций в характере вооруженной борьбы и способов действий войск, оперативного предназначения группировок, особенностей театра военных действий и вероятного противника.

     За последнее время сделан серьезный рывок в улучшении качества боевой подготовки. Количество учений и мероприятий боевой подготовки в 2002 году по всем видам Вооруженных Сил превышает соответствующие показатели 2001 года, а удельные расходы на боевую подготовку возросли в 2,2 раза. По результатам 9 месяцев 2003 года данная тенденция еще более укрепилась. В проекте бюджета Министерства обороны на 2004 год на развитие системы боевой подготовки планируется направить около 16 процентов всех средств. Главное внимание здесь должно быть направлено на подготовку батальона как основной тактической единицы в локальных и пограничных вооруженных конфликтах, а также миротворческих операциях.

     В ходе проведения учений в 2004 году будет сделан акцент на отработку вопросов мобильности разнородных сил и средств, в том числе на проверку возможности осуществить межтеатровую перегруппировку. Необходимо исходить из того, что нашим войскам в большинстве возможных вооруженных конфликтов будет противостоять противник, чаще всего состоящий из разнотипных формирований, активно применяющий тактику партизанских и диверсионно-террористических действий.

      Сохранение потенциала Стратегических Сил сдерживания. Главной целью политики Российской Федерации в области стратегического сдерживания является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или ее союзников. А если сдерживание не сработает, – гарантированная защита суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов России или ее союзников. Сдерживание будет основываться на способности в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможности агрессии.

     Реализация этих и других задач строительства Вооруженных Сил, в частности закупок новой военной техники, поддержка перспективных научных и опытно-конструкторских разработок позволят нам создать действительно современные Вооруженные Силы.

      О социальной составляющей развития российских Вооруженных Сил. Основой социальной политики Министерства обороны, помимо повышения уровня денежного довольствия военнослужащих, станет решение жилищной проблемы. Необходимо прямо сказать, что за год или два этот застарелый вопрос разрешить невозможно.

     Действующая до настоящего времени система обеспечения жильем военнослужащих требует кардинальных изменений. Необходимо не только увеличить ассигнования на строительство жилья, но и незамедлительно начинать переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.

     В настоящее время фонд служебного жилья Минобороны составляет всего 98 тысяч квартир. А для того чтобы каждый человек, пока он служит в армии, гарантированно имел крышу над головой, требуется около 450 тысяч служебных квартир.

     Расчеты показывают, что полностью проблема предоставления военнослужащим служебного жилья будет решена к 2012 – 2015 годам. Для этого, помимо строительства новых квартир, будут активно перестраиваться под служебное жилье казармы и другие здания, освобождающиеся в ходе планового сокращения численности войск.

     Такова реальность. Но только ускоренное формирование полновесного фонда служебного жилья в сочетании с продолжением рассчитанной на 2002 – 2010 годы программой «Государственные жилищные сертификаты» и запуском накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих даст возможность выйти из ситуации, кажущейся тупиковой.

     В настоящее время Правительством Российской Федерации одобрен план подготовки нормативных правовых актов и проведения мероприятий по переходу к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих. Разрабатываемая Минобороны, Минфином и Минэкономразвития программа создает принципиально новый механизм гарантированного обеспечения жильем военнослужащих. По сути, предусматривается накопление бюджетных средств на счету каждого военнослужащего с таким расчетом, чтобы при достижении 20 лет выслуги он мог приобрести собственное благоустроенное жилье в различных регионах России. После 20 лет предусматриваются так называемые бонусные начисления на лицевой счет, что будет стимулировать дальнейшее пребывание на военной службе.

     При нынешней системе все поставлено с ног на голову: хочешь жилье – увольняйся. И фактически отсутствует стимул для службы: сейчас что прапорщик, прослуживший десять лет, что генерал с тридцатилетней выслугой обеспечиваются практически по одной натуральной норме. Это граничит с «бюджетной халявой».

     Поэтому только переход к накопительной системе обеспечит социальную справедливость, создаст стимул для службы и подтвердит, что военнослужащие – это граждане государства, имеющие особый статус.

      Переход к межведомственным системам технического и тылового обеспечения. Главная цель такого перехода – повышение эффективности технического и тылового обеспечения всех воинских формирований на основе интеграции соответствующих органов силовых министерств и ведомств РФ, а также совместного рационального использования имеющихся материально-технической базы и инфраструктуры.

     Решение задачи своевременного оснащения Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой невозможно без оптимизации системы заказов вооружения и военной техники в соответствии с требованиями времени.

     Уже сегодня для Вооруженных Сил установлено двадцать генеральных заказчиков вооружения и военной техники (на 1997 год их было пятьдесят семь, на 1999 год – двадцать девять).

     

     Нас многие торопили, но главное для руководства Министерства обороны – качество оценок и ответственность за принятые решения. Однако наступил тот момент, когда мы со всей ответственностью можем сказать: мы точно знаем, куда и как двигаться.
     
Министр обороны РФ Сергей ИВАНОВ.

     

     В целях сокращения заказывающих органов оставлено по одному единому органу во всех видах Вооруженных Сил и родах войск. При этом каждый заказчик отвечает за реализацию основных положений военно-технической политики по своим функциональным задачам.

     Для централизации заказов и поставок вооружения и военной техники в Министерстве обороны и других органах, имеющих войсковые формирования, для упорядочивания расходования средств и исключения параллелизма в закупках, приемке и поставках Указом Президента России № 311 от 11 марта 2003 года был учрежден Государственный комитет по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации.

     О кадрах. Модернизация Вооруженных Сил требует постоянного совершенствования профессиональных знаний и мастерства офицерского корпуса. Ведь сейчас мы фактически расплачиваемся за годы, проведенные без боевой подготовки. Некоторые офицеры утратили навыки управления техникой, забыли, что инструкции, приказы и наставления зачастую написаны кровью. Отсюда и тяжелые катастрофы последних лет, связанные с человеческим фактором.

     Все это означает, что серьезные изменения должны произойти в системе подготовки кадров и прежде всего в системе военного образования.

     Совершенствование системы образования требуется в том числе в связи с частичным переводом Вооруженных Сил на контрактную основу. Офицер должен быть способен эффективно руководить подчиненным, имеющим порой большой жизненный опыт, образовательный уровень и так далее.

     Для решения наиболее сложных проблем военного образования Правительством Российской Федерации 27 мая 2002 года была принята Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в России на период до 2010 года».

     В ближайшие годы совершенствование системы военного образования будет осуществляться с учетом формирования межведомственной системы подготовки кадров по военным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

     Перспективной представляется опробованная уже сегодня практика подготовки будущих офицеров на военных кафедрах гражданских вузов с обязательным призывом в ряды Вооруженных Сил.

     Особый разговор – подготовка офицеров запаса на этих военных кафедрах. В массовом масштабе она не соответствует плановым офицерам, устанавливаемым для военных кафедр вузов как в сторону недостаточной подготовки, так и избыточной.

     В результате сегодня востребован только каждый десятый специалист, подготовленный на этих кафедрах. Количество военных кафедр, готовящих специалистов по малочисленным военным специальностям и фактически невостребованных Министерством обороны, значительно возросло. Очевидно, следует ставить вопрос об оплате функционирования военных кафедр, исходя из фактического выполнения плановых заданий, что должно или стимулировать сохранение военных кафедр, или проставить вопрос об их сокращении в связи с невостребованностью.

     Во все времена успех в бою решала не самая совершенная техника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их боевого духа и моральной силы зависит решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания личного состава, поддержания высокого уровня воинской дисциплины всегда были, есть и будут одной из основных задач руководителей всех уровней.

     Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они представляют собой результат сознательного целенаправленного воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику как всего народа, так и отдельных граждан.

     За последние десять лет существенно изменился социальный портрет армии. Среди молодого пополнения значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось состояние физического и психического здоровья. Возросли вульгарные пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы, рост детской беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.

     На личный состав серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране. Не прекращаются попытки проникновения организованной преступности в армейскую среду.

     Однако, несмотря на массированное воздействие всего комплекса объективных факторов, негативно влияющих на криминальную обстановку в войсках, Вооруженные Силы продолжают оставаться одним из законопослушных институтов государства. Уровень преступности среди военнослужащих в два раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.

     В целях повышения эффективности борьбы с нарушениями дисциплины во всех ее формах следует рассмотреть вопрос о возвращении к практике применения административного ареста.

     В заключение министр обороны РФ Сергей Иванов отметил, что руководство российских Вооруженных Сил имеет четкую программу их развития и повышения эффективности, основанную на реалистическом понимании возможностей государства, а также задач, которые стоят перед Россией в процессе интеграции в современную систему международных отношений.

     Мы не бряцаем оружием, отметил глава военного ведомства. Напротив, применение военной силы рассматривается как крайняя мера, целесообразная, только если исчерпаны другие возможности. Взаимодействие с различными международными институтами существенно облегчает реализацию внешнеполитических целей России. Но это не дает полной и безусловной гарантии безопасности нашей страны. Такие гарантии может дать только наличие высокоэффективных Вооруженных Сил.

     Сергей Иванов отметил, что период кризисного развития российской военной организации завершился. Те сложности, которые были в последнее время – это трудности роста, а не свидетельство деградации. Теперь главное – устойчиво развивать военную организацию в рамках обозначенных приоритетов развития.

     В ХХI век Россия должна войти с Вооруженными силами, соответствующими ее статусу великой державы, закончил свой доклад министр обороны РФ Сергей Иванов.

     Уже много лет в российском обществе идет дискуссия о месте, роли и задачах Вооруженных Сил. Причем все это – на фоне их реформирования. Одни считают, что так и не началась реформа. Другие, напротив, уверены, что идет активный процесс возрождения ее былой мощи. Но и тех, и других прежде всего волнует вопрос: какая же армия нужна нашей стране? Он тем более актуален, ибо в обществе одни говорят, что у России теперь нет врагов и ни с кем она воевать не собирается, другие же считают, что страна стоит на пороге периода, когда ей вновь придется отстаивать свой суверенитет и территориальную целостность. Нынешнее совещание, прозвучавшие на нем слова и мысли дают ответы на многие вопросы. Как заявил министр обороны Сергей Иванов журналистам, представленный его участникам документ «Актуальные задачи Вооруженных Сил РФ» является своего рода «Белой книгой» Российской армии, прочитав которую все неизбежно сойдутся в одном: без сильных армии и флота, всей военной составляющей государства будущего у России нет. А будущее это начинается уже сегодня.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100