на главную страницу

10 Октября 2003 года

Армия сегодня

Пятница

Рвется там, где тонко

Записал Александр БОГАТЫРЕВ, «Красная звезда».



     Дисциплина, пожалуй, самая болевая точка армии. Потому, наверное, что как никакая другая проблема связана с человеческим фактором. А в России, не только в Вооруженных Силах, с этим фактором уже давно не все ладно. К слову, уровень преступности в стране более чем в три раза выше, чем в армии. Но это, впрочем, не дает оснований считать нынешнее положение дел удобоваримым. Вспомним лишь некоторые события последних месяцев: гибель подлодки К-159, столкновение двух вертолетов Ми-24… По оценке министра обороны, за этими трагедиями стоят не что иное, как безответственность, халатность, пренебрежительное отношение к выполнению приказов, инструкций, наставлений и рекомендаций со стороны командиров и прочих должностных лиц.
     Начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковник Александр Скородумов считает, что в армии за последние десять с лишним лет выросло поколение офицеров, которые не умеют и, мало того, не хотят всерьез заниматься боевой подготовкой. К сожалению, та же тенденция в ряде случаев просматривается и в отношении укрепления дисциплины, наведения уставного порядка в подчиненном воинском коллективе. Состояние правопорядка в частях и подразделениях зачастую глубоко не анализируется и как следствие отсутствует эффективная профилактика. Сплошь и рядом случается так, что обязанности должностных лиц по укреплению дисциплины исходя из особенностей решаемых задач по предназначению не конкретизированы. Многие офицеры откровенно самоустраняются от участия в решении внутренних проблем воинских коллективов. Особенно этим грешат заместители командиров, начальники родов войск и служб.
     Отдельная тема – всякого рода планы. Не знающее конца и края бумаготворчество на поверку зачастую оказывается переливанием из пустого в порожнее, переписыванием из документа в документ всякого рода общих установок, неконкретных мер, абстрактных задач. Заглянув в иной комплексный план на полугодие по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и безопасности военной службы, совершенно непонятно, кто конкретно, что, в какие сроки и какими средствами должен сделать. А в планах боевой подготовки, документах боевого дежурства, учений, сбор-походов, полевых выходов, караульной и гарнизонной службы мерам по укреплению дисциплины вообще зачастую не находится места.
     В начале 90-х, рьяно избавляясь от пережитков прошлого, мы выплеснули вместе с водой немало младенцев. Ушла, например, в округах, на флотах и в объединениях практика оказания помощи отстающим соединениям и частям. Между тем, как показывает анализ, большинство происшествий и преступлений регулярно приносят одни и те же воинские коллективы. Так, около 90 процентов ЧП в пулеметно-артиллерийском соединении ДВО приходится на долю одного мотострелкового полка. Здравая логика подсказывает, что к таким частям нужен особый, более внимательный подход. Казалось бы, именно сюда должны направляться наиболее грамотные офицеры, перспективные выпускники военных вузов, более качественный призывной контингент, однако на практике этого не происходит.
     Проверки, коим несть числа, призваны, видимо, не только набирать статистику и составлять зубодробительные отчеты, а потом как из рога изобилия заваливать войска приказами и директивами. Было бы куда больше пользы, если бы офицеры корпусного, армейского, окружного звена оказывали конкретную помощь на местах, делились с молодежью своим опытом. Кстати, подобные примеры существуют. В Московском военном округе по итогам прошлого учебного года наиболее тревожное положение дел сложилось в двух мотострелковых частях Таманской и Кантемировской дивизий. За решение проблемы взялись всем миром, от окружного до полкового звена. Результат не заставил себя ждать: количество правонарушений в этом году в проштрафившихся полках уменьшилось на 50–70 процентов, а по отдельным видам – на 100.
     Впрочем, кто бы и как ни помогал, в конечном итоге все зависит от конкретного командира и подчиненных ему офицеров. Мало обучить призванного в армию молодого человека военному делу, из него нужно воспитать солдата. Многие отцы-командиры этой своей обязанностью откровенно пренебрегают. А деятельность их верных помощников – офицеров-воспитателей нередко пропитана духом формализма. Те же занятия по общественно-государственной подготовке и информирование не увязываются с сегодняшними реалиями, решаемыми воинским коллективом задачами. И вообще в сознании большинства командиров тактическая, огневая и специальная подготовка куда важнее «высоких материй» общественно-государственной. По этому поводу главком Сухопутных войск генерал армии Николай Кормильцев сказал как-то: «Мне важно, чтобы солдат не просто умел стрелять, но и знал, куда стрелять…» К сожалению, так мыслят далеко не все его подчиненные.
     С некоторых пор в армии появились новые специалисты – военные психологи. Увы, далеко не всегда, даже если психолог профессионально подготовлен, его рекомендации востребованы. Тут, впрочем, не стоит все валить на командиров. Ну, допустим, установил психолог, что такие-то солдаты психологически несовместимы, следовательно, в караул им вместе заступать нельзя. А других-то нет. Кто в нарядах, кто на работах, а кому-то еще боевой подготовкой заниматься надо. А если речь идет об автомобильном подразделении, где большая часть личного состава целыми днями на выездах?
     Одним из самых эффективных методов воспитания подчиненного во все времена был личный пример. Но для того чтобы служить таковым, надо находиться на достаточно высоком уровне профессионального, интеллектуального и культурного развития. Среди нынешних молодых офицеров таким джентльменским набором могут похвастать далеко не все. Военная выучка сегодняшних выпускников военных вузов в ряде случаев, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Ожидать оной от лейтенантов-двухгодичников тоже не приходится. В казармах процветают хамство и сквернословие, имеют место случаи рукоприкладства со стороны офицеров. Многие руководители относятся к подчиненным как к неодушевленным ресурсам…
     В марте этого года состояние воинской дисциплины и правопорядка обсуждалось на заседании Коллегии Минобороны. «В 2003 году необходимо добиться коренного перелома в состоянии правопорядка и воинской дисциплины, принять самые решительные меры к исключению гибели и увечий личного состава, значительному сокращению количества происшествий и преступлений», – отметил тогда в заключительном слове министр обороны Сергей Иванов. Есть ли кардинальные сдвиги? Приходится констатировать, что ни переломить, ни исключить, ни сократить не удалось. По некоторым позициям, гибели людей в частности, ситуация за последние полгода даже ухудшилась. Вспомнить хотя бы августовский «вертолетопад». Как видно, непростое это дело – порядок наводить.
     О том, как решать эту задачу в наше суровое время, командиры и их заместители по воспитательной работе, начальники вузов и окружных учебных центров говорили на прошедшем недавно инструкторско-методическом семинаре по проблемам воинской дисциплины и правопорядка. Напомним, что семинар проходил под руководством начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковника Николая Резника на базе отдельной мотострелковой бригады и окружного учебного центра Ленинградского военного округа. Сегодня мы приводим фрагменты этого делового разговора.
     
Командир 34-й мотострелковой дивизии Приволжско-Уральского военного округа полковник Сергей СУРОВИКИН:

     – На сегодняшний день у нас сложились хорошие деловые отношения с органами военной прокуратуры и военных судов гарнизонов, в которых дислоцируются части дивизии. Мы, образно говоря, перестали кивать друг на друга, указывая на недостатки в работе, предпринимаем совместные усилия по изжитию преступлений, обмениваемся полезной информацией. Стали практиковать отчеты в окружной прокуратуре командиров частей о состоянии преступности и проведении правовых мероприятий. Это обязывает командиров к системной и обязательной предупредительной работе. Сотрудники прокуратуры стали чаще бывать в воинских частях, проводить с личным составом информационные предупредительные мероприятия.
     Важным направлением в работе по укреплению дисциплины и правопорядка я считаю повышение профессионализма офицеров в вопросах воспитания. К сожалению, офицеры взводно-ротного звена, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками ведения воспитательной работы. Поэтому им иногда легче организовать с подчиненными парковые и хозяйственные мероприятия, чем воспитательные. Отделение воспитательной работы дивизии, соответствующие заместители командиров частей зачастую к решению некоторых задач подходят формально. Впрочем, есть и положительные примеры. Так, ежемесячно проводится профессиональная подготовка психологов соединения. Тематика занятий спланирована на год, имеет системную, практическую направленность. Психологи подразделений в свою очередь занимаются психологическим просвещением всех категорий военнослужащих. Отдача от этих мероприятий есть. Так, например, многие командиры взводов, рот и батарей научились распознавать негативные изменения в эмоциональных состояниях подчиненных.
     Высокую степень воспитательного воздействия имеет армейская общественность: суды чести, собрания различных категорий военнослужащих, женсоветы частей. К сожалению, у нас эти структуры задействованы слабо, их работа носит эпизодический характер. Выход здесь я вижу один: преодолеть инертность и пассивность должностных лиц через системное планирование, контроль и учет эффективности проведенных мероприятий, участие офицеров управления дивизии в работе общественности воинских частей.
     Теперь о причинах происшествий и преступлений, самовольных отлучек. Их анализ показывает: там, где командиры и их заместители уделяют внимание патриотическому, воинскому, правовому воспитанию подчиненных, где нет срывов распорядка дня, там меньше, а то и вовсе нет правонарушений. На сегодняшний день более 35 процентов подразделений живут без происшествий и преступлений. Одним словом, положительный опыт есть, а вот распространяется он медленно. Офицеры не получают информации об эффективных методах воспитательного и правового воздействия на личный состав, не владеют системой укрепления воинской дисциплины. Мною принято решение об ускорении процесса обобщения и распространения передового опыта. Оно уже претворяется в жизнь.
     
Заместитель командира 76-й воздушно-десантной дивизии по воспитательной работе полковник Евгений Манин:

     - Эксперимент по переходу на контрактную систему комплектования в нашей дивизии проходит в сложных социально-экономических условиях. Поэтому воспитательная работа, работа по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в соединении имеет ряд особенностей.
     Мы стараемся уделять как можно больше внимания занятиям по ОГП и информированию. Проблема в том, что служебное время контрактника ограничено. Поэтому стремимся повысить качество этих занятий. Поскольку в системе мотивационных ценностей денежное довольствие в силу его скромных размеров определяющей роли не играет, основной упор делаем на воспитании гордости за службу в ВДВ, причастности к защите страны и ответственности за ее будущее.
     На этапе отбора кандидатов в «профи» отделение набора по контракту проводит с каждым претендентом профессионально-психологическое тестирование. Но, как показывает опыт, нельзя ограничиваться только этим. Поэтому в дивизии практикуется постоянное психологическое сопровождение военнослужащих. Особенно важно как можно быстрее выявить лиц, склонных к наркотической зависимости, пьянству и страдающих отклонениями психики.
     Пока «новобранцы» проходят период адаптации, за ними закрепляют наставников из наиболее опытных военнослужащих.
     Столкнувшись с правовой безграмотностью многих прибывающих к нам кандидатов в «профи», мы вынуждены больше уделять времени доведению солдатам и сержантам, а порой прапорщикам и молодым офицерам основных положений законодательных актов как социального, так и уголовного правового блока.
     В интересах укрепления дисциплины и правопорядка, на наш взгляд, необходимо решить на государственном уровне по меньшей мере четыре задачи. Во-первых, нужно установить материальную ответственность для увольняющихся до окончания срока контракта. Их действия наносят реальный ущерб государству. В этом нетрудно убедиться, если сложить стоимость вещевого имущества, перевозочных документов, пособия, полученного при заключении контракта, денежного довольствия и т.д.
     Во-вторых, следует решить вопрос о назначении штрафов провинившимся. Здесь все элементарно: денежное довольствие делится на количество дней в месяце, после чего количество невыходов на службу по неуважительной причине умножается на среднюю стоимость одного рабочего дня. Деньги будут удерживаться на основе суточных приказов по части на основании рапорта командира подразделения. Сэкономленные средства можно будет пускать на поощрение наиболее добросовестных военнослужащих.
     В-третьих, следует определить отсутствующий ныне механизм дисциплинарного ареста. Порой просто негде содержать задержанных до принятия по ним решения.
     И, наконец, нужен четкий текст контракта, где будут подробно прописаны права и обязанности сторон. Нынешний текст этим требованиям не отвечает.
     
Командир дивизии противо-ракетной обороны объединения ракетно-космической обороны Космических войск генерал-майор Юрий ТУРОВЕЦ:

     – Для более качественного изучения процессов, происходящих в воинских коллективах, в нашем соединении практикуется работа объединенных групп, которые формируются из самых подготовленных психологов и работников медицинских служб. По результатам их деятельности уже приходилось заменять личный состав, отобранный для несения караульной службы.
     Кроме того, у нас внедрена «Методика обеспечения жизнедеятельности в отдельных подразделениях». В ней самое пристальное внимание уделено организации воспитательной и профилактической работы с военнослужащими по призыву.
     Адаптация нового пополнения проводится в составе отдельных подразделений в течение 2-3 месяцев в базовых частях.
     Для того чтобы качественно подобрать и подготовить младших командиров, один раз в период обучения в течение месяца под руководством моего заместителя по воспитательной работе проводится сбор с кандидатами в сержанты.
     
Заместитель командующего Тихоокеанским флотом по воспитательной работе капитан 1 ранга Сергей БЕЛЕНОВ:

     - Мы не обеспечиваем единства и согласованности участия в воспитательной и организаторской работе всех органов военного управления по единому замыслу и плану. Вот серьезнейший просчет в управленческой деятельности, который существенно влияет на состояние дисциплины и правопорядка. Отдельные командиры, органы воспитательной работы, штабы зачастую просто не выполняют своих функций в силу незнания, неумения, низкой методической подготовленности.
     Командиры, в чьих частях не обеспечен правопорядок, как правило, лично не руководят и не организуют воспитательную работу, не анализируют ее состояние, не умеют грамотно поставить задачу или не ставят ее вообще, не контролируют ход повседневной деятельности, боевой подготовки, воспитательной работы, не подводят итоги, а значит, не выполняют свои функциональные обязанности.
     Мы не добились правильного понимания того, что слово, как пуля, способно ранить, что любое мероприятие воспитательной работы должно иметь цели, решать конкретные задачи, должно быть организовано на высоком уровне, как боевое или тактическое учение, эффективно проведено. А его результаты должны быть разобраны и оценены.
     Очень серьезной проблемой является вынужденное нахождение военнослужащих, совершивших преступление, под наблюдением командования. Просто абсурдно положение вещей, когда преступник от 3 до 6 месяцев живет в том же коллективе, в котором совершил преступление, где хранятся оружие, дорогостоящие вооружение и техника, материальные ценности, тем более что терять ему, как правило, уже нечего. Заложниками ситуации остаются командиры и воинские коллективы. Надо искать выход из этого положения на уровне Министерства обороны, возможно, внести изменения в законодательную базу. Уместно вспомнить зарубежный опыт. Так, в США и Казахстане, например, существуют подразделения военной полиции, замыкающиеся на военных комендантов.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100