на главную страницу

10 Октября 2003 года

Армия сегодня

Пятница

Здесь климат иной

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Как известно, дисциплина в армии всегда держалась прежде всего на офицерах взводного и ротного звена. Удержать офицерскую молодежь, обучить и воспитать ее – вот что сегодня, пожалуй, самое главное. Тогда будет прогресс и в боевой учебе, и в укреплении уставного порядка в казарме. В этом смысле опыт Ленинградского военного округа заслуживает особого внимания.

     
Не нянька, а наставник

     На столе у командующего войсками ЛВО генерала армии Валентина Бобрышева не совсем обычный список: напротив фамилии каждого прибывшего в этом году в округ лейтенанта значится закрепленный за ним наставник – опытный офицер из той же части. «Эти люди отвечают за то, чтобы служба новичков проходила в оптимальных условиях, они помогают их обучать, с их помощью вчерашние выпускники быстрее адаптируются в воинском коллективе, – говорит Валентин Сергеевич. – Мало того, помимо чисто моральной, у такого наставника есть и дисциплинарная ответственность: если подопечный допустит промашку, нарушит воинскую дисциплину, спрос прежде всего с него».
     Значение такой помощи на протяжении первого года службы трудно переоценить: лейтенант знает, что рядом находится более опытный сослуживец, который поможет, посоветует, не отмахнется… Вспоминается встреча минувшей зимой в одном из гарнизонов с гвардии лейтенантом Алексеем Синюшиным. Всего полгода назад он окончил Московский военный институт, но уже исполнял обязанности командира учебной роты. По сути так получилось, что он остался единственным офицером в подразделении: предыдущий ротный ушел на повышение, должности его замов были вакантны, лейтенанты-«двухгодичники» поувольнялись в запас. Однако выбор на этого молодого офицера пал отнюдь не по воле случая. Командир части гвардии подполковник Олег Марцинкевич даже за столь короткий срок обратил внимание на толкового новичка и решил дать ему шанс попробовать силы на столь ответственной должности.
     Наставником Синюшина оказался командир соседней роты гвардии майор Сергей Семушкин. У него Алексей научился многому, особенно по части организации учебного процесса и службы, взаимоотношений с подчиненными. Бывало даже, как тот или другой документ оформить, и то надо у кого-то спросить. Семушкин всегда готов помочь. Да и образцовый порядок в расположении рядом с таким соседом легче поддерживать.
     Однокашник Синюшина гвардии лейтенант Евгений Кочергин рассказал мне, что их из МВИ в окружной учебный центр ЛВО приехали четверо. И все сразу же попали под опеку более опытных товарищей. Неудивительно, что и становление молодых офицеров сразу пошло успешно. К слову, в округе каждый прибывший в подразделение солдат и сержант также имеет наставника. Это, как показывает практика, весьма эффективная «прививка» против «дедовщины».
     
Три месяца на «акклиматизацию»

     Теперь о быте. Именно он, такой неустроенный последние десять с лишним лет, изрядно проредил офицерские ряды. Синюшину и его сослуживцам в этом смысле на судьбу жаловаться грешно: живут в очень приличном общежитии с весьма умеренной платой – чуть более 300 рублей в месяц. После капремонта командующий войсками округа принимал «общагу» лично. В ста метрах от офицерской обители – столовая, еще недавно представлявшая собой уныло пустовавшую солдатскую чайную. Теперь здесь трудятся квалифицированные женщины-повара. Причем отведать их домашнюю по вкусу стряпню можно три раза в день в счет офицерского продпайка.
     Такой подход внедрен сегодня во всех военных городках ЛВО. Везде работа идет по одной схеме: прибывшему лейтенанту предоставляют общежитие (а кое-где и служебную квартиру), организуют питание в офицерской столовой, обеспечивают другими видами бытового обслуживания. «Локомотив» здесь – гарнизон Печенга. Это и понятно – условия службы в Заполярье изобилуют тяготами и лишениями. К тому же генерал армии Бобрышев держит северян под особым контролем – сам здесь когда-то рос от взводного до комбата.
     Особым вниманием окружены двухгодичники. В округе треть первичных офицерских должностей занимают выпускники гражданских вузов. Однако драматизировать в связи с этим ситуацию здесь не склонны. Генерал армии Валентин Бобрышев, например, сам в свое время командовал батальоном, в котором все офицеры, кроме его зама, были двухгодичниками. И ничего, справлялся. Тем более что учебно-материальная база нынче гораздо мощнее. Но командир должен иметь в виду, что выпускники военных кафедр и факультетов не обладают практическим опытом, они не имеют за плечами курсантской школы, не попробовали свои силы на стажировках. Поэтому вопрос стоит вполне конкретно: либо эти новички ввиду своей необученности «проморгают» нарушения воинской дисциплины и происшествия, либо их удастся должным образом обучить и получить толковых помощников.
     Замечу, что при этом нет никакого форсирования событий. Сначала, как уже говорилось, лейтенанты размещаются, затем в течение недели знакомятся со спецификой конкретной воинской части. Только потом они приступают к работе с личным составом. Три месяца молодые офицеры не ходят в караул, потому что это связано с применением оружия. К тому же здесь требуются определенные организаторские навыки. Своеобразный трехмесячный период адаптации позволяет избежать промахов и ошибок, почувствовать уверенность в своих силах.
     Результат целенаправленной работы с офицерской молодежью налицо – число рапортов на увольнение по сравнению с прошлым годом сократилось в 4 раза.
     
По общегарнизонному стандарту

     Если говорить более масштабно, то в округе разработана программа по снятию социальной напряженности. Она, по словам заместителя командующего по воспитательной работе генерал-майора Руслана Нехая, охватывает все узкие места, отрицательно влияющие на воинские коллективы в целом и на молодых офицеров в частности.
     Так, в последнее время много внимания уделяется формированию фонда служебного жилья, в том числе за счет переоборудования казарменных помещений. Например, в гарнизоне Сертолово некогда пустовавшие казармы превратились в дома с просторными квартирами. В первую очередь в округе стремятся решить жилищную проблему в соединениях постоянной готовности. В 138-й гвардейской мотострелковой бригаде пока выручают несколько общежитий. Постепенно происходит отселение запасников по ГЖС и все больше офицеров и прапорщиков переезжают в квартиры. При переходе на контракт отселение будет завершено. Предполагается ввести в строй дополнительное новое жилье. Во всяком случае проблем здесь будет значительно меньше, чем, например, в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, где также трудятся военные строители из ЛВО. А в 200-й мотострелковой бригаде вообще проблем с жильем нет – можно переходить на контракт хоть сегодня.
     В военных городках создан замкнутый цикл предоставления полного набора социально-бытовых услуг. К примеру, в гарнизоне Каменка офицеров бесплатно обслуживают банно-прачечный комбинат, несколько кафе, парикмахерские, пункты проката. Подсобные хозяйства ЛВО зарабатывают в 4-5 раз больше, чем предусмотрено приказом министра обороны. Это, в частности, позволяет содержать офицерские собрания – бюджетные деньги на них не расходуются. Зато есть где молодому лейтенанту сыграть свадьбу, отметить юбилей или другое торжественное событие – офицер, которому ресторан не по карману, чувствует себя в офицерском собрании гораздо комфортнее. В отличие от Дома офицеров или клуба обстановка там более располагающая, способствующая, кроме всего прочего, укреплению корпоративного духа – гордости за профессию.
     Для офицерских семей заготавливаются овощи – в военных городках специально оборудованы овощехранилища. Заготовки на зиму – существенное подспорье для семейного бюджета. Кстати, жен молодых офицеров всегда стремятся устроить на работу как в самом гарнизоне, так и при поддержке местных органов власти поблизости.
     Да и к организации службы командиры частей подходят более рационально. Чего греха таить, работать можно и по 12-14 часов в сутки – все равно будет чем заняться. Если так «нажимать» на лейтенанта, то это в лучшем случае породит соответствующую психологию: сделаешь – опять с головой «озадачат». Хорошо помню, как был организован рабочий день в части связи, где начинал свою лейтенантскую службу. Там все знали, что в 8.30 — развод на занятия, а в 17.30 ты уже стоишь перед комбатом майором А. Иващенко с письменным планом работы на завтра. Около шести вечера в части только дежурный, в выходные – ответственный офицер. Остальные – дома. Потому-то и было у офицера и прапорщика желание сделать за день как можно больше. И на семью время остается. К счастью, понимание такого подхода постепенно появляется. У того же гвардии лейтенанта Кочергина спросил: «Не беспокоит начальство – общежитие-то аккурат над штабом части?» Он даже удивился такому вопросу: отдых – дело святое.
     …Когда уезжал из военного городка Сертолово-2, там открывалось второе офицерское общежитие. Еще один шаг вперед в решении социальных проблем. Равно как и проблем воспитания – связь тут неразрывна.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100