Историческая справка
«Нижний этаж означенного дома до средних ворот… отвести для комиссии составления военных уставов с библиотекой».
(Из рескрипта императора Александра I военному министру генералу от инфантерии М.Б. Барклаю де Толли. 28 марта 1811 г.)
3 ноября 1811 года управляющий квартирмейстерской частью генерал-майор князь П.М. Волконский пригласил офицеров содействовать организации новой библиотеки, после чего на собранные средства было куплено более 1.000 экземпляров книг; сам князь передал библиотеке порядка 500 книг.
В 1814 году заведование библиотекой Главного штаба принимает известный военный историк флигель-адъютант полковник А.И. Михайловский-Данилевский.
В 1867 году библиотека передается в ведение Военно-ученого комитета Генерального штаба.
С 1875 года фонды библиотеки становятся доступными не только для офицеров и чиновников Генерального штаба, слушателей военных академий, но и для всех лиц, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в военной области.
С 1922 года библиотека именуется «Центральной библиотекой военных знаний». Это название впоследствии несколько раз изменялось, библиотека также меняла свои штаты и порядок подчиненности.
С 1993 года – Военно-историческая библиотека Вооруженных Сил Российской Федерации.
С 2001 года - Военно-историческая библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кажется, «изобретение велосипедов» стало в нашей стране основным занятием, а исследование проторенных дорог – любимым времяпрепровождением, и потому нам даром не нужен ценнейший опыт, накопленный предыдущими поколениями. Такое небрежение уроками истории и презрение к собственному прошлому позволяет беспредельно расширять чиновничий аппарат, плодить разного рода «столоначальников», спешно создающих что-то исключительно на пустом месте… Мол, «мы наш, мы новый мир построим». Знакомая песня.
Такие вот грустные мысли возникли вдруг у меня во время посещения Военно-исторической библиотеки Генштаба, находящейся в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади, в здании штаба Ленинградского военного округа. Здесь, в огромных помещениях, собрано более двухсот тысяч книг, брошюр, газет и журналов, многие из которых с полным основанием можно именовать уникальными. Достаточно сказать, что датировка периодических изданий начинается с 1800-х годов, а среди книг есть даже экземпляры, выпущенные в конце XVII века. Разумеется, основная тематика имеющейся здесь литературы - военная.
Заведующая библиотекой Елена Смирнова для примера предложила моему вниманию стопочку книг, изданных сто и более лет тому назад: «Порядок приведения новобранцев к присяге на верность службы государю и Отечеству в частях войск, с помещением извлеченных из законов: статей, читаемых новобранцами перед приведением к присяге и необходимых при том форм клятвенных обещаний», «Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск», «Исследование душевного состояния воинов в разных случаях боевой обстановки по опыту Русско-японской войны 1904 – 1905 годов», «Военно-нравственные беседы об обязанностях солдата, исполнении им долга службы в мирное и военное время», «Солдатская памятка о трезвости», «Сборник статей о дисциплине», «На добрую память запасному солдату»… Названия этих старинных книг звучат вполне актуально и кажется, что в них можно найти разрешение ряда проблем, стоящих перед нами сегодня.
Вот, например, вопрос, вызывающий немало споров: нужна ли в современной армии воспитательная работа? Споры продолжаются, между тем как ответ лежит на поверхности. Достаточно взять 1-й том словаря В.И. Даля, чтобы узнать, что «воспитывать» – значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его». Решительные противники воспитательной работы далее этой формулировки не идут, между тем как Даль определял процесс воспитания и «в высшем значении» – «научать, обучать всему, что для жизни нужно». И вот пример именно такого воспитания – изданная в Санкт-Петербурге в 1884 году книга боевого генерала, известного военного писателя Павла Петровича Карцова «Субалтерн-офицер в роте, эскадроне и батарее. Практические заметки из служебного опыта…» Субалтернами назывались все младшие (кроме командира) офицеры в подразделении. Перелистаем оглавление:
«Глава I. Производство в офицеры: выбор оружия, условия выбора - денежные средства, призвание, семейные традиции; выбор части для службы, чем он обуславливается; экипировка, способы обмундирования…
Глава II. Следование на службу и прибытие в часть: отправление из училища, приискание попутчика, осторожность при этом; перевозка вещей; 28-дневный отпуск; срок прибытия к части; причины задержки; прибытие в часть, представление начальнику; выбор места жительства – наем квартиры, меблированной комнаты, гостиницы; домашний быт офицера...
Глава III. Первое знакомство с частью: знакомство с товарищами и отношение к ним; первое посещение военного собрания; осторожность в выборе приятелей; отношения вне службы - к начальству, к юнкерам и к вольноопределяющимся; неслужебное отношение к нижним чинам; частные знакомства офицера; наружный его вид.
Глава IV. Служебное направление и первое время службы: чего требует служба от офицера; о самолюбии и честолюбии; умение смотреть и видеть; общие очерки обязанностей субалтерн-офицера; знакомство с расположением части; первое посещение роты; узнание командира; как узнавать начальствующих нижних чинов…»
Ну и так далее. Приведенного отрывка достаточно, чтобы понять: если бы существовала такая книга, для сегодняшних лейтенантов, то ей бы цены не было!
Между тем в Военно-исторической библиотеке есть и те книги, которые даже сегодня вполне могут служить в качестве практического наставления. В частности – для суворовских военных училищ и кадетских корпусов.
Вот изданное в 1910 году в Оренбурге наставление «В помощь школам и малолеткам казачьих войск», состоящее из двух частей и приложения. В первой части говорится о постепенном приучении школьников к воинской службе; во второй – о непосредственной организации их обучения. Тут и строевой устав школьников, и гимнастика, и навыки владения оружием, а также организация игр на открытом воздухе. Правила игр подробно расписаны в приложении: «гигантский прыжок с шестом; сигушки – прыганье через ноги; мельница; стенка на стенку; бой слонов; лапта; лисичка» и многие иные.
Кто скажет, сколько нервов и энергии тратят офицеры-воспитатели суворовских училищ на то, чтобы их 14-летние воспитанники на переменках чинно ходили по коридору? А ведь организуй они по всем правилам «бой слонов» или «стенка на стенку», то и на уроках потом ребята вели бы себя гораздо тише…
Но не знают, к сожалению, офицеры, как это сделать – за 93 года вышеназванную книгу не прочитал никто! Это не образные слова - известно, что в прежние времена листы книг в верхней их части нужно было разрезать специальным ножом, а наставление «В помощь школам и малолеткам казачьих войск» до сих пор остается неразрезанным. Впрочем, как и «Сборник статей о дисциплине», и изданные еще в 1896 году рекомендации «В помощь учителям лихих русских разведчиков», содержащие конкретные практические указания по организации войсковой разведки. То есть пылится на книжных полках ценнейший опыт российской военной мысли, а мы все «изобретаем велосипед» и даже детей учим играть не в традиционные лапту и сигушки, а в импортные гольф и бейсбол.
Впрочем, кажется, постепенно приходит осознание...
- В последние 5 – 7 лет мы чувствуем востребованность библиотеки, в особенности ее дореволюционного, исторического фонда, - рассказывает Елена Константиновна. – Но многие книги действительно еще не изучены, не проанализированы. А это, думается, нужно – многому можно было бы поучиться, немало славных традиций Российской армии следовало бы возродить…
Кстати, пример работы с библиотекой подает руководство округа. Регулярными гостями здесь бывают командующий войсками генерал армии Валентин Бобрышев и начальник штаба генерал-полковник Павел Лабутин. Они не только берут литературу для своей работы, но и сами нередко передают в библиотеку различные книги. Здесь, кстати, есть «Книга учета книг, принятых в дар Военно-исторической библиотекой», и записей в ней много - читатели передают сюда и свои произведения, и купленную литературу. На подаренных книгах ставится специальный штамп.
Как и в прежние времена, читателями библиотеки, несмотря на ее закрытость, являются не только военные люди. Например, с книгами дореволюционного фонда в основном работают те, кто занимается историей Российской и Советской Армии, историки города, в том числе преподаватели, слушатели, курсанты военно-учебных заведений и даже суворовцы и кадеты. Многие читатели работают с подробной картотекой газетных и журнальных статей, оперативной информации по всем современным вопросам. Стоит отметить, что хороший контакт установился у библиотеки с «Военно-историческим журналом», с петербургским журналом «Новый часовой», а также с журналом «Бомбардир», который редактирует начальник Военно-исторического музея артиллерии, Инженерных войск и Войск связи Валерий Крылов.
- К сожалению, с другими центральными военными журналами мы не работаем, хотя они могли бы найти здесь для себя много полезной информации, - посетовала Елена Константиновна. – Ведь, например, питерское издательство «Славия» в этом году открыло серию «История отечественной военной мысли. Из фондов Военно-исторической библиотеки ГШ ВС РФ», переиздав вышедшую в 1875 году книгу генерала Иванина «О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингисхане и Тамерлане». Надеюсь, что это только начало…
Работа маленьким коллективом библиотеки проводится большая. В частности, в планах – при создании соответствующих материальных условий, что обещают «сверху», - перенесение на электронные носители многих ценных книг, что позволит сделать сокровища библиотеки более доступными для самого широкого круга читателей.
…К сожалению, рассказ о Военно-исторической библиотеке Генерального штаба ВС РФ мы вынуждены закончить сообщением о том, что ее заведующая переходит на другую работу. На 2.500 рублей в месяц в Санкт-Петербурге жить невозможно.
На снимке: Военно-историческая библиотека расположена в правой части здания штаба ЛВО.