на главную страницу

4 Октября 2003 года

Суббота

Общенациональная задача

Виталий ДЕНИСОВ,«Красная звезда».



Как уже сообщала «Красная звезда», в Министерстве обороны состоялось совещание Президента России – Верховного Главнокомандующего Владимира Путина с руководством военного ведомства, членами Совета Безопасности и Правительства РФ, главами других силовых структур, представителями Федерального Собрания РФ. Сегодня мы предлагаем читателям подробный отчет об этом мероприятии.

     Совещание, посвященное представлению разработанного военным ведомством документа под названием «Актуальные задачи Вооруженных Сил РФ», являющегося по сути своего рода доктриной, открыл своим выступлением Президент РФ Владимир Путин. Обращаясь к собравшимся, он, в частности, сказал:
     - Сегодня мы собрались не по случаю какого-то праздника, какого-то политического события. Выборов нет.
     Вы знаете, что в Послании Федеральному Собранию были сформулированы в обобщенном виде несколько крупных национальных задач, такие, как борьба с бедностью, как увеличение нашего ВВП за десять лет в два раза и модернизация Вооруженных Сил. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы в рабочем порядке, хочу это подчеркнуть, подумать, поговорить о том, что и как будет в этой сфере происходить. Эти планы должны быть понятными не только Вооруженным Силам и специалистам. Они должны быть ясными и понятными всему обществу. Абсолютно прозрачными: это должны быть напряженные, но реализуемые планы.
     В этом зале присутствуют не только представители армейского командования, но и Правительства России. Сам масштаб и многоплановость задач в сфере военного строительства диктуют именно такой, широкий формат обсуждения.
     Ведь начатая нами модернизация армии является не только важнейшей государственной, а – подчеркну - общенациональной задачей.
     Должен отметить, что за последние годы нам многое удалось сделать. Налажено ритмичное финансирование системы национальной обороны. Обновлена правовая и доктринальная база. В Вооруженных Силах проведены серьезные организационные и штатные преобразования.
     От необходимых на определенном этапе радикальных реформ мы перешли к последовательному и рассчитанному на перспективу развитию Вооруженных Сил. Перешли к их глубокому преобразованию, результатом которого должно стать повышение самих возможностей нашей армии. Фактически мы переходим к качественно новому облику Вооруженных Сил.
     В связи с этим еще раз обозначу приоритетные направления военного строительства.
     Первое - это совершенствование принципов комплектования. Здесь надо четко выдержать все установленные параметры и сроки. И к 2007 году формирование профессиональных частей постоянной готовности должно быть завершено. При этом должен быть сокращен срок службы по призыву. Мы об этом знаем, говорили, эти решения принимались вместе с вами и, собственно говоря, по вашему предложению. Должен также быть решен вопрос о привлечении на профессиональную службу в Российскую армию граждан из других стран.
     Хотел бы напомнить, что в Государственную Думу уже внесены соответствующие поправки в законодательство. Они позволят приобретать в упрощенном порядке российское гражданство тем, кто прослужит в нашей армии не менее трех лет.
     Второе направление – это перевооружение армии. В этой сфере уже приняты важные базовые документы. Они задают ориентиры в сфере технического оснащения войск, увязывают вопросы военного строительства с задачами военно-технической и военно-промышленной политики. Все поставленные в Государственной программе вооружения и Основах военно-технической политики задачи вполне исполнимы. У нас есть все возможности для их успешного решения.
     Кроме того, надо продолжить работу по консолидации оборонно-промышленного комплекса, формированию здесь крупных и конкурентоспособных холдингов.
     Необходима и качественно новая система мобилизационной подготовки, система, адекватная современным требованиям и отвечающая характеру новых угроз.
     И, наконец, мы должны сформировать действительно современную систему тылового, материально-технического и социального обеспечения Вооруженных Сил. Причем социальная защита военнослужащих должна состоять не только в последовательном повышении их денежного содержания - хотя это само по себе, конечно, крайне важно, - но и в таких современных формах, как развитие системы страхования и ипотечного кредитования жилья для военнослужащих. Кроме того, актуальной задачей остается их профессиональная переподготовка и расширение возможностей по трудоустройству в гражданской жизни.
     Хотел бы сказать несколько слов еще об одном важном деле. Начиная с 1992 года Вооруженные Силы были сокращены более чем в два раза. Это был действительно трудный и болезненный процесс. Достаточно! На этом этапе процесс сокращения сегодня в целом завершен.

     Замечу также, что в Российской армии уровень соотношения генеральских должностей с общей численностью стал гораздо ниже, чем в таких странах, как США, Великобритания, Франция. Много слышим о засилии генералов в армии - это не соответствует действительности на сегодняшний день.
     Полагаю, что на сегодняшний день мы уже имеем сбалансированный и отвечающий требованиям оборонной достаточности штатный состав. И дальнейших крупных сокращений в Вооруженных Силах мы не планируем.
     Трансформация миропорядка и появление новых угроз требуют от нас постоянного военно-стратегического анализа обстановки. В современных условиях, когда ситуация динамично меняется, армия должна быть готова к тому, чтобы адекватно реагировать на возникающие угрозы. И потому ее структуры, боевые возможности, тактика и оперативное построение должны быть гибкими и мобильными.
     Россия последовательно борется за укрепление системы международного права. Добивается самого широкого сотрудничества с зарубежными государствами и международными организациями в сфере безопасности.
     Но это не значит, что мы должны уделять меньше внимания и тем более отказываться от развития нашего оборонного потенциала. В конечном счете этот потенциал является гарантом суверенитета и безопасности России.
     Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия необходима нам для мирного и благополучного развития страны. Армия должна быть способна защитить Россию и ее союзников.
     Она должна эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран. Быть готовой к тому, чтобы вместе со своими партнерами решать проблемы коллективной безопасности, борьбы с террором, участвовать в миротворческих операциях.
     И, конечно, со своими ближайшими союзниками бороться с общими угрозами в зонах нашей региональной ответственности.
     В целом, российским Вооруженным Силам нужно новое качество. Новое качество во всем: в боевой подготовке, военном планировании, военной науке. И впереди у нас масштабная работа по формированию нового облика армии, всей военной организации государства.
     Я убежден, вы хорошо понимаете, какая ответственность ложится в связи с этим на высший командный состав, на весь офицерский корпус страны.

     Министр обороны РФ Сергей Иванов, выступивший с основным докладом, заявил, что радикальные преобразования в Вооруженных Силах страны завершены и армия переходит к полноценному военному строительству. «Коренная перестройка в рамках военной реформы завершена, достигнутые позитивные результаты дают возможность перейти от решения задач выживания Вооруженных Сил к полноценному военному строительству», - сказал он.
     Сергей Иванов высказался также за изменение основ планирования развития армии и флота. «Мы должны думать не о том, что способны сделать Вооруженные Силы с использованием доставшегося по наследству от СССР военного потенциала, а о том, как нужно трансформировать и развивать имеющиеся возможности для того, чтобы обеспечить защиту интересов страны», - сказал министр.
     Глава военного ведомства подчеркнул, что «геополитическая обстановка в мире является весьма сложной и динамичной, сохраняется высокая востребованность военной силы как инструмента внешней политики».
     Министр обороны оценивает исходящую ныне из-за рубежа военную опасность для России как невысокую. «Ни одна из конфликтных ситуаций за пределами территории России не создает прямой военной угрозы безопасности страны», - заявил он. Вместе с тем, отметил министр, в последнее время появились такие «относительно новые» для российского военного планирования угрозы, как «вмешательство во внутренние дела со стороны иностранных государств или организаций, нестабильность в приграничных странах».
     Он также отметил возрастание роли Вооруженных Сил в противодействии реализации за рубежом программ по созданию оружия массового поражения или получению определенными силами доступа к особо опасным видам вооружений.
     Кроме того, сказал министр, российское военное планирование определяется наличием ряда факторов неопределенности. К ним он, в частности, отнес внутреннюю ситуацию в странах СНГ и приграничных с ними районах мира. В этой связи Сергей Иванов допустил возможность превентивного использования Россией военной силы, в том числе за пределами страны. «Особенности современных внешних угроз требуют от российских Вооруженных Сил выполнения задач различного характера в разных регионах мира, - заявил он. - Мы не можем абсолютно исключать и превентивного применения силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства».
     «Однако мы не бряцаем оружием, - подчеркнул Сергей Иванов. - Напротив, рассматриваем применение военной силы как крайнюю меру, целесообразную, только если исчерпаны другие возможности».
     В своем выступлении глава военного ведомства обратил внимание и на социальные вопросы в армии. Так, проблема обеспечения жильем российских военнослужащих, по его словам, будет полностью решена к 2012-2015 годам. В настоящее время фонд служебного жилья Минобороны составляет 98 тысяч квартир при потребности в 450 тысяч. С тем чтобы снять остроту проблемы, помимо строительства новых домов «будут активно перестраиваться под служебное жилье казармы и другие здания, освобождающиеся в ходе сокращения войск».
     Но только ускоренное формирование полновесного фонда служебного жилья в сочетании с продолжением рассчитанной на 2002-2010 годы программы «Государственные жилищные сертификаты» и запуском накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих даст возможность выйти из ситуации, кажущейся сегодня тупиковой, считает Сергей Иванов.
     Подводя итоги совещания, Президент России Владимир Путин заявил, что, на его взгляд, доклад министра обороны был содержательным как в части выводов о сегодняшнем состоянии Вооруженных Сил, так и относительно подходов к их модернизации:
     - Главное – мы знаем, какую армию хотим иметь и к решению каких задач она должна быть готова.
     В целом согласен с прозвучавшими сегодня оценками и предложениями. Однако уже в ближайшее время нам надо решить ряд серьезных задач.
     Предстоит точно и правильно расставить акценты в военном планировании. Это крайне ответственная работа. Опираться надо и на динамику военно-политической обстановки, и на реальные возможности нашей экономики.
     Кроме того, следует четко и своевременно реализовать все принятые решения по переоснащению армии. Много и бурно обсуждали вопросы, особенно с Генеральным штабом, с экономическим блоком правительства - мы обязаны создать весомый научный, технологический и производственный задел под перспективные системы вооружений. И при этом – последовательно наращивать поступления новой техники в войска.
     Хотел бы обратить особое внимание, что все эти сложные системы вооружений, управления и связи предстоит еще грамотно и быстро осваивать. Осваивать нужно на местах, в воинских частях и подразделениях. Этому надо уделять большое внимание и вам - высшему командному составу армии и флота.
     Прошу не забывать и о других задачах: о повышении уровня оперативной и боевой подготовки, о новых принципах комплектования, об оптимизации состава войск и сил.
     Следует также продолжать реформу военного образования. Министр только что говорил об этом. Работать над созданием единой системы обеспечения для Вооруженных Сил и других воинских формирований.
     Мы еще не сделали всего, о чем договаривались. Военная организация государства у нас пока еще не оптимальна. Хочу подчеркнуть, что здесь мы должны руководствоваться не ведомственными интересами, а возможностями экономики нашего государства.
     Обращаю внимание, что пока еще затягивается переход на программно-целевой метод планирования военного строительства. Между тем без этого военное планирование рискует остаться затратным и малоэффективным. Главным фундаментом национальной безопасности России остаются и еще очень долго будут оставаться силы ядерного сдерживания. Они находятся в очень хорошем боевом состоянии, есть планы их развития, эти планы выполняются. Могу проинформировать вас о том, что хорошо знают министр обороны, начальник Генерального штаба, командующий Ракетными войсками стратегического назначения. Здесь нет никакой государственной тайны - Россия располагает значительным запасом стратегических ракет наземного базирования. Речь идет о самых грозных ракетах - это УР-100 НУТТХ (СС-19). Речь идет о весьма серьезном потенциале, о десятках ракет.
     Эти ракеты ни одного дня не стояли на боевом дежурстве, хранились в «сухом» виде, и хотя произведены они не вчера и не сегодня, но в некотором смысле это новые изделия, срок их возможного использования очень значительный. А их боевые возможности, в том числе и преодоление любых систем противоракетной обороны, вне конкуренции.

     

Наша справка

     Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н была создана в СССР. Главный конструктор - Владимир Челомей. Первый испытательный пуск состоялся в апреле 1973 года. Принята на вооружение в декабре 1975 года. Двухступенчатая с ЖРД, собрана по схеме «тандем». Система управления инерциальная. Длина - 24 м, максимальный диаметр - 2,5 м. Стартовый вес - 103 т. Максимальная дальность - 9.650 км. Головная часть - разделяющаяся типа МИРВ с шестью боевыми блоками по 0,75 Мт каждый, КВО - 350 м. Размещалась и запускалась из ШПУ.
     Заменена в начале 80-х годов на УР-100НУ путем доведения характеристик до новых ТТХ после замены части оборудования. Первый испытательный пуск этой модификации состоялся 26 октября 1977 года. Принята на вооружение 5 ноября 1979 года. Отличия от базовой модели: длина - 24,3 м. Стартовый вес - 103,4 т. Максимальная дальность стрельбы - 10.000 км.


     Россия придерживалась и будет дальше выполнять свои международные обязательства в области ограничения международного ядерного потенциала. Между тем договор, о котором я сейчас упомянул, позволяет иметь на базах хранения договаривающихся сторон значительный потенциал. Россия в полной мере воспользуется положениями этого договора. Имеющиеся в нашем распоряжении тяжелые ракеты будут ставиться на боевое дежурство по мере завершения сроков эксплуатации тех изделий, которые стоят на боевом дежурстве сегодня.
     Таким образом, у нас достаточно времени, чтобы планомерно, без рывков, но настойчиво и системно работать над созданием новых образцов вооружений XXI века. Хочу отметить, что у России есть очень серьезный задел на этом направлении. Я буду строго контролировать выполнение всех этих планов, проводить намеченные мероприятия по модернизации исходя из наших интересов и обстановки, складывающейся в мире. Будем сотрудничать со всеми государствами-партнерами, в том числе на весьма чувствительных направлениях, на таких как создание систем противоракетной обороны. О принципах организации этой работы подробно говорили на встрече с президентом Соединенных Штатов Америки в Кэмп-Дэвиде несколько дней назад.
     Подводя итоги нашего разговора, хочу отметить: теперь, когда есть общее понимание того, что надо делать, прошу все намеченное перевести в конкретные планы работ. Прошу Генеральный штаб представить свои предложения по планированию организации этой деятельности. Я хочу напомнить, что совсем недавно мы приняли решение, которым закрепили за Генеральным штабом ведущее положение в деле строительства военной организации государства. Рассчитываю, что Генеральный штаб эту задачу возьмет и справится с ней.

     В ходе совещания стало известно о том, что Президент России Владимир Путин по представлению министра обороны РФ Сергея Иванова своим Указом наградил мэра, премьера правительства Москвы Юрия Лужкова орденом «За военные заслуги» за большой личный вклад в повышение боевой готовности войск и обеспечение обороноспособности Российской Федерации. Как сказал глава государства, боевым военным орденом до сих пор был награжден только губернатор Астраханской области за существенный вклад в возрождение Каспийской флотилии. «Спасибо вам, Юрий Михайлович, - сказал президент. - Я знаю, вы очень много сделали для укрепления армии в очень сложное для нее время».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100