на главную страницу

11 Октября 2003 года

Армия и общество

Суббота

ЧЕЧНЯ: ВЫБИРАЯ ЛИДЕРА,
УТОЧНЯЛИ МАРШРУТ

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



Как и предполагалось, выборы президента Чеченской Республики завершились в пользу Ахмада Кадырова. Выборы, называемые некоторыми западными политиками не иначе как «профанацией», стали убедительной демонстрацией правильности избранной Москвой политики в отношении Чечни: первое – дать народу этой республики возможность поверить в себя и определиться в своей дальнейшей жизни, второе – юридически закрепить на президентском посту лидера, пользующегося доверием большинства населения.

     
Ставка на реализм

     «Чистые помыслы - сильная власть» - утверждали предвыборные плакаты в Грозном. На них Президент России в своем рабочем кабинете в Кремле пожимал руку Ахмаду Кадырову. 20 сентября в интервью американским журналистам Владимир Путин отозвался о Кадырове как «открытом, порядочном, честном человеке», который «действительно хочет нормализации обстановки в Чечне».
     Таким образом, Москва открыто обозначила свой выбор – Ахмад Гаджи Кадыров. Чтобы следить за ходом голосования, в Чечню прибыли многие депутаты Госдумы РФ. Их возглавил замруководителя фракции «Единство - Единая Россия» Франц Клинцевич. Приехали и международные наблюдатели, поначалу ретиво сомневавшиеся в легитимности как предвыборной борьбы, так и самих выборов, а затем вынужденные все же признать их правомочность, необходимость и своевременность. Более 90 процентов потенциальных избирателей 5 октября пришли на избирательные участки. Среди них были беженцы, молодежь. Пришли потому, что верят и центру, и Кадырову.
     Еще до того как стали известны результаты выборов, Ахмад Кадыров, выступая перед земляками в своем родовом селении Центорой Курчалоевского района Чечни, заявил о намерении создать комиссию по расследованию причин развязывания конфликта, который не удается разрешить уже столько лет. «Первым моим шагом будет указ о создании комиссии по расследованию преступлений, связанных с насильственным захватом власти в Чечено-Ингушской Республике. Также будет создана комиссия, расследующая факты похищения людей», - подчеркнул он.
     Когда в июне 2000 года Кремль назначил А. Кадырова на пост главы администрации Чечни, многие полагали, что это временная, переходная фигура. Но он укрепил свое положение, убедив Москву в том, что только сами чеченцы могут навести здесь порядок. Чтобы помочь ему в выполнении этой задачи, российские власти превратили чеченскую милицию в хорошо вооруженную силу, передав им не только стрелковое оружие, но и минометы, бронетранспортеры. И в скором времени (по всей видимости, с окончанием контртеррористической операции) собираются вывести из республики все приданные части – останутся только те, что дислоцируются на постоянной основе: 42-я мотострелковая дивизия и бригада Внутренних войск. После этого чеченским силовикам будет выдан полный карт-бланш: они сами будут отвечать за все происходящее в республике.
     Меры по нормализации обстановки Кадыров начал предпринимать задолго до выборов. Он добился того, чтобы главы администраций реально контролировали ситуацию в своих районах, чтобы военные советовались с ними, чтобы не комендант района, а глава администрации решал все вопросы, чтобы не нарушались права рядовых граждан, чтобы борьбу вели только против бандитов.
     Нет сомнений в том, что президент Чечни теперь оперативно предпримет решительные кадровые шаги. «Если я глава республики, - заявил в одном из своих послевыборных интервью Ахмад Кадыров, - то везде должны быть мои люди, то есть команда Кадырова. А не так, что в Грозном – люди Гантамирова, в Урус-Мартане – люди Сайдуллаева, в Ведено – Хасбулатова. И кем я буду управлять?»
     Кадыров также затронул и вопрос присутствия войсковых частей в Чечне. «Когда доукомплектуется МВД Чечни, когда я посчитаю, что мы можем в любом случае справиться с ситуацией, я обращусь к Президенту РФ с просьбой, чтобы военные ушли», – заявил он.
     В целом явка избирателей однозначно свидетельствует о том, что народ Чечни недвусмысленно проголосовал за мир и порядок на своей территории. Согласно социологическому опросу, проведенному в ЧР накануне выборов, 82 процента чеченцев прочно связывают свою судьбу с Россией. Люди хотят личной безопасности, восстановления домов и, конечно же, работы. Еще хотят образования. «Наши дети в развитии отстают от детей в России!» - с болью говорят многие чеченцы. И подчеркивают, что из социальных объектов нужно восстанавливать в первую очередь школы, а потом - больницы.
     
Кто против кого?

     Однако восстанавливать мирную жизнь непросто. Сегодня даже в центре Грозного на улицах можно видеть людей в масках. Это простые уборщики улиц - даже за такое сотрудничество с официальной властью и просто за попытку честно заработать деньги для своих семей они могут быть убиты или, как любят говорить бандиты, «казнены по суду шариата».
     Чеченское общество явно расколото на две части – на готовых искренне сотрудничать, помогать властям и на непримиримых, коих, особенно в горах, еще немало. К последним можно отнести и так называемых «кровников». Приверженцы этого древнего кавказского обычая и сейчас открыто заявляют о своем желании мстить за погибших родственников. Доходит даже до того, что они пытаются выяснить фамилии российских военнослужащих, участвующих в той или иной операции, когда были убиты их соплеменники. И даже то, что в российскую форму переодеваются боевики, намеренно провоцирующие других на такого рода агрессию по отношению к нашим войскам, не принимается во внимание.
     В очередную фазу вступает и межтейповая борьба за распределение сфер влияния в обновляемой республике (нефть, дотации, бизнес). Плюс ко всему многие «бывшие» легализовались и ушли к республиканским силовикам, вновь получив оружие, надев форму. Ничего иного, кроме как воевать, выросшие на войне 20-летние юноши не умеют. Именно они, действуя на постах, ведут себя дерзко, вызывающе не только по отношению к военным, но и к самим чеченцам. Правда, если те из другого тейпа…
     Нельзя говорить о какой-либо солидарности бандитов в борьбе за так называемый «Кавказский халифат» или иное подобное образование, потому что вопрос прежде всего упирается в контроль за природными ресурсами республики и распределением выделяемых Чечне финансовых средств. Но и нельзя сводить все к самому простому. Вражда кланов и группировок была, есть и будет. Но эти процессы, как бы очевидные и лежащие на поверхности, сами по себе не раскрывают геополитического содержания событий. Они, напротив, подчиняются особой логике, которую часто не замечают в полном объеме сами участники процесса. Можно допустить, что многие не до конца осознают, что конкретно они отстаивают и в чем участвуют, но от них этого и не требуется. Прячущиеся за кулисами событий зарубежные силы искусно направляют процессы в желательном для них русле (читай: чтобы лишить Россию всего Кавказа и выхода к Черному морю). Чьими руками это будет достигнуто – не так уж и важно.
     «Эти люди говорят, что они политические борцы, а я точно знаю, что они поддерживают связи со своими сторонниками в Афганистане, которые с оружием в руках борются с теми же американскими войсками», - сказал в ходе недавнего визита в США Владимир Путин. И добавил: «Мы не поддаемся на провокации боевиков, мы не сделаем им такого подарка». Понятно, что последняя серия взрывов с использованием машин со взрывчаткой есть не что иное, как попытка спровоцировать федеральную власть на жесткий ответ, который заденет и мирных людей».
     Президент также обратил внимание на тот факт, что в ходе контртеррористической операции есть потери со стороны военных, однако никакого массового возмездия нет, в отличие от других регионов мира, где в ответ применяются широкомасштабные бомбардировки. «Мне самому трудно сдержаться и вооруженные силы тяжело сдержать, но я это сделаю», - подчеркнул он. По его словам, с внутриполитической точки зрения России масштабные и жесткие меры были бы самым эффектным шагом, однако с точки зрения урегулирования чеченской проблемы это было бы большой ошибкой.
     
«Тяжело, но мы справимся»

     Грозный, Заводской район, рядом – Чернореченский лес. Давно известно, что этот район - «самый ваххабитский», как говорят военнослужащие. Заблаговременно до начала выборов здесь был обустроен опорный пункт одного из подразделений 42-й дивизии, выделенного для обеспечения безопасности на период проведения выборов. С одной стороны – город, с другой – заминированный лес. По ночам – выстрелы и тревоги, тревоги, тревоги.
     Понятно, что ожидание неизвестности – самое худшее в таких условиях. Солдаты в опорном пункте спят по три часа, не больше: потеря бдительности может означать только одно – гибель от внезапно прорвавшихся бандитов. В небо взлетает ракета за ракетой, так осуществляется не только связь с отдельно стоящими постами, так узнают, что пока все в порядке, так обмениваются информацией.
     На маршрутах саперы чуть ли не каждый день обнаруживают растяжки – «проверялки». Они представляют собой установленный на дороге или подвешенный к дереву кирпич или нечто подобное с натянутой проволокой. Так боевики проверяют, бдят ли военные, следят ли за состоянием маршрутов. Причем расчет делается на то, что саперы увидят на дереве ловушку, начнут ее снимать, а реальный же боевой заряд будет поблизости, на земле или противоположном дереве…
     В небо взлетает очередная ракета, и из-за холма медленно выползает Т-62 с противоминным тралом, за ним - другой танк. «Смена позиций», - объясняет командир. Значит, пришло время возвращаться на постоянные квартиры.
     Благоустроенные общежития, казармы с горячим душем, современный госпиталь, компьютеризированная школа полного среднего образования, строящийся детский садик, магазины и чайные, никакой пыли – это уже Ханкалинский гарнизон. Если не думать, что этот «гарнизонный рай» расположен всего в нескольких километрах от Грозного, то легко можно предположить, что ты где-то в средней полосе России, на территории обычной строевой части.
     «42-я мотострелковая дивизия дислоцируется в Чеченской Республике на постоянной основе», - этим сказано все. Помимо выполнения боевых задач войсковые части постепенно переходят в иной режим работы, когда необходимо заниматься плановой боевой подготовкой. Оборудуются - и добротно - полигоны со всеми необходимыми объектами, с достаточной для полков учебно-материальной базой. Как признают командиры, «солдат должен привыкать к вождению боевой техники не только в открытом поле во время боевых действий, но и к отработке специальных упражнений на учебных местах».
     В части 42-й для дальнейшего прохождения службы прибывают молодые офицеры, привозят с собой семьи. Оно и понятно: есть где жить, есть где работать женам, есть где учиться детям. К тому же проблем с обеспечением не возникает. Все эти вопросы в дивизии ставят во главу угла. Еще одним фактором, способствующим росту привлекательности дивизии, стало решение о переводе ее на контрактную основу. В Шалинском полку, к примеру, уже двести самых подготовленных солдат и сержантов зачислены в ряды контрактников. Это именно те люди, на которых можно положиться. Их не надо заново обучать, воспитывать.
     Однако опасность нападения на военные городки со стороны боевиков сохраняется. В гарнизоне всегда готовы дать адекватный ответ «всеми имеющимися огневыми средствами». Хотя полагают, что нападение может совершить только сумасшедший. Другое дело снайперы – они продолжают оставаться серьезной угрозой для военнослужащих, особенно на боевом выходе, будь-то инженерная разведка местности или так актуальное сейчас усиление колонн войсковыми маневренными группами.
     Другую опасность представляет собой не стихающая минно-взрывная война. Хотя активность боевиков в этом отношении по сравнению с прошлым годом снизилась в полтора раза, разминирование местности, дорог, маршрутов центроподвоза и по сей день остается одной из самых актуальных задач.
     Образно говоря, желающих минировать путь, который выбирает Чечня, путь к миру, еще хватает. Но вера, что его удастся расчистить, жива и крепнет.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100