на главную страницу

23 Октября 2003 года

Армия и общество

Четверг

Земельный передел

Военная прокуратура готова отстоять интересы Минобороны

Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



«Красная звезда» в этом году уже обращалась к проблеме землепользования в Вооруженных Силах. Как показывает практика последних лет, эта проблема носит в первую очередь правовой характер, поскольку зачастую земли, используемые Министерством обороны, становятся предметом посягательства со стороны коммерческих структур. Тогда ради торжества закона в дело приходится вмешиваться военной прокуратуре. Пожалуй, больше всего таких случаев на территории Московского военного округа, и, в частности, в столичном регионе, где земля особенно в цене.
О том, какую работу проводят органы правопорядка по защите интересов военного ведомства и других силовых структур, рассказывает заместитель военного прокурора МВО полковник юстиции Виктор ИВАНОВ.

     - Виктор Евгеньевич, у военных прокуроров обычно прибавляется работы с принятием нового законодательства. Здесь тоже такой случай?

     - Да, обычно требуется время на то, чтобы привести ведомственные нормативные акты в соответствие с новым законодательством, как следует изучить его и т. д. Эти процессы идут сложнее всего, когда правовая база меняется кардинальным образом.
     Если говорить о землепользовании, то в Конституции Российской Федерации (статья 9) было записано, что земли и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. А конкретное развитие в законотворчестве эти положения получили лишь два года назад. После вступления с 30 октября 2001 года в действие Земельного кодекса РФ, принятия федеральных законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О разграничении государственной собственности на землю», «О государственном земельном кадастре» земли начали активно использовать в качестве объекта сделок в хозяйственном и торговом обороте. Естественно, значительно вырос спрос на земельные участки. Поэтому и земли, находящиеся в постоянном пользовании Министерства обороны, стали представлять значительный интерес не только для коммерческих структур, но и для местных органов исполнительной власти, физических лиц.

     - Но как можно отнять землю, скажем, у воинской части, если она закреплена за ней законным порядком?

     - Здесь как раз и кроется суть проблемы. Дело в том, что в соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками удостоверяется свидетельствами о государственной регистрации прав, выдаваемых регистрационными палатами. А большинству воинских частей, учреждений, организаций такие документы выдавались в середине прошлого столетия. Многие из них после 1991 года переоформить права на землю не сумели. Более того, до настоящего времени в войсках Московского военного округа отсутствуют правоустанавливающие документы на значительное количество объектов землепользования.

     - Что же мешает пройти государственную регистрацию?

     - Эта процедура связана с государственным кадастровым учетом земельных участков. В соответствии со статьей 6 Закона «О разграничении государственной собственности на землю» сведения о землях, используемых для нужд обороны, должны вноситься в документы государственного кадастра. Но для составления кадастровых дел требуются значительные средства, а такой статьи расходов в бюджетной классификации не предусмотрено. Например, для оформления кадастровых дел на земельные участки поднадзорных военной прокуратуре МВО воинских частей и учреждений необходимо более 600 млн. рублей.
     Воспользовавшись таким положением дел, органы местного самоуправления стали переводить земли обороны в иную категорию, чтобы потом продать их или сдать в аренду коммерческим структурам или физическим лицам. Естественно, такие случаи становятся предметом разбирательства со стороны военной прокуратуры, поскольку прямо нарушаются статьи 8 и 9 Земельного кодекса РФ, согласно которым распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, перевод их из одной категории в другую отнесены к полномочиям Российской Федерации.

     - На этом поприще есть, наверное, и свои активисты?

     - Больше всего случаев нарушения законодательства нами выявлено в Московской области. Так, весьма вольно обращаются с федеральными землями в Красногорском районе. Проверка военной прокуратуры Химкинского гарнизона, проведенная в этом году, показала, что еще в 1998 году постановлением главы Нахабинской территориальной поселковой администрации был передан земельный участок площадью 0,267 га в аренду ЗАО «Вадим и Ко» под строительство магазина и организацию рыночной торговли сроком на 10 лет. Все бы ничего, но земля эта принадлежала 15-му Центральному научно-исследовательскому институту Минобороны. Еще один участок примерно такой же площади в марте 2001 года «отнял» у института глава администрации Красногорского района, чтобы передать в аренду ООО «Логос-Плюс».

     - А куда же смотрело руководство института?

     - Каких-либо корыстных намерений со стороны должностных лиц нами не выявлено. Как и в ряде других случаев, речь идет прежде всего об отсутствии должного учета земель, плохо поставленной хозяйственной работе. В большинстве воинских частей и организаций нет квалифицированных юристов, способных отстаивать интересы Минобороны. Эту задачу, как правило, решают военные прокуроры. Так, по этой проверке мы заявили иски в Московский арбитражный суд об оспаривании нормативных актов красногорских органов власти. В настоящее время военной прокуратурой МВО готовится еще один иск в этот суд в связи с постановлением главы администрации Балашихинского района Московской области от 21 февраля 2003 года о предоставлении земельного участка площадью 0,5 га в аренду ЗАО «Петрол Комплекс Эквимент Компани». Решение о предоставлении земли сроком на 49 лет для строительства и эксплуатации автозаправочного комплекса было принято незаконно, поскольку она принадлежит одной из воинских частей Внутренних войск МВД России.

     - Но не все же дельцы идут вот так, напролом? Наверное, есть и другие, более изощренные способы отнять землю?

     - Да, есть весьма наглядные примеры, связанные с землеустройством и возможностью волокиты со стороны местных властей. Я приведу лишь один пример. Еще в 1974 году Видновским городским Советом депутатов трудящихся Московской области были утверждены границы землепользования одной из воинских частей. За ней был закреплен участок свыше 61 га и выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей. В 1993 году администрацией Ленинского района Московской области этот документ был переоформлен установленным порядком. Но затем без какого-либо согласования с Минобороны в 1993-2000 годах около 10 га земли, принадлежащей воинской части, были той же администрацией розданы сторонним организациям. После выполнения геодезических работ КЭЧ района «Теплый Стан» соответствующие землеустроительные документы были переданы в администрацию и земельный комитет Ленинского района для оформления межевого дела на земельные участки, фактически занимаемые воинскими частями и учреждениями. Однако, несмотря на неоднократные обращения командования Московского военного округа, районная администрация отказывает в выдаче необходимых документов. О сложившейся ситуации проинформирован прокурор Московской области, а мы подготовили заявления в областной арбитражный суд об оспаривании незаконных действий главы администрации.

     - Встречаются ли случаи самозахвата земель?

     - Есть и такие примеры. К примеру, военной прокуратурой Балашихинского гарнизона установлено, что сторонними коммерческими организациями и частными лицами на территориях воинских частей Балашихинского, Монинского и Чкаловского гарнизонов самовольно захвачены и незаконно используются земельные участки Минобороны общей площадью около 50 га. Проверкой, проведенной военной прокуратурой Орловского гарнизона, выявлено, что садоводческим товариществом имени 50-летия Победы незаконно отчужден участок общей площадью свыше 100 га, находящийся на балансе одной из воинских частей. По всем таким случаям мы незамедлительно применяем меры прокурорского реагирования. Только в прошлом году и в первой половине этого нами возвращено свыше 9 тысяч гектаров земель, незаконно изъятых у Министерства обороны, государству возмещен ущерб на сумму более 200 млн. рублей. Но, для того чтобы навести в землепользовании надлежащий порядок, нужна активная работа и со стороны командиров воинских частей и соединений, всех должностных лиц, от которых зависит решение этих вопросов, играющих важную роль для обеспечения жизнедеятельности войск.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100