на главную страницу

16 Октября 2003 года

Откровенный разговор

Четверг

Атом и судьбы мира

Беседу вел Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



Выход брошюры «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации», где среди других проблем международной безопасности рассматривается и возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента, вновь привлек внимание мирового сообщества к ядерной тематике. Мирный атом и ядерное оружие. Добро и зло человечества. Как совместить эти два противоположных явления мирового процесса? Как можно развивать атомную энергетику – эту наиболее экологически чистую и в достаточной мере безопасную отрасль промышленности – и не допустить распространения ядерного оружия, когда сегодня в практическую плоскость ставится вопрос о создании нового класса ядерных вооружений на основе зарядов малой и сверхмалой мощности? Об этих и других актуальных проблемах ядерной безопасности наш корреспондент беседует со статс-секретарем - заместителем министра Российской Федерации по атомной энергии Валерием ГОВОРУХИНЫМ.

     
Визитная карточка

     Валерий Николаевич Говорухин родился в 1950 г. в Томске. В 1973 г. окончил Московский авиационный институт. В 1973-1980 гг. служил в армии, работал в системе Государственного комитета по науке и технике СССР. В 1980—2001 гг. — на дипломатической работе: третий секретарь посольства СССР во Франции (1980—1983), советник по науке и технике посольства России в Швеции (1990—1993). С 1995 года по 2001 год – постоянный член российских правительственных делегаций на международных переговорах по сокращению и ограничению ракетно-ядерных вооружений. В 2001 г. – заместитель начальника Управления обеспечения деятельности руководства Минатома России. С ноября 2002 г. - статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по атомной энергии.


     
Выбор за Ираном

     - Валерий Николаевич, недавно в Вене завершилась сессия совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), рассматривавшая, в частности, иранскую ядерную программу. Какие решения были на ней приняты?

     - На сессии совета управляющих МАГАТЭ была принята довольно жесткая резолюция по Ирану. Она, в частности, призывает Иран незамедлительно и без каких-либо встречных условий подписать дополнительный протокол к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.
     

     НАША СПРАВКА.
     Дополнительный протокол подписали более 80 стран, в том числе и Россия. В нашей стране он пока не ратифицирован и отличается от того модельного протокола, который подписывают все неядерные государства. Основание: Россия не обязана ставить всю свою ядерную деятельность под контроль МАГАТЭ, поскольку у нашей страны, как и у других официально признанных членов ядерного клуба - США, Великобритании, Франции и Китая, есть военная ядерная программа. Поэтому контрольная деятельность МАГАТЭ в России осуществляется в ограниченных пределах. Все остальные государства, которые являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), имеют соглашения с МАГАТЭ о полномасштабных гарантиях. Многие из них подписали и ратифицировали дополнительный протокол. Существо этого документа в том, что агентство получает дополнительные полномочия в контрольной деятельности. Например, право брать пробы окружающей среды в определенном агентством месте, проводить инспекции с коротким сроком уведомления на любом объекте ядерного топливного цикла - от урановых рудников до хранилищ радиоактивных отходов, а также на тех объектах, которые официально не заявлены страной в качестве ядерных и поэтому не являются предметом постоянного контроля МАГАТЭ. Эти меры направлены на повышение эффективности системы гарантий МАГАТЭ и призваны обеспечить укрепление режима нераспространения ядерного оружия.

     

     Позиция Ирана, являющегося участником ДНЯО и членом МАГАТЭ, по дополнительному протоколу выражается в отсутствии принципиальных возражений против его подписания и готовности начать переговоры с агентством по этому вопросу. При этом Тегеран настаивает на том, чтобы другие страны - члены МАГАТЭ оказывали Ирану техническое содействие в реализации его мирной ядерной программы, выполняя таким образом свои обязательства по статье IV ДНЯО «…способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании атомной энергии в мирных целях…» С начала 2003 года Тегеран на добровольной основе де-факто следует многим положениям дополнительного протокола. В частности, инспекторам агентства была предоставлена возможность взять пробы окружающей среды, в том числе на предприятии энергетической компании Kalaye Electric в районе Тегерана, где осуществлялось производство центрифуг для обогащения урана, а также проверить ряд объектов, которые могут иметь отношение к ядерной программе Ирана, однако в силу отсутствия в них ядерных материалов не поставлены под контроль агентства.
     Проверки МАГАТЭ выявили ряд несоответствий между реальным положением дел и заявлениями официальных представителей Ирана. Это вызвало серьезную озабоченность мирового сообщества, что нашло отражение в резолюции Совета управляющих.

     - А чем вызвана озабоченность международного сообщества относительно иранской ядерной программы?

     - Для понимания ситуации необходим краткий исторический экскурс. Реализация Ираном масштабной ядерной программы началась при шахском режиме в середине семидесятых годов прошлого века. В 1974 году была создана Организация по атомной энергии Ирана, которая разработала программу строительства 23 атомных энергоблоков. На ее реализацию планировалось выделить в общей сложности около 30 млрд. долларов в течение 25 лет. Программа изначально основывалась на американской и западноевропейской технической помощи. При этом западные страны не смущало то обстоятельство, что в середине 1974 года шах Мохаммед Реза Пехлеви публично заявил: «Иран будет обладать ядерным оружием, без сомнения, быстрее, чем некоторые думают» (позднее под давлением США он дезавуировал это заявление). В 1978 году США поставили Ирану исследовательский реактор мощностью пять мегаватт. Сотрудничество с Ираном в ядерной сфере осуществляли также Франция, Аргентина и Германия, которая, в частности, начала строительство двух блоков АЭС в Бушере.
     После исламской революции 1979 года развитие атомной энергетики в Иране прекратилось. Страну покинули не только иностранные специалисты, но и многие иранские ученые-ядерщики. В первой половине восьмидесятых годов Иран попытался возобновить реализацию ядерной программы. С помощью КНР был создан научный центр в Исфагане, куда был поставлен исследовательский реактор на тяжелой воде. Возобновились добыча урановой руды и исследования по применению ядерных технологий в медицине и сельском хозяйстве. Каких-либо достоверных данных, свидетельствующих о том, что Иран осуществляет незаявленную ядерную деятельность, не было.
     Скандал начал разгораться в октябре прошлого года, когда находящиеся в эмиграции представители иранской оппозиции стали утверждать, что в Иране существует по меньшей мере два секретных ядерных объекта в районе городов Арак и Натанз, на которых якобы ведется обогащение урана и производство тяжелой воды. Вскоре в прессе появились фотографии этих «секретных объектов», снятые американским разведывательным спутником. Для проверки этих сведений в феврале 2003 года Иран посетил генеральный директор МАГАТЭ с группой инспекторов, которым, в частности, была показана пилотная установка по обогащению урана из нескольких десятков центрифуг на заводе в Натанзе. Иранцы утверждали, что ядерный материал в центрифуги не запускался, что формально давало им право не ставить этот объект под гарантии МАГАТЭ. Однако после взятия проб на некоторых центрифугах были обнаружены микроскопические следы обогащенного урана. Иранцы, объясняя эту ситуацию, сказали, что часть оборудования несколько лет назад была закуплена ими через посреднические фирмы в третьих странах и эти следы ядерного материала не иранского происхождения. МАГАТЭ потребовало от Тегерана предоставить полную информацию об этом оборудовании, его происхождении, а также дать исчерпывающие разъяснения по другим неясным вопросам.

     - В 1995 году США в одностороннем порядке ввели торгово-экономические санкции против Ирана и теперь пытаются заставить весь остальной мир поддержать их. Но санкции, как известно, накладывает только Совет Безопасности ООН. Окажется ли этот вопрос на рассмотрении в Совбезе Организации Объединенных Наций?

     - США действительно хотели бы вынести вопрос об иранской ядерной программе на Совет Безопасности ООН, поскольку МАГАТЭ, по их мнению, исчерпало свои возможности. Сейчас многое зависит от того, насколько искренне и быстро иранская сторона будет отвечать на поставленные вопросы. В резолюции Совета управляющих говорится, что в ноябре этого года гендиректор МАГАТЭ должен представить отчет о результатах выполнения Ираном своих обязательств. К этому моменту Иран может просто не успеть снять все остающиеся вопросы, и это может быть квалифицировано как несоблюдение обязательств перед МАГАТЭ.
     До вынесения вопроса на СБ ООН и тем более до санкций дело, надеюсь, не дойдет. Что такое санкции, хорошо известно на примере Ливии и Ирака.

     - Какова позиция России по этому вопросу?

     - Позиция России остается неизменной: до тех пор, пока официально не доказано, что Иран в нарушение ДНЯО ведет деятельность, направленную на создание ядерного оружия, никаких решений о прекращении сотрудничества с этой страной мы принимать не будем. Иран - наш сосед, а с соседями нужно жить в дружбе и согласии, укреплять доверие и развивать торгово-экономическое сотрудничество, что мы, собственно, и делаем. Разумеется, если будет достоверно установлены, что Тегеран не выполняет своих обязательств по ДНЯО, Москва примет необходимые в таких обстоятельствах решения. Мы регулярно консультируемся с нашими партнерами по МАГАТЭ, большинство из которых убеждено, что Тегеран примет надлежащие меры по устранению оснований для беспокойства мирового сообщества относительно направленности его ядерной программы.
     В истории освоения разными странами ядерных технологий были очень непростые ситуации, которые, однако, в большинстве случаев благополучно разрешались. Если специально не загонять страну в угол и не унижать ее национальное достоинство, можно решить политическим путем любую проблему. Россия не расценивает резолюцию совета управляющих МАГАТЭ по Ирану как ультиматум. Но в то же время это, безусловно, очень серьезный сигнал иранскому руководству и в отношении необходимости подписания дополнительного протокола, и в отношении неукоснительного выполнения требований действующего соглашения о гарантиях.

     - А каковы обязательства России перед Ираном в атомной сфере, кроме строительства первого блока АЭС в Бушере?

     - В 1992 году было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, которое предусматривает ряд направлений: использование ядерных технологий в медицине, сельском хозяйстве и промышленности, фундаментальные исследования в области ядерной физики и др. Однако на практике российско-иранское сотрудничество ограничивается сооружением блока № 1 АЭС в Бушере. Это необычный и очень сложный в техническом отношении проект. Его уникальность заключается в том, что российское оборудование приходится состыковывать со строительными конструкциями и оборудованием, оставшимися на площадке после ухода из Ирана немецкой фирмы. Интеграция разнотипного оборудования потребовала проведения огромного объема дополнительных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-монтажных работ. Например, пришлось вручную вырезать из контайнмента около 3.000 куб. м тяжелого армированного бетона для размещения российских парогенераторов, отличавшихся по габаритам и конфигурации от немецких. Все это привело к сдвигу сроков ввода АЭС в эксплуатацию. Это неприятное, но не драматическое обстоятельство. Главное – блок получается очень надежный, отвечающий самым строгим современным критериям безопасности. Первая загрузка топлива для него изготовлена и может быть отправлена заказчику после подписания дополнения к межправительственному соглашению о сооружении АЭС в Бушере, о возврате в Россию облученных тепловыделяющих сборок и решения связанных с этим коммерческих вопросов.
     С учетом объявленных Тегераном планов дальнейшего развития атомной энергетики, предусматривающих сооружение в течение 20 лет до семи ядерных блоков, генеральный подрядчик по сооружению блока № 1 АЭС в Бушере «Атомстройэкспорт» представил на рассмотрение иранской стороны предварительное технико-экономическое обоснование на строительство еще одного блока АЭС в Бушере, а также двух блоков в районе г. Ахваз, где имеется подходящая площадка.

     - Вы употребляете сослагательное наклонение – «если все для Ирана закончится хорошо». Это значит, что все действительно может закончиться нехорошо – санкциями и дальнейшими действиями по иракскому сценарию, в том числе и силовыми?

     - Мы так не считаем, поскольку у нас нет для этого оснований. Но многое будет зависеть от того, как поведет себя иранское руководство. Если там, не дай Бог, возобладают конфронтационные подходы и Иран прекратит сотрудничество с МАГАТЭ, заявит подобно Северной Корее о выходе из ДНЯО, то тогда могут быть приняты очень неприятные для этой страны решения.
     
Северная Корея и другие…

     - Внимание мирового сообщества приковано и к ситуации вокруг КНДР. Как вы оцениваете северокорейскую ядерную программу?

     - Россия не сотрудничает с КНДР в ядерной сфере. В 60-е годы СССР поставил в эту страну исследовательский ядерный реактор, и еще один был сооружен совместно с корейцами. С тех пор никаких контактов в этой сфере между нами нет. Более того, когда в 1993 году Пхеньян впервые заявил о возможности своего выхода из ДНЯО, то вопрос был политически решен без участия России. Был создан консорциум KEDO, который должен был построить в КНДР два легководных реактора.
     КНДР готова свернуть свою ядерную программу, но требует за это подписания пакта о ненападении с США или иных юридических гарантий своей безопасности. При этом Северная Корея готова прекратить и свою ракетную программу. Правда, здесь они выдвигают еще одно условие – предоставление КНДР выхода в космос, возможности запуска корейских спутников на иностранных носителях, чтобы страна не теряла достигнутых успехов в этих высокотехнологичных сферах.
     Пока таких соглашений с США, как известно, не подписано. Поэтому Северная Корея фактически встала на путь шантажа мирового сообщества. Это, конечно, никто не приветствует.
     Есть разные оценки относительно того, обладает ли КНДР ядерным материалом, в частности плутонием, который может быть использован для создания бомбы, или не обладает. Но они не подкреплены никакими достоверными данными. Говорят о том, что у Северной Кореи может быть от одного до десяти ядерных зарядов. Но российские специалисты-оружейники считают, что наличие изготовленного взрывного устройства у Северной Кореи, несмотря на все заявления официального Пхеньяна, крайне маловероятно.

     - К тому же никаких испытаний ядерного оружия Северная Корея не проводила…

     - Не проводила. Все испытания легко фиксируются всемирной сетью мониторинга, включающей в себя сотни сейсмических, гидроакустических станций слежения. Эта сеть была создана для контроля за соблюдением ДВЗЯИ. Поэтому незаметно провести реальные испытания ядерного взрывного устройства сегодня невозможно.

     - Тем не менее КНДР относится к так называемым «пороговым» странам, которые, как считается, вот-вот станут обладателями ядерного оружия. Как вы оцениваете ситуацию с ними сегодня?

     - Вопрос о так называемых пороговых странах не имеет однозначного ответа. В принципе любая высокоразвитая страна, имеющая ядерную промышленность, может довольно быстро создать ядерное оружие. Так, в японской прессе периодически появляются сообщения анонимных экспертов о том, что ядерный боезаряд может быть создан через 6 месяцев с момента принятия соответствующего политического решения.
     Тем не менее сегодня ситуация выглядит более оптимистичной, чем несколько лет назад, когда в число пороговых стран включали Бразилию, Аргентину и, естественно, КНДР, Иран, Сирию, Ливию… В настоящее время все они официально заявляют о том, что у них нет планов создания ядерного оружия. Международно-правовая система обеспечения нераспространения по-прежнему действует, хотя и дала определенную трещину в 1998 году, когда Индия и Пакистан провели ядерные испытания.

     - На прошедшей генеральной конференции МАГАТЭ был поставлен вопрос об израильской ядерной программе…

     - Израиль считают официально непризнанной ядерной державой. Сам Израиль не подтверждает, но и не отрицает факта обладания ядерным оружием. Информация о том, что эта страна реально обладает ядерным оружием, была получена от непосредственного участника израильской военной ядерной программы физика Вануны. Он бежал в Европу, был оттуда израильскими спецслужбами тайно вывезен обратно и приговорен к пожизненному заключению без права помилования и без права контактов с внешним миром. В «израильском вопросе», кстати, в максимальной степени проявляются двойные стандарты прежде всего США. Так, когда речь зашла о том, чтобы проинспектировать израильский ядерный центр в Димоне, то его проинспектировали американские специалисты и… ничего не нашли. А ядерный потенциал Израиля, как считают эксперты, ненамного уступает французскому, британскому и китайскому. Есть у Израиля и средства для доставки ядерного оружия (баллистические ракеты «Иерихон-1» и «Иерихон-2» с дальностью более 2 тысяч км, разрабатывается ракета «Иерихон-3» с дальностью более 3,5 тысячи км. - А. Л.). Израиль не подписал ДНЯО, категорически отказывается вести переговоры о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, на чем настаивают, в частности, все арабские страны.
     
Оружие террористов?

     - В последнее время ядерные аспекты возникли в проблематике международного терроризма. Может ли ядерное оружие попасть в руки террористов? Могут ли они создать его самостоятельно?

     - Создать, вряд ли, поскольку в сарае на верстаке ядерное оружие не сделать. Могут ли они захватить, как в фильмах о различных секретных агентах, ядерный заряд и привести его в действие? Тоже сомнительно. Ядерные арсеналы находятся под надежной охраной. Даже если теоретически предположить, что террорист подобрался к ядерному заряду, то смею вас уверить, что современный ядерный заряд несанкционированно привести в действие невозможно – там несколько степеней защиты. Можно попытаться механически разрушить его и распылить при помощи обычного взрыва, плутоний - радиоактивный и очень токсичный металл. Последствия такой акции будут иметь локальный характер и могут быть быстро ликвидированы.

     - «Грязная» бомба - реальность или миф?

     - Теоретически «грязную» бомбу можно сделать, соединив обычную взрывчатку с радиоактивными веществами, которые широко применяются в медицине, промышленности и научных исследованиях. Нельзя сказать, что эти материалы легко доступны, но, к сожалению, во многих странах отмечаются случаи выбрасывания отработавших источников ионизирующего излучения. Только в США ежегодно обнаруживается до 50 «беспризорных» источников радиации. Россия и другие страны СНГ в этом плане не исключение. Поэтому международное сообщество сейчас и принимает очень серьезные усилия для того, чтобы снизить риск такого события.
     Рассматривать «грязную» бомбу как один из важнейших факторов, угрожающих международной безопасности, я бы не стал. Терроризм опасен во всех проявлениях. Диверсия на каком-нибудь химическом заводе значительно более опасна. Вспомните аварию на заводе фирмы «Юнион карбайт» в Индии, когда от химического отравления погибли около 2.000 человек.
     Поверьте, от действия радиации – а именно это считается основным поражающим фактором «грязной» бомбы - за всю историю использования атомной энергии погибло гораздо меньше людей, чем каждый день гибнет в мире в результате дорожно-транспортных происшествий. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения, самый опасный техногенный фактор сегодня - однозначно автомобиль. Он же является главным источником загрязнения воздуха в городах вредными веществами, а это - важнейший из экологических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека.
     Но общество воспринимает радиацию как что-то совершенно ужасное и смертельное. Поэтому, возвращаясь к «грязной» бомбе, среди ее поражающих факторов я бы поставил на первое место психологическое воздействие, т.е. сильнейший страх и связанный с ним стресс, который способен убить человека. Значение радиационного воздействия в общей совокупности экологических факторов составляет менее половины процента. Если же разложить эту долю на составляющие, мы увидим, что основной вклад вносят природный радиационный фон и медицинские процедуры. Гипотетический вклад техногенных источников радиационного облучения в ежегодную смертность в России не превышает тысячных долей процента.
     
Международная деятельность Минатома

     - Как выглядит сегодня международное сотрудничество Минатома России? Какие наиболее интересные проекты находятся в проработке?

     - Минатом России во взаимодействии с Минпромнауки, Российской академией наук, РНЦ «Курчатовский институт» и другими организациями осуществляет широкое международное сотрудничество. Мы тесно взаимодействуем с МАГАТЭ, Европейским центром ядерных исследований (ЦЕРН), другими международными организациями. Значительная часть сотрудничества осуществляется по линии двусторонних отношений с более чем 40 странами, с которыми заключены межправительственные соглашения.
     Готовится к подписанию ряд новых соглашений, в частности с Египтом и Индонезией. Сотрудничество охватывает широкий круг вопросов: от строительства АЭС и исследований в области ядерной физики до медицинского, промышленного, сельскохозяйственного применения ядерных технологий.
     Наиболее масштабное сотрудничество Минатом России осуществляет с США, Францией, Германией, Великобританией КНР.
     Что касается крупных международных проектов, то следует особо выделить деятельность по проекту ИТЭР – создание международного экспериментального термоядерного реактора, открывающего путь к овладению человечеством практически неисчерпаемым источником энергии. Очень интересный проект – Большой адронный коллайдер (сверхмощный ускоритель элементарных частиц) - реализуется в рамках ЦЕРН. Это инструмент для познания фундаментальных свойств материи.
     Отдельно следует сказать о сотрудничестве по ликвидации последствий гонки вооружений времен «холодной войны». Это обширная тема. В качестве одного из ее важнейших направлений можно назвать Программу совместного уменьшения угрозы, так называемую Программу Нанна - Лугара, действующую с 1992 года. В соответствии с ней на утилизацию ядерных вооружений и сопутствующей инфраструктуры в России, Белоруссии, Казахстане и Украине США выделили в совокупности более трех миллиардов долларов.
     Другим крупнейшим совместным проектом является Соглашение ВОУ-НОУ, согласно которому Россия перерабатывает 500 тонн оружейного урана в энергетический и поставляет его в США для использования в энергетических ядерных реакторах. Цена сделки – около 12 млрд. долларов.

     - Существенную часть международного сотрудничества Минатома составляют конструирование, монтаж и ввод в эксплуатацию АЭС, других крупномасштабных производств на территории иностранных государств. Каковы особенности этого рынка?

     - Это, конечно, деятельность особая. Во-первых, любое строительство атомных станций ведется только на основе межправительственных соглашений. О причинах этого, я думаю, говорить не требуется. Другая особенность в том, что этот бизнес не приносит сверхприбылей. Но он обеспечивает тысячи людей рабочими местами и важен для поддержания высокого технологического уровня отечественного машиностроения. Ну и, конечно, это определенное влияние, поскольку строительство АЭС предполагает дальнейшее сотрудничество по обеспечению ее безопасности, снабжению топливом и модернизации.

     - Как вы оцениваете сегодняшние позиции России на мировом рынке атомной энергетики?

     - Сегодня Россия строит АЭС в трех странах: по два блока в Индии и Китае и один в Иране. Есть перспективы расширения этого сотрудничества как минимум с Китаем и Ираном. С Индией сложнее, поскольку эта страна не участвует в ДНЯО. Она также не подписала ДВЗЯИ и провела ядерные испытания, поставив себя в ряд непризнанных ядерных держав. Кроме того, есть руководящие принципы группы ядерных поставщиков, определяющие в качестве условия для сотрудничества с любой страной в области использования атомной энергии постановку всей ее ядерной деятельности под гарантии МАГАТЭ. Индия этого не делает, так как у нее есть военная программа. Но тем не менее поиск путей решения этой проблемы продолжается.
     Вообще после Чернобыля атомная энергетика находилась некоторое время в некоем «замороженном» состоянии – почти нигде не строили станций. Но сейчас интерес к ней во всем мире возрос. Наибольший рост наблюдается в Юго-Восточной Азии, где станции строят Китай, Южная Корея, Индия. Страны Восточной Европы - Болгария, Венгрия, Словакия - все более настойчиво ставят перед Евросоюзом вопрос развития атомной энергетики. Мы имеем со всеми этими государствами хорошие связи.

     - Недавняя гибель российской атомной подводной лодки К-159, буксировавшейся к месту утилизации, вызвала широкий общественный резонанс. Как в целом реализуется программа утилизации списанных АПЛ?

     - По состоянию на сентябрь этого года из боевого состава ВМФ России выведены и переданы в ведение Минатома 192 атомные подводные лодки, 89 из них утилизированы, 103 АПЛ ожидают утилизации в акваториях заводов и базах ВМФ. Из реакторов 76 субмарин пока не выгружено отработавшее топливо. К-159 была одной из них. Ее гибель стала следствием ряда факторов, основным из которых, как это сейчас видится, является нарушение технических регламентов буксировки. Окончательный ответ на эти вопросы даст следствие.
     В ожидании утилизации находится также 41 судно атомного технологического обслуживания (АТО) – плавучие базы, специальные танкеры для транспортировки жидких радиоактивных отходов, плавучие емкости хранения таких отходов. По существующим оценкам, для решения основных проблем комплексной утилизации АПЛ и реабилитации радиационно-опасных объектов ВМФ, переданных в ведение Минатома, потребуется затратить не менее 4 миллиардов долларов в течение 10 лет. В финансировании работ участвует и Россия, но основная тяжесть ложится здесь на наших зарубежных партнеров в рамках Программы глобального партнерства. Эта программа находится в начальной стадии реализации. Деньги анонсированы, но поступают пока в очень ограниченных масштабах – не доведена до конца правовая основа такой помощи. С какими-то странами мы можем использовать действующие соглашения, подписав небольшие дополнения к ним, например, так сделали с Великобританией. А с некоторыми необходимо подписывать новые двусторонние документы, как, к примеру, с Италией. Такое соглашение, как планируется, будет подписано в ходе государственного визита Президента России в эту страну в ноябре этого года.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100