на главную страницу

14 Октября 2003 года

Армия и общество

Вторник

НА «НЕТ» И СУДА НЕТ?

Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



О судебной системе за время ее существования создано немало поговорок. От безысходной «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло» до оптимистической по-советски «Правда и суд рядом идут». Наверное, народу придется немало поломать голову, чтобы придумать пословицу на тот случай, когда суд просто никакой, как будто его и вовсе нет. Нет-нет, он функционирует и какие-то решения принимает (возможно, даже исключительно справедливые), но эти решения просто зависают в воздухе. Причем, как свидетельствует редакционная почта, подобных случаев в последнее время все больше.

     К примеру, в «Красную звезду» обратился офицер запаса Рустем Хакимов. После окончания военного училища он отслужил 21 календарный год (27 лет в льготном исчислении), в 2000 году уволился в запас по организационно-штатным мероприятиям. Он сдал занимаемую служебную площадь в закрытом административном территориальном образовании на Севере и приехал в Казань. Выбор им места жительства после службы был вполне естественным – там был похоронен его отец, на четвертом курсе института учился сын. Хакимов снял жилье и получил временную регистрацию. Все его попытки подать заявление на получение жилья ни к чему не привели – без постоянной прописки в Казани с ним никто не хотел разговаривать. Пришлось судиться. 24 сентября 2001 года Вахитовский районный суд полностью удовлетворил иск офицера запаса к администрации г. Казани и обязал ее обеспечить Хакимова жильем в городе Казани в соответствии с нормами жилищного законодательства и положениями статей 14 и 15 Закона «О статусе военнослужащих». Как сообщил в своем письме Рустем Райшитович, его почему-то поставили в очередь жителей Казани, уже имеющих жилье и нуждающихся в улучшении жилищных условий. А номер после двух лет бесплодного ожидания определили 1.453-й… Затем сказали, что решение суда выполнить невозможно, потому что впереди стоит много очередников. А судебный пристав даже подал в суд заявление об отсрочке исполнения решения суда. Но суд отказал ему в этой уловке. Офицер запаса по-прежнему до сих пор без жилья.
     «Зачем обращаться в суд, если даже вступившее в силу законное решение суда не выполняется? – задается он риторическим вопросом в своем письме. – Еще три года назад я проживал с семьей в трехкомнатной квартире, которую сдал государству, и мы оказались на улице. За три года борьбы с «ветряными мельницами» моя семья трижды поменяла место пребывания. До этого, имея хорошее здоровье, я заработал язву двенадцатиперстной кишки. Пришлось поменять работу на менее оплачиваемую. И, наконец, я просто устал доказывать всем, что я не верблюд…»
     К сожалению, в подобной ситуации оказывается не один офицер после увольнения в запас. Да и во время прохождения службы многим приходится обращаться в суд, чтобы добиться соблюдения закона. И тоже, увы, порой безуспешно. Что же делать в такой ситуации? Многие обращаются к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
     - За последние два года количество жалоб на то, что не исполняются решения судов, значительно возросло, - рассказывает заместитель начальника отдела Управления по восстановлению прав граждан аппарата уполномоченного Игорь Карпов. – Большая часть этих жалоб касается взыскания с воинских частей причитающихся военнослужащим различных денежных выплат. Только с начала этого года по таким вопросам поступило более пятидесяти обращений. Спектр обращений самый широкий – от выплаты «боевых» за участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики до компенсации за невыданное вещевое имущество.
     К примеру, Нина Викторовна Бурвикова еще в 2001 году выиграла судебный процесс в Норильском городском суде, заявив иск воинской части, которая не выплатила ей при увольнении пособие в размере более 61 тысячи рублей в связи с заболеванием, полученным во время прохождения службы. Два года переписки с государственными учреждениями ничего не дали. «Мои исполнительные документы направлены в адрес Минобороны РФ, - пишет в своем обращении Нина Викторовна, - но поскольку у Минфина отсутствуют правовые рычаги принудительного исполнения и взыскания денежных средств в безакцептном порядке, то на все воля Божия: если захотят мне выплатить пособие, то я должна благодарить, если нет – то не взыщите…»
     - Восстановление своих нарушенных прав граждане зачастую ждут несколько лет, - комментирует Игорь Карпов. – Не добившись получения причитающихся денег ни по месту службы, ни у вышестоящего командования, человек собирает документы, чтобы доказать свою правоту в суде, затем какое-то время идет судебный процесс. Выигрывает его и терпеливо ждет исполнения принятого решения, обращаясь в воинскую часть, службу судебных приставов, орган федерального казначейства по месту открытия счета должника, Минфин и Минобороны России. Принудительное исполнение судебных решений осуществляется службой судебных приставов, которая тоже ограничена в своих возможностях. Пристав приходит к командиру воинской части, а тот говорит: «У меня нет денег». Ведь деньги можно снять только с соответствующей статьи расходов, в зависимости от иска – то ли с денежного довольствия, то ли с вещевого снабжения через органы федерального казначейства. Дальше приходится действовать на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года № 143 «Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета». Документы направляются в Министерство финансов, а точнее в Главное управление федерального казначейства. Там их изучают и отправляют в Минобороны, где они длительное время лежат, ожидая своего часа.
     Примеров бюрократической волокиты, зафиксированных в аппарате Уполномоченного по правам человека, более чем достаточно. К примеру, Александр Стефанович Бугаев из Санкт-Петербурга после увольнения в запас в 1998 году почти за пять лет так и не смог получить причитающуюся ему компенсацию за вещевое имущество. Дважды обращался в аппарат Уполномоченного Александр Евгеньевич Киндрашин из Москвы по поводу неисполнения решения суда о взыскании в его пользу убытков, причиненных несвоевременной выплатой денежного довольствия. Трижды писала Елена Николаевна Еленич из Саратова о том, что по решению суда не может взыскать с воинской части значительную сумму за вред, причиненный ей и ее сыну по вине пьяного водителя.
     - Естественно, каждое такое обращение не остается без нашего внимания, - говорит Игорь Карпов. - Только «боевые» за Чечню при содействии Уполномоченного в этом году получили 10 граждан. Но зачастую и мы ничего сделать не можем – все упирается в порядок исполнения такого рода судебных решений, его многоступенчатость, а нередко и чиновничий произвол, который, как я уже говорил, может затянуть исполнение решения суда до бесконечности…
     Все дело в том, что Главное управление федерального казначейства Министерства финансов на основании поступивших исполнительных документов лишь уведомляет главного распорядителя бюджетных средств федерального бюджета (например, Минобороны) о необходимости погашения задолженности, указанной в исполнительном листе. И только после получения необходимых платежных документов, которые в Минфин своевременно не представляются, органы федерального казначейства могут произвести выплаты по исполнительным листам. Есть, правда, еще один слабенький рычаг – приостановить операции по счету в объеме денежных средств по неоплаченным искам. Но что это даст?
     Скупая статистика говорит о том, что в 2002-2003 годах в Министерство обороны поступило более 29 тысяч исполнительных листов, из них по состоянию на начало августа с. г. было оплачено около 10 тысяч. В этом году даже была создана специальная рабочая группа, которая оформляет платежные документы в порядке «живой» очереди. То есть все зависит не от даты решения суда (она может быть и двухгодичной давности), а с момента поступления документов в Главное финансово-экономическое управление МО РФ. Деньги изыскиваются в пределах ежемесячных лимитов ассигнований по смете Минобороны и в счет перераспределения расходов на содержание Вооруженных Сил. Выстраивание очереди объясняется принципом социальной справедливости (если здесь, конечно, уместен такой термин). На взгляд беспристрастной Фемиды здесь есть еще один изъян – реализация решения конкретного суда ставится в зависимость от исполнения других судебных решений. Вера в эту строгую даму зиждется на том, что «вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения… обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации». Но, к сожалению, очень часто на «нет», которое говорят военнослужащему, и суда нет…
     Какой же выход из этой тупиковой ситуации? Снимать деньги по решению суда с любой статьи – тоже не выход. Так, смотришь, начнутся задержки с выплатой денежного довольствия и заработной платы в войсках. Но и дальше делать вид, что ничего не происходит, тоже невозможно. Многие написавшие в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации называют его предпоследней инстанцией и готовы идти дальше, а конкретно – в Страсбургский суд. Как известно, неисполнением судебного решения нарушается не только российское законодательство, но и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации является составной частью российской правовой системы. Наша страна как участник Европейской конвенции уже испытала на себе силу международного права после дела «Бурдов против России» в мае прошлого года, когда Европейский суд обязал Российскую Федерацию выплатить А. Т. Бурдову как жертве нарушения конвенции компенсацию морального вреда за несвоевременное выполнение судебного постановления.
     Стоит ли доводить дела до такого развития, что принесет не только дополнительные материальные расходы из казны, но и нанесет огромный ущерб престижу нашего государства на международной арене? Наверное, всем министерствам, которые задействованы в выполнении судебных решений надо выработать несколько иной алгоритм работы, который позволил бы в кратчайшие сроки ликвидировать унизительную очередь , которую образовали защитники Отечества не только в Министерстве обороны, но и в других силовых ведомствах. В целях разрешения наболевшей проблемы аппаратом Уполномоченного направлены соответствующие запросы в Минюст, Минфин и Минобороны России. А что касается финансов, то, наверное, при желании в бюджете можно найти резервы, чтобы снять социальную напряженность в армейской среде.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100