на главную страницу

9 Октября 2003 года

Репортаж с комментарием

Четверг

Сверкнули блеском стали

Феликс СЕМЯНОВСКИЙ, «Красная звезда».



     Как уже сообщала «Красная звезда», в Московском военном округе прошло показное тактическое учение с боевой стрельбой с усиленным танковым полком мотострелковой дивизии. За учебными баталиями наблюдали слушатели Военной академии Генерального штаба, Общевойсковой академии и Военно-инженерного университета, а также группа иностранных военных атташе. О событиях на Гороховецком полигоне рассказывает наш корреспондент.

     ...Полку предстояло взломать оборону «противника», что называется, на его плечах форсировать водную преграду и «добить» на противоположном берегу. Но прежде была теория. Профессор кафедры управления повседневной деятельностью войск Общевойсковой академии полковник Юрий Шлыков обстоятельно ознакомил слушателей с положениями, связанными с подготовкой учения. Лекция плавно перетекла в показ – на практике слушатели увидели работу комдива генерал-майора Коннова и штаба дивизии по руководству подготовкой и проведением учения. Затем профессор кафедры тактики этой же академии полковник Валерий Киселев ознакомил обучаемых с методикой работы по принятию решения на оборону. Его выступление наглядно проиллюстрировал собственными действиями командир танкового полка полковник Лебедко. Слушатели осмотрели занимаемый батальоном исходный район.

     Бой, как водится, начал «бог войны». Тонны смертоносного металла обрушиваются на позиции «противника». Пока артиллерия мешает небо с землей, танкисты и мотострелки полковника Дмитрия Яшина выдвигаются из исходного района, батальонные колонны рассыпаются на ротные, затем взводные. Саперы проделывают проходы в минном поле. Девятнадцать лейтенантов, еще недавно только примерявших офицерские мундиры, ведут свои взводы не в последний, конечно, но решительный бой. Для их наставника, заместителя командира части подполковника Александра Белого, действия новоиспеченных взводных – экзамен и на его офицерскую зрелость.

     Рубеж перехода в атаку позади, артиллерийская подготовка перетекает в поддержку и далее - сопровождение. Прорвав оборону на переднем крае, танкисты уже «рвут и мечут» в глубине опорных пунктов «противника». Но, как выясняется, есть еще порох и во «вражеских» пороховницах. Оценив обстановку, командир полка вводит в бой батальон второго эшелона. «Противник» огрызается, но пятится назад. Действующие впереди батальоны подполковника Владимира Гуменного и капитана Александра Якушева загоняют его в речку и, не снижая темпов преследования, начинают форсировать водную преграду. Первым на противоположный берег выходит боевой разведывательный дозор, за ним - головная походная застава. Самоходная артиллерия занимает огневые позиции по урезу воды, а понтонеры тем временем ладят для танков мосты. С воздуха «рожденных ползать» прикрывают вертолеты огневой поддержки. Кто под водой, кто по воде, а кто и по понтонам - главные силы полка перебираются на противоположный берег. Наступление продолжается...

     По итогам учения командующий войсками округа генерал-полковник Иван Ефремов поощрил группу генералов и офицеров знаками МВО «За заслуги», ценными подарками и благодарностями. Мундиры отличившихся сержантов и солдат украсили знаки округа «За отличие».
     
Комментарий командующего войсками Московского военного округа генерал-полковника Ивана ЕФРЕМОВА:

     «Особенностями полкового тактического учения с боевой стрельбой и занятий стали: проверка новых уставных положений в ходе практической работы по подготовке и ведению наступательного боя; розыгрыш четырех эпизодов наступления с анализом действий подразделений руководством учения совместно с профессорско-преподавательским составом и слушателями академий; доведение требований начальника Генерального штаба по изложению положений замысла, решения и боевого приказа, привлечение потенциала академий при подготовке и проведении занятий.

     Замыслом занятий и учения предусматривалось показать весь комплекс мероприятий, проводимых командирами и штабами, начиная с приведения частей и подразделений в высшие степени боевой готовности и заканчивая организацией и ведением общевойскового боя. В процессе планирования наступательного боя были применены новые уставные положения, касающиеся практической работы командира и штаба полка при выработке замысла и решения по подготовке к наступлению.

     В ходе занятий по изучению исходного района для наступления, оборудования сторожевых застав, блокпостов, секретов, а также действий личного состава на них при обнаружении разведывательных и диверсионно-разведывательных групп противника в соответствии с указаниями начальника Генштаба были отработаны вопросы, связанные с охраной и обороной района, занятием позиций общевойсковыми и артиллерийскими подразделениями и их действиями при выполнении мероприятий РХБ защиты, использованием личным составом элементов инженерного оборудования при ведении боя. Кроме того, был показан порядок работы командира дивизии по контролю подготовки подразделений полка к выполнению боевых задач.

     При изучении батальонного района обороны обращалось внимание на использование всех видов инженерных заграждений, качество оборудования района в инженерном отношении, непрерывность ведения разведки, техническое и тыловое обеспечение.

     Таким образом, в течение двух дней были отработаны поэлементно все слагаемые подготовки наступательного боя.

     Полковое учение с боевой стрельбой, с применением фронтовой и армейской авиации включало прорыв переднего края обороны «противника», развитие наступления в глубину, наращивание усилий вводом в бой второго эшелона полка и форсированием водной преграды.

     В ходе наступления основное внимание было уделено отработке вопросов тактики действий мотострелковых подразделений на поле боя в соответствии с требованиями начальника Генерального штаба. Отработаны были 4 тактических эпизода, в ходе которых отражались фланговые удары «противника» огнем мотострелковых подразделений с места, наращиванием усилий наступающих за счет ввода в бой вторых эшелонов батальонов. Практически отрабатывались вопросы технического и тылового обеспечения, в том числе эвакуации раненых с поля боя.

     В течение полутора часов до всех участников занятий был доведен алгоритм работы командира и штаба при действиях параллельным методом в условиях ограниченного времени. Пункты замысла, решения, боевого приказа штабом округа были оформлены и в виде брошюр вручены каждому участнику занятий. Доведение новых уставных положений было проведено методом сравнения с положениями существующих боевых уставов. Особый интерес участников занятий вызвал комментарий положений военных документов дореволюционной России в части касающейся служения Родине, профессионализма офицерского состава, необходимости выполнения боевой задачи и оказания помощи раненым на поле боя и т.д.

     По нашему мнению, занятия со слушателями военных вузов прошли поучительно, на высоком организационно-методическом уровне. Наряду с полковым тактическим учением с боевой стрельбой они способствовали повышению профессионального уровня офицерского состава, полевой выучке войск округа.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100