на главную страницу

23 Октября 2003 года

Офицеры России

Четверг

Командировка на войну

Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».



«Он не должен был погибать!» — Ирина Владимировна Щевелева усилием воли удержала слезы, готовые скатиться из глаз. Скоро год, как в Чечне погиб ее муж, начальник полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации полковник Григорий Николаевич Щевелев. Иными словами — главный военный банкир на территории Чеченской Республики 2000-2002 годов, усилиями которого в ЧР была развернута и функционирует структура банка России.

     
Банк для Чечни

     На основании решения правительственной комиссии по нормализации общественно-политической ситуации на территории Чеченской Республики и в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации для восстановления банковской деятельности, обеспечения расчетно-кассового обслуживания воинских частей и подразделений 24 мая 2000 года было сформировано полевое учреждение Центрального банка Российской Федерации № 13918 с местом дислокации в г. Гудермес. Возглавить полевой банк предложили опытному специалисту, тогда еще подполковнику Григорию Щевелеву, за плечами которого было 27 лет военной службы.
     - В первый день знакомства Григорий Николаевич сразу расставил все акценты: «Мы едем в Чечню работать! Никаких поблажек не будет, — вспоминает бывший главный бухгалтер, а ныне слушатель 2-го курса Военного финансово-экономического университета подполковник Евгений Тихоненко.
     Полевое учреждение Центробанка поначалу занимало два вагона на железнодорожном вокзале Гудермеса. В одном работали офицеры, в другом, бронированном, хранились деньги. Рядом базировались ОМОН, прокуратура и другие силовики. В отличие от военных банкиров люди приезжали в короткие командировки — на три месяца. Соответственно и к своему быту относились, как временщики.
     Григорий Николаевич решительно взялся за дело. По его требованию площадка была приведена в надлежащий порядок. Вслед за банкирами в субботниках по благоустройству территории стали принимать участие и все остальные.
     Одновременно Щевелев начал восстанавливать разрушенное здание старого расчетно-кассового центра банка России, которое со временем должно было принять полевое учреждение Центробанка. Пешком ходил по всему Гудермесу, договаривался со строителями, причем заходил в такие районы, где было опасно показываться без охраны.
     - Мы пришли к вам с миром, не убивать, а строить, — убеждал Щевелев своих чеченских собеседников.
     Служебную деятельность в Чечне полевое учреждение Центробанка № 13918 начало с обеспечения проведения выборов депутатов Госдумы РФ от Чечни. В конце мая 2000 года банковские работники приехали в Гудермес, а в начале июня уже были открыты счета местных кандидатов в депутаты.
     Когда возник вопрос о командировке Щевелева в Чечню, супруга Григория Николаевича, Ирина Владимировна, решила: «Я тоже поеду».
     
Где муж, там и жена

     За женой и 23-летней супругой лейтенанта Михаила Бежана Светланой, Григорий Николаевич сам приехал в Краснодар. Когда отправились на уазике в Чечню, женщины то и дело норовили надеть черные платки, дабы, по их мнению, походить на чеченок и таким образом избежать дорожных происшествий...
     Григорий Тимофеевич балагурил, вел машину известными только ему дорогами, и женщины даже сами не осознали, как оказались на вокзале Гудермеса. Так, благодаря командиру, они благополучно перенесли дорогу и невольно убедились, что в Чечне отнюдь не так страшно, как они ожидали.
     Вскоре отряд «декабристок», как любовно называли их мужья, составил 10 человек, а Ирина Зайцева приехала к мужу даже с полуторагодовалым ребенком. Всем женщинам нашлась работа в банке, а уж как рады были их мужья, и говорить не приходится.
     
Вместе служили, вместе отдыхали

     Один из самых запоминающихся моментов первого года службы в Чечне был связан с кануном 2001 года. Сотрудники готовили первый годовой отчет о своей работе, и вдруг под вечер начался сильный обстрел. Никто, к счастью, тогда не пострадал, но в течение недели в банке не было ни света, ни газа, ни воды. Пищу готовили на костре, но тем не менее люди были счастливы, потому что годовой отчет был сдан вовремя.
     Как истинный отец-командир, полковник Щевелев по-хозяйски организовал питание личного состава. Питались все вместе (включая жен офицеров), за одним столом, в строго определенное Григорием Николаевичем время. Нередко Щевелев сам становился к плите, чтобы приготовить что-нибудь вкусненькое. Конечно, были штатные повара из числа местных жителей, но Григорий Николаевич сам любил показать «мастер-класс». Отменные выходили у него борщи, шурпа, уха, мясные блюда.
     - Мы жили, как на подводной лодке, — говорит супруга полковника Щевелева, — весь день вместе в замкнутом пространстве: и на работе, и в быту. Но тем не менее в коллективе не было никаких дрязг, крепко друг друга поддерживали.
     - Мне муж всегда говорил: «Если с кем-то из наших что-то случится, как я посмотрю в глаза их матерей, — вспоминает Ирина Владимировна.
     Сам Григорий Николаевич регулярно уезжал в командировки. С мая 2000-го по декабрь 2002 года совершил более 120 рейсов в Гудермес, Моздок, Ханкалу, Грозный, Шали, Шатой... При этом неоднократно попадал в экстремальные ситуации, из которых выходил с честью благодаря в том числе личному мужеству, отваге и решительности.
     - Обычно Григорий Николаевич сам садился за руль «Нивы», даже если вместе с ним ехал штатный водитель банка из числа местных гражданских лиц, — вспоминает Михаил Бежан, ныне капитан, слушатель Военного финансово-экономического университета. — Он считал, что должен брать всю ответственность за происшествия на дороге на себя. А вот оружия с собой никогда не брал. «Если со мной что-то случится, — говорил он, — то это произойдет независимо от наличия или отсутствия у меня оружия».
     За заслуги в обеспечении боевых действий в Северо-Кавказском регионе, развертывании сети полевых учреждений Центробанка России в Чеченской Республике 27 апреля 2001 года полковник Г.Н. Щевелев был награжден орденом «За военные заслуги».
     В марте 2003 года Щевелевы должны были заменяться. Их уже ждали на новом месте службы. Ирина Владимировна как могла поторапливала мужа... А он отмахивался: «Все нормально! Я пока на своем месте!»
     Под руководством и при непосредственном участии полковника Григория Щевелева на территории Чеченской Республики было сформировано пять полевых учреждений Центробанка РФ — в Шали, станицах Наурская и Шелковская, поселке Шатой, населенном пункте Ачхой-Мартан — и завершилась работа по открытию полевого управления в Грозном.
     Григорий Николаевич принял все меры для четкой и оперативной работы полевых учреждений Центробанка России, способствующей успешному восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики. По состоянию на 1 декабря 2002 года на расчетно-кассовом обслуживании у военных финансистов находилось свыше 800 организаций, в том числе 7 межрайонных отделений федерального казначейства Министерства финансов РФ, 13 районных отделений Пенсионного фонда РФ, 13 учреждений почтовой связи. Кроме того, в полевых учреждениях обслуживаются грозненский филиал «Россельхозбанка» и операционная касса Сбербанка, открытая в станице Наурская. Все это позволило своевременно погасить в республике долги по зарплате и пенсиям бюджетникам, проживающим в Чечне.
     Кстати, оба сына Щевелева, Григорий и Евгений, пошли по стопам отца, окончили Ярославское высшее военное финансовое училище. Более того, с августа 2002 года Евгений стал служить под руководством отца в Чечне. Но он не был «маменькиным сынком», доставалось ему от отца больше других. Никаких поблажек сыну отец не делал.
     
Как дела? Песня!

     Бывало, раздается звонок по телефону: «Григорий Николаевич, нужно сделать то-то и то-то».
     - Нет проблем!
     - А как в целом дела?
     - Песня! — отвечал Щевелев. Он был жизнерадостным человеком и порой на самом деле мог прекрасно спеть.
     Как перспективный офицер, имеющий высокую теоретическую подготовку и большой практический опыт работы в полевых учреждениях Центробанка РФ на территории Чеченской Республики, 24 декабря 2002 года полковник Григорий Щевелев был назначен с повышением на должность начальника вновь формируемого полевого управления Центрального банка Российской Федерации № 94128 в Грозном. А через три дня случилось непоправимое.
     В тот день, 27 декабря 2002 года, Ирина Владимировна Щевелева не хотела отпускать мужа на совещание в правительстве Чечни.
     - Гриша, мне почему-то так беспокойно!
     - Мать, но это самое спокойное место в Чечне, — как уже не раз бывало, ответил Григорий Николаевич. — Чего ты волнуешься?!
     ...Взрыв, разворотивший дом правительства, был слышен даже в Гудермесе. Двое офицеров банка бросились разыскивать своего командира. Его нашли в 6-й поликлинике, и первое, что услышали: «Ребята, что там с водителем?»
     Даже в эти критические минуты он думал о Джамале, гражданском водителе банка...
     - Не волнуйтесь, жив! — ответили офицеры.
     Полковника Щевелева, получившего в результате теракта тяжелейшие травмы, успели перевезти в Моздокский военный госпиталь. Но на следующий день, 28 декабря 2002 года он скончался.
     Посмертно офицер награжден орденом Мужества.
     После трагедии сына Григория Николаевича — Евгения Щевелева перевели к новому месту службы. В Мурманске он воспитывает с супругой Наташей девятимесячную дочку Таисию. Малышка родилась через 9 дней после смерти деда... Старший сын Григория Николаевича, Григорий Григорьевич, служит сейчас на Байконуре. Недавно женился. А Ирина Владимировна Щевелева работает по специальности в Москве.
     

На снимке: сослуживцы поздравляют полковника Г. Н. ЩЕВЕЛЕВА с награждением орденом «За военные заслуги» (май 2001 г.).



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100