на главную страницу

15 Октября 2003 года

Армия и общество

Среда

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Пустят ли под нож уникальный авиационный проект?

Валерий МАНУШКИН.



     Совет директоров Смоленского авиационного завода, как сообщил Интерфакс-АВН, поставил перед Министерством обороны РФ и Экспериментальным машиностроительным заводом имени Мясищева вопрос о ликвидации технологической линии по выпуску высотных самолетов М-55. Причина более чем банальная – нехватка средств и невостребованность данного класса воздушных машин на внутреннем рынке. А ведь проект этот более чем уникальный.
     Высотный дозвуковой самолет М-55 «Геофизика» был разработан на основе летающей лаборатории М-17 «Стратосфера», созданной в советские времена в противовес американскому самолету-разведчику U-2, и успел установить 25 мировых рекордов высоты и скороподъемности. Однако в результате хронического недофинансирования и свертывания гособоронзаказа он не пошел в серию как военный разведывательный аппарат, а применялся лишь «на гражданке» - это единственный в нашей стране и один из немногих в мире самолетов, позволяющий проводить научные исследования в атмосфере и стратосфере на высотах до 20 тысяч метров.
     Сейчас на Смоленском авиазаводе в производстве находятся два почти готовых планера самолетов М-55, строительство которых было фактически заморожено еще в середине 1990-х годов. Если будет вынесен окончательный «смертный» приговор «сверхвысотнику», оба планера отправят на металлолом. Другими словами, детище гениальной творческой мысли отечественных авиаконструкторов будет пущено под нож. Хотя на повестке дня стоит вопрос участия российской стороны в международной программе изучения верхних слоев атмосферы и стратосферы.
     Примечательно, что, кроме своего прямого назначения – сверхвысотная разведка, данный самолет может также применяться для борьбы с градом. Достаточно сказать, что ежегодный мировой ущерб от этого вида стихии превышает 2 млрд. долларов. Причем большая часть градоопасных регионов земного шара (Африка, Азия, Северная и Южная Америка и также некоторые регионы в Европе) не имеют пока эффективной системы противоградовой защиты.
     За последнее десятилетие в нашей стране заморожено или практически уничтожено множество уникальных авиационных проектов из-за тощего государственного кошелька. Однако Россия не вечно будет прозябать в таком экономическом состоянии, ее возрождение неизбежно. И тогда, возможно, придется возрождать и создавать заново летательные аппараты и технологии. Но на это понадобятся огромные финансовые средства. А скупой, как известно, платит дважды...
     На снимке: сверхвысотный самолет М-55 «Геофизика».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100