на главную страницу

9 Октября 2003 года

Армия и общество

Четверг

Рожденная Цусимой

О делах и заботах Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ рассказывает ее председатель контр-адмирал Михаил КАВЕРЗОВ.

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда». Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.



     
Визитная карточка

     Каверзов Михаил Исакович. Родился в 1950 году в Алтайском крае. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова, Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Офицерскую службу начинал на Тихоокеанском флоте, где прошел все ступени служебной лестницы от командира минно-торпедной боевой части корабля до заместителя командира оперативной эскадры флота. С 1995 года старший уполномоченный, а с 1998 года - заместитель председателя Постоянной комиссии государственной приемки кораблей. В нынешней должности с 2001 года.


     - Товарищ контр-адмирал, давайте начнем нашу беседу с небольшого экскурса в историю. Флоту России уже более 300 лет. В его составе были и парусные, и паровые корабли. Как менялся процесс их испытаний?

     - В эпоху парусного и в период создания парового флота наблюдение за постройкой, испытания и приемка построенных кораблей и судов в русском флоте осуществлялись экипажами этих кораблей. До 1909 года в составе морского ведомства не было какой-либо постоянной организации для проведения приемных испытаний кораблей, определения их качества и проверки выполнения заводом обязательств. Для испытаний назначались особые военные комиссии (отряды). Их обязанности не были в достаточной степени определены. Испытания проводились без плана и недостаточно полно, а их результаты оставались иногда неизвестными для большинства флагманов и командиров соединений, под команду которых поступали корабли.
     Особенно остро проявились конструктивные и технологические недостатки кораблей нашего флота, как известно, в период русско-японской войны 1904 - 1905 гг. В морском министерстве осознавали то, что многие дефекты могли быть выявлены еще в ходе испытаний. Для этого их нужно было четко организовать и проводить по программам, предусматривающим всестороннюю проверку корабля одной и той же компетентной комиссией, независимой от кораблестроительных предприятий и учреждений. Именно поэтому 12 июня 1909 года была создана наша организация, первоначально именуемая как «Постоянная комиссия для испытаний судов военного флота». За время деятельности комиссии ее специалисты провели испытания и приняли в состав ВМФ более 10 тысяч кораблей различных проектов.

     - Какие задачи стоят перед Постоянной комиссией государственной приемки кораблей ВМФ сегодня?

     - Постановлением Правительства Российской Федерации в 2000 году на нее возложена задача проводить государственные испытания кораблей и морских судов обеспечения, построенных на отечественных судостроительных предприятиях для ВМФ, Пограничной службы ФСБ и Государственного таможенного комитета, а также кораблей, предназначенных для поставок на экспорт.

      - И какие корабли сейчас проходят испытания?

     - В последнее время мы испытывали корабли, заложенные еще в девяностые годы. В этом году флот России пополнился двумя ракетными кораблями. Кроме того, завершается строительство новых боевых единиц - подводной лодки нового поколения и многоцелевых надводных кораблей. Государственный таможенный комитет включил в состав своих сил после государственных испытаний один корабль. Пограничная служба ФСБ России получит в этом году два корабля.
     В ближайшее время также будут завершены испытания и очередного, уже третьего по счету фрегата, построенного ОАО «Балтийский завод» для индийских ВМС.

     - Что же представляет процесс приемки и испытания кораблей?

     - Более полувека назад постановлением Совета Министров СССР был определен порядок испытаний кораблей, действующий и в настоящее время. Он состоит из нескольких этапов. Первый - швартовные испытания. То есть испытания корабля, вооружения и военной техники, проводимые заводом для определения готовности боевой единицы к выходу в море на заводские испытания. После успешного завершения заводских испытаний директор предприятия-строителя предъявляет, а начальник военного представительства Минобороны подтверждает техническую готовность корабля к государственным испытаниям.
     Третий этап - государственные испытания. Их проводит специально назначенная комиссия с целью всесторонней проверки качества корабля и соответствия его тактико-технических элементов утвержденному проекту. На государственных испытаниях производится окончательная приемка корабля в боевой состав.
     В настоящее время наблюдение за постройкой кораблей осуществляют на заводах военные представительства Министерства обороны. Экипаж вызывается практически на готовый к заселению корабль и большую часть времени занимается освоением новой техники. После подписания приемного акта председателем комиссии производятся подъем флага и зачисление корабля в состав ВМФ и так далее по предназначению.
     Государственные испытания современного корабля в море представляют, как правило, двухстороннее тактическое учение группы кораблей, подводных лодок, авиации, береговых войск. При этом выполняются все виды боевых упражнений в различных условиях (артиллерийские, ракетные, зенитно-ракетные, ракетно-торпедные стрельбы, решаются минные и противоминные, противолодочные задачи), проводятся мореходные испытания. Председателю комиссии предоставлено право привлекать для испытаний специалистов из различных видов Вооруженных Сил, других силовых ведомств и промышленности. Поэтому председателем комиссии может быть офицер с должности не ниже командира соединения, его заместителя, имеющий большой опыт управления разнородными силами в море.

     - От каких факторов зависят сегодня в первую очередь сроки и качество испытаний кораблей? Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в этом процессе?

     - Сроки испытаний в зависимости от ранга и класса корабля составляют порядка 30 - 45 суток. Они зависят от многих факторов, но в первую очередь от качества проведения швартовных и заводских испытаний, устранения всех полученных замечаний до предъявления кораблей на испытания государственные. Опыт председателя комиссии, его умение четко организовать работу всех участников испытаний, готовность сдаточной команды, сил и средств обеспечения - все это также немаловажно. Ну и, конечно, говорить о сроках и качестве проведения испытаний и не сказать о финансировании всех этапов создания корабля означало бы убрать основу, без которой корабль в лучшем случае может быть обозначен закладной доской.
     Работа нашей комиссии на всех этапах рождения новой боевой единицы неразрывно связана с промышленностью. К сожалению, главный документ, определяющий порядок наших отношений, действует старый. Это «Основные условия поставки кораблей и судов для Министерства обороны», введенный в действие постановлением Совета Министров СССР и объявленный приказом Минобороны СССР в 1983 году. При этом большинство структур, указанных в документе, упразднены или работают под другими вывесками и в других экономических условиях. Промышленности выгодно, когда в этом основном документе говорится о штрафных санкциях за некачественную продукцию обозначенную смешной суммой. С 1994 года во всех инстанциях, в Государственной Думе, Совете Безопасности, Министерстве обороны Российской Федерации обсуждаются пути повышения ответственности за качественную приемку кораблей, безаварийную их эксплуатацию, обеспечение безопасности военной службы. К сожалению, дальше разговоров об острой необходимости скорейшего решения этих вопросов дело не сдвинулось.
     Не дождавшись обновления или отмены основного нормативного документа, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов в 2000 году все же добился внесения некоторых необходимых изменений. Были подписаны постановление Правительства РФ, а затем и другие документы, регламентирующие деятельность Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. Конечно, выйти за рамки основного документа мы не можем, но, по крайней мере, решен ряд вопросов, касающихся взаимоотношений со структурами, участвующими вместе с нами в приемке кораблей.
     Назрела необходимость внести изменения и в порядок последнего расчета Министерства обороны с промышленностью за принятый корабль - только после утверждения приемного акта, когда выполнены все договорные обязательства. Следует также изменить порядок введения штрафных санкций за неисполнение условий и сроков договора.
     Комиссия за последние годы сокращена на 68 процентов, и это вполне оправдано объемом решаемых задач. Но совершенно неоправданно снижение штатных категорий и тарифных разрядов испытателей. Получается парадокс. Офицеры с флотов должны идти в госприемку на более низкие разряды и на низшие штатные категории. Впервые, думаю, за всю историю комиссии, офицеры с флотов, узнав все, что их ожидает, отказываются от предложений служить в ее составе. Офицеры - испытатели кораблей за время испытаний не получают дополнительных надбавок, как летчики-испытатели. Все это тоже создает проблемы в комплектовании.
     И все же нынешние флотские испытатели достойно продолжают дело старших поколений. Контр-адмиралы Д. Островский и А. Александров, капитаны 1 ранга В. Турчин, В. Рачков, А. Кондрашов, А. Мирущенко, Е. Пирогов и многие другие офицеры, несмотря на имеющиеся сегодня трудности, успешно справляются со всеми поставленными перед ними задачами. А значит, я в это верю, и флот России не прирастет к берегу, у него будут новые хорошие корабли.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100