на главную страницу

14 Октября 2003 года

Комментарии. Прогнозы.

Вторник

БЮДЖЕТ-2004: ЧТО ОТ НЕГО ЖДАТЬ АРМИИ

На вопросы «Красной звезды» отвечает председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор ОЗЕРОВ

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     - Виктор Алексеевич, на днях в Государственной Думе состоится второе чтение бюджета 2004 года. Военная его составляющая вызвала жаркие споры в самых разных кабинетах. Какова точка зрения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на основной финансовый документ страны?
     
- Основные поправки, касающиеся расходной части бюджета, будут в третьем чтении. Второе чтение - это рассмотрение доходной части. А к третьему чтению члены комитета консолидированно подпишут несколько поправок, которые касаются и текстовой части бюджета, и расходов на финансирование «оборонных» и «правоохранительных» статей.
     14 октября в комитете мы проводим второе закрытое, а в целом третье заседание, посвященное бюджету 2004 года. Первое было посвящено общим характеристикам бюджета. На второе закрытое заседание мы пригласили руководителя департамента Минфина Веру Чистову и аудитора Счетной палаты Александра Пискунова. То есть мы получим общую оценку бюджета 2004 года со стороны Минфина и Счетной палаты. Кстати, в Государственной Думе в тот момент бюджет представляли Михаил Касьянов и Алексей Кудрин. В миниатюре такое представление состоялось и у нас.
     На заседание во вторник мы пригласили представителей Минобороны и других федеральных органов власти, где предусмотрена военная служба. Цель - узнать оценку военной составляющей бюджета-2004 изнутри. Затем мы сравним внешнюю и внутреннюю оценки и дадим свое заключение.
     Сейчас уже широко озвучено, что налет летного состава ВВС и ВМФ составит не более 32-35 часов в год при нормативном показателе 80 часов. Но ведь предстоит реорганизация самолетного парка, он сокращается. Поэтому нам нужны точные цифры.
     Мы хотим послушать точку зрения представителей «силовых» министерств и ведомств, как будет исполняться программа вооружения и военной техники, как будет выполняться программа Гособоронзаказа. Именно с этим связан закрытый режим заседания: на что хватит этих средств, что будет закуплено, в каком количестве. То есть что есть в госпрограмме и что «силовики» получат в реальности.
     Еще один вопрос - проблема обеспечения жильем. У нее сейчас три источника и способа ее решения - военная реформа, финансирование непосредственно силовых министерств и ведомств, программа ГЖС. Необходимо уже сегодня знать, насколько и как продвинется очередь на квартиры, что мы будем иметь к концу года - уменьшение или увеличение числа бесквартирных.
     При этом должен отметить, что с настроениями в войсках мы хорошо знакомы. Офицеры и генералы, узнав, что в следующем году индексация денежного довольствия военнослужащих не предусматривается, а действие ряда законов, связанных с социальной защитой военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, приостанавливается, принимают решение об увольнении. Но мы хотим услышать оценку настроений в армии от официальных лиц.
     И, наконец, последнее. С 2004 года начинается реализация программы перехода на комплектование преимущественно на контрактной основе. Сможем ли мы на те средства, которые заложены в бюджет, выполнить, во-первых, количественные показатели, а во-вторых, качественные.
     Вот такие пять направлений, которые мы будем рассматривать на комитете. И исходя из их оценок будут сформулированы те поправки, которые мы внесем к третьему чтению.
     
- Оценки со стороны Минобороны прогнозируемы. Как вы оцениваете точку зрения Минфина? На чем основывались разработчики бюджета, предлагая именно такие суммы расходов на национальную оборону?
     
- Если мне не изменяет память, до 1996 года существовала несколько иная система защиты бюджетов как субъектов Федерации, так и министерств и ведомств. Их представители в Минфине защищали расходы, которые им необходимы. И потом это становилось базой для бюджета государства на соответствующий период.
     Сейчас методика изменилась. Сначала утверждаются макроэкономические показатели. Исходя из них, получателям, в том числе и министерству обороны, дается верхний предел расходов. На основе этой суммы планирование идет уже внутри: сколько на денежное довольствие, сколько на новую технику... Естественно, не хватает, порой не хватает в разы от тех заявок, которые представляли соответствующие виды Вооруженных Сил и главные управления Минобороны. На уровне Минобороны составляется, если так его можно назвать, протокол разногласий. Он включает предложения об увеличении расходов на те или иные статьи и их обоснования. Предложения обсуждаются на заседании межведомственной комиссии под председательством Алексея Кудрина. Конечно, определенный резерв у него всегда был, но на параметры 3-3,5 процента от ВВП мы ни разу не вышли.
     Если бы мне предоставили право составлять военный бюджет, то я бы пошел по другому пути. Первое, содержание Вооруженных Сил: количество военнослужащих, их оклады денежного содержания плюс уровень инфляции. Следующее, вещевое довольствие: сколько положено генералу, офицеру, солдату формы одежды и ее стоимость. Расходы на продовольственное обеспечение, на медицинское обслуживание, санатории и т.д. Статья «Содержание Вооруженных Сил» подсчитана. Текущий ремонт, боевая подготовка. Исходя из тех нормативных документов, которые сегодня утверждены, необходимо подсчитать количество фронтовых командно-штабных учений, дивизионных, полковых. Сколько надо ГСМ, сколько патронов.
     По такой же методике надо подойти к программе развития вооружения и военной техники. Подсчитали бы, и в соответствии с нашими законами вырисовалась бы сумма, которая необходима для Минобороны. После этого уже не нужны какие то особые чтения в Госдуме или в Совете Федерации. Достаточно назначить аудитора, который проведет проверку и подтвердит: «Да, расчеты полностью соответствуют действующей нормативно-правовой базе. Вывод: в полной мере обеспечить финансирование».
     Но, исходя из той ситуации, в которой мы оказались, чтобы дать Минобороны, надо у кого-то эти деньги забрать. У Минобразования? у Минздравохранения? А они тоже получают в разы меньше от своих бюджетных заявок. К сожалению, государство слишком много раздало обязательств и теперь просто физически не в состоянии их выполнить.
     Поэтому получается, что получается. Да мы за последние три года почти в два раза увеличили средства, расходуемые на «национальную оборону». Но и этого мало. А значит надо искать, у кого забирать. А забирать всегда тяжело.
     
- Но ведь существует профицит бюджета...
     
- Похоже, вы знакомы с позицией нашего комитета. Мы предлагаем в случае невыполнения объемов финансирования программы закупки вооружения и военной техники направить именно сюда часть профицита бюджета. Обосновываем мы это тем, что, когда рассчитывается стоимость Гособоронзаказа, учитывается планируемая инфляция. Однако рост стоимости электроэнергии, тепла и других составляющих, к сожалению, превышает этот уровень. Получается, что финансирование выполнено вроде бы в полном объеме, а количество закупленных на эти средства танков и боевых машин пехоты - хотя мы давно уже забыли, когда закупаем это для себя, - сильно уступает запланированным.
     
- Не получается ли так, что разработчики бюджета в какой-то мере подставляют даже высшее руководство страны. Индексация денежного довольствия должна быть ежегодной. Но при составлении проекта бюджета на 2004 год Минфин об этом забыл...
     
- Это требование закона. Пункт первый статьи пятой Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот».
     Вы знаете, сделаю одно отступление: когда было принято решение о приравнивании денежного довольствия военнослужащих к окладам государственных служащих, мы все стали заложниками одной ситуации. В случае повышения дендовольствия военнослужащих надо повышать оклады и госслужащих. А там тоже армия.
     Хотя, естественно, мы будем отстаивать эту позицию.
     
- Как вы оцениваете результаты выездных заседаний комитета?
     
- Каждая такая поездка - это возможность на месте посмотреть, как работают те или иные законы, принимаемые Федеральным Собранием, какие есть проблемы в правовом обеспечении. И как результат, это дополнительный аргумент для членов комитета для отстаивания позиций военнослужащих.
     В этом году мы уже побывали в Пскове, Тамбове, Воронеже, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, в Краснодарском крае. До конца года запланирована поездка в Башкирию, предстоит изучить региональные аспекты безопасности государства.
     По результатам каждой поездки составляется план реализации замечаний и предложений. Если эти замечания и предложения касаются законодательной сферы, они находят отражение в работе Комитета. Если органов исполнительной власти - готовится соответствующее обращение на имя председателя Правительства РФ, министра обороны.
     Кстати, по результатам поездки в Псков я недавно получил письмо от заместителя начальника Генерального штаба, в котором он благодарит нас за те рекомендации, которые мы высказали. Наши предложения нашли отражение во внесенном в Госдуму проекте закона, связанного с переходом армии преимущественно на контрактный способ комплектования.
     Мы видим результаты и других таких выездных заседаний. При рассмотрении вопросов обеспечения жильем мы предложили продлить действие программы ГЖС до 2010 года. Это реализовано. В рамках работы координационного совета мы предложили придать офицерам-воспитателям статус заместителей командира. Реализовано. При этом необходимо учитывать, что это были не какие-то эксклюзивные предложения. Они высказывались и в других аудиториях. И часто случалось так, что их сначала высказывали нам, а потом уже мы передавали высшему руководству страны, готовили законодательные инициативы.
     
- Виктор Алексеевич, а вопросы воинской дисциплины тоже в сфере вашего внимания?
     
- Мы в свое время говорили о необходимости введения административного ареста. Эти наши предложения сейчас уже поддержаны руководством Минобороны. В Воронеже очень четко прозвучал вопрос о том, что с курсантами заключать контракт надо только на последнем году обучения. Это сегодня реализуется.
     
- Выездные заседания в Краснодарском крае из этого же ряда?
     
- Мы рассмотрели там проблемы правового регулирования деятельности правоохранительных органов и специальных служб в Северо-Кавказском регионе, провели совещание на тему законодательного регулирования пограничной безопасности и миграционных процессов в Российской Федерации и заседание Координационного совета по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей при председателе Совета Федерации РФ на тему «О роли военного здравоохранения в системе социального обеспечения военнослужащих».
     Я бы не стал их делить на наиболее яркие и не очень. Ни одно мероприятие не было надуманным. Их необходимость основывалась на той ситуации, которая складывается на Северном Кавказе. Вопросы пограничной и миграционной политики. Они лежат на поверхности, руководство регионов не раз говорило о том, что миграция не отрегулирована. Мы на месте посмотрели, как «соединить» миграцию, особенно внутри страны, с конституционными положениями о свободе передвижения. Или пограничная политика. Что необходимо сделать? Вопросы военного здравоохранения. В том числе и вопросы обеспечения государственной защиты тех, кто проливал кровь, защищая конституционные интересы государства. А то сейчас кое-кто вынашивает планы передать военную медицину гражданским, перевести ее на другие организационно-правовые формы - чтобы коммерцией стали заниматься. Вот мы на месте и посмотрели, как проходят реабилитацию «чернобыльцы», «афганцы».
     Вопросы деятельности правоохранительных органов, предотвращения террористических актов. Как происходит межвидовое взаимодействие. Силовые министерства и ведомства не должны работать на себя, необходимо чтобы они делились с коллегами информацией. Как в этом участвуют органы государственной власти на местах.
     
- Виктор Алексеевич, вернемся к бюджету 2004 года. Все-таки, что ждать военным в следующем году?
     
- Самый сложный вопрос.
     
- Борьба за бюджет еще не закончилась, она в самом разгаре...
     
- Давайте вернемся к этому вопросу, когда эта борьба будет закончена. Ситуация на сегодняшний день понятна. То, чем бюджет2004 года не устраивает комитет, известно. В первую очередь это вопросы индексации денежного довольствия и решение жилищной проблемы, оснащение армии вооружением и военной техники. Это, наверное, самые выпуклые проблемы, которые в центре нашего внимания. Насколько мы сумеем их сдвинуть, настолько военнослужащие почувствуют это на своем социальном статусе, на размерах своего денежного довольствия, на тех видах вооружения, которые поступят в следующим году войска.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100