на главную страницу

25 Октября 2003 года

ОРУЖИЕ РОССИИ

Суббота

ОТ «БАРСА» ДО «СКОРПИОНА»

Корпорация «Защита» создает для армии уникальные автомобили скрытого бронирования

Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



Это произошло в Чечне. Группа омоновцев в составе шести человек следовала из селения Гирзель в Танги-Чу. Когда уазик на одном из поворотов чуть притормозил, по нему из «зеленки» боевики открыли огонь. Он велся из трех огневых точек, и машина была изрешечена практически со всех сторон. Позже на внешней обшивке автомобиля насчитали более 150 пробоин. Тем не менее экипаж не пострадал, так как под внешней обшивкой был скрыт бронемодуль, он-то и спас жизнь башкирским омоновцам. Броня и пуленепробиваемые стекла выдержали первый огневой натиск. Омоновцы открыли ответный огонь из бойниц автомобиля, потом эвакуировались и заняли круговую оборону на склоне холма. По рации вызвали подкрепление на бронетранспортере. После зачистки определили, что огонь по машине велся метров с 20 - 30. И она выдержала испытание боем. Позже «израненный», но спасший людям жизнь автомобиль показывался на многих специализированных выставках, в том числе и на автосалоне в Москве. А изготавливает такие чудо-машины дочернее предприятие Ульяновского автозавода - корпорация «Защита», которой исполнилось 10 лет со дня основания.

     Начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-полковник Сергей МАЕВ:

«Эти машины в Чечне спасли жизнь не одному солдату, офицеру, генералу».



     Создание корпорации «Защита» было обусловлено рядом причин. После распада Советского Союза на территории бывшего СССР разгорелось немало локальных конфликтов (Чечня, Нагорный Карабах, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан и т.д.). Российским воинским подразделениям, участвовавшим в них, пришлось нелегко. Одной из проблем было то, что командирские уазики, да и другие машины, любая пуля прошивала насквозь. Личный состав нес большие потери. Требовалось срочно повысить степень защиты воинов, которые проходили службу в «горячих точках».
     Кроме того, с началом приватизации, когда начался процесс распределения и перераспределения госсобственности, вольготно почувствовал себя криминалитет. Заказные убийства, нападения на VIP-персон, инкассаторов и т.п. стали повседневной реальностью нашей жизни. Как следствие резко возросла потребность в бронезащищенных машинах. Однако отечественные бронеавтомобили такого класса почти не производились, а зарубежные многим фирмам были не по карману. Нужны были свои, российские разработки. Но нашим автозаводам-гигантам мелкосерийное производство было экономически невыгодно. Потому Ульяновский автомобильный завод и создал дочернее предприятие - корпорацию «Защита», которую возглавил полковник запаса, кандидат военных наук Владимир Плишкин.
     Имея минимальное количество управляющего персонала, но собственную производственную базу, корпорация сумела наладить не только мелкосерийное производство специальных и бронированных автомобилей, но и штучное - под индивидуальные требования заказчика.
     Поначалу фирма занималась глубоким тюнингом. Брался, допустим, серийный вездеход типа командирского уазика с брезентовым верхом. На каркас навешивались броневые листы, устанавливались плоские пулестойкие стекла, усиливалась подвеска, варьировали двигателями, осуществлялись другие доработки. Партия таких машин была поставлена Министерству обороны, которая показала себя в Чечне с наилучшей стороны. Это семейство машин получило наименование СБА (специализированные бронированные автомобили).
     Разработанная Ульяновским автомобильным заводом передняя пружинная подвеска с дисковыми тормозами улучшила управляемость и устойчивость длиннобазовых автомобилей УАЗ. Применение бензинового двигателя ЗМЗ-409 мощностью 150 л.с. с распределенным электронным впрыском в сочетании с 5-ступенчатой коробкой передач и редукторными мостами сделало перспективный автомобиль УАЗ-3159 «Барс» более скоростным, экономичным и проходимым. По заявке заказчика на машину может устанавливаться дизельный двигатель.
     На основе «Барса» корпорацией «Защита» была создана бронированная командирская машина с короткой базой, где, кроме водителя, могут разместиться еще четыре человека. Модификация «Барса» с удлиненной базой была востребована войсками МВД и предназначена для десантно-штурмовых и разведывательных групп из 7-8 человек. Бронемодуль и пулестойкие стекла защищают экипаж от поражения стрелковым оружием с 5 - 10 метров, в том числе и от пуль с термоупрочненным сердечником.
     Унифицированный бронированный модуль и другая пулестойкая защита может устанавливаться на автомобили УАЗ-3151, УАЗ-3153, УАЗ-3159 «Барс» и другие модели ульяновских внедорожников. По желанию заказчика машина оснащается бронезащитой двигателя, пожаровзрывобезопасными бензобаками, боестойкими вставками колес, защитой шин от проколов или поражения огнестрельным оружием, ослепляющими фарами и другими системами и устройствами, обеспечивающими успешные действия против бандформирований и террористов.
     По сведениям, полученным от источника в Министерстве обороны РФ, в прошлом году в силовые структуры поставки автомобилей скрытого бронирования серии СБА осуществлялись в течение нескольких месяцев партиями до 20 машин. Трудно подсчитать, скольким воинам, принимающим участие в контртеррористической операции, сохранены жизни. Сейчас объявлен тендер на закупку подобных машин в 2004 году. Заметим, что эти высокозащищенные машины пользуются спросом в ближнем и дальнем зарубежье.
     Бронирует корпорация «Защита» и автомобили Ульяновского автозавода типа «фургон». Эти машины выполнены на базе УАЗ-3741 (неостекленный кузов) или УАЗ-3962 (армейская «санитарка»). Из них изготавливаются модели СБА-2М как открытого, так и скрытого бронирования. Автомобили открытого бронирования впереди имеют мощный броневой узел, которым можно протаранить преграду, в том числе и машину с возможными бандитами, террористами, перегородившими дорогу.
     СБА-2М могут использоваться бригадами спецназа, ОМОНа для выполнения оперативных задач. Автомобили скрытого бронирования можно маскировать под «скорую помощь», подвижный узел связи и т.д. Они, как и все бронемашины корпорации, имеют защиту от пуль и осколков, сопоставимую с бронетранспортером.
     Интересным был показ нынешним летом двух принципиально новых модификаций машин корпорации «Защита» руководству Минобороны и других силовых структур, организованный по инициативе заказывающих управлений. Первая машина - это традиционный командирский джип с брезентовым верхом, под который установили бронемодуль. Автомобиль получился более тяжелым, но усиленная подвеска и более мощный
     100-сильный дизельный двигатель Заволжского моторного завода позволили не снизить ходовых качеств машины. Более того, дизельное топливо исключает в боевой обстановке опасность пожара и взрыва, а сам двигатель на минимальных оборотах при прохождении сложных участков местности (грязь, снег, песок) имеет максимальный крутящий момент, что повышает проходимость машины, а на средних оборотах дизель держит большую скорость.
     Вторая машина, показанная руководству заказывающих управлений, – военная «санитарка» на базе фургона УАЗ-3962. Известно, что в боевой обстановке эти машины, вывозя с поля боя раненых, часто попадают под обстрел. Поэтому «санитарка» была бронирована и на нее поставили более мощный двигатель.
     Годы работы над совершенствованием СБА и других бронированных машин позволили накопленный опыт использовать для создания семейства принципиально новых внедорожников типа «Скорпион» со скрытым бронированием.
     Известно, что тактико-технические характеристики любого автомобиля в первую очередь определяются его «сердцем», т.е. мотором, а также ходовой частью. Когда корпорация «Защита» получила широкие «спайсеровские» (изготавливаемые
     УАЗом по швейцарской лицензии) и редукторные высокоскоростные расширенные мосты, это заметно повысило устойчивость, проходимость и управляемость машины. А когда на новые мосты поставили дисковые тормоза, пружинную подвеску, стабилизаторы поперечной устойчивости - все это совершенно преобразило машину, она получила новые функциональные качества. Пришлось делать и новую расширенную кабину. Широкий кузов увеличенного объема позволил разместить внутри больше вооружения и снаряжения, личного состава, а сверху на дуги безопасности установить кольцо от бронетранспортера, которое на стандартном уазике не умещается. На этом кольце устанавливаются специальные крепления для носимого оружия (автомат, пулемет), можно установить гранатомет и крупнокалиберный пулемет,что позволяет вести круговой обстрел. Словом, расширенный кузов оказался функциональным, а расширенная колея увеличила статическую устойчивость спецавтомобиля, и он сразу же стал более востребован.
     При постройке нового автомобиля «Скорпион» корпорация «Защита» поначалу выбрала обычную короткобазовую конструкцию. Она получила название «Скорпион-1». В этой машине отсутствуют задние боковые двери, а передние расширены на 19 см, что позволяет экипажу без помех свободно эвакуироваться из заднего отсека кабины. Бронированные противопульные стекла дверей опускаются обычным способом, но при этом они в боевой обстановке в считанные секунды могут откидываться для ведения огня или эвакуации личного состава.
     Лобовое остекление, состоящее из двух частей, также откидывается вперед сверху вниз. Возврат к схеме с раздельными стелами имеет смысл, так как бронестекло очень дорогое, и если, допустим, поражается правая половина, остается рабочей, целой и невредимой, левая.
     Совершенствуя новое семейство машин, корпорация «Защита» создала бронированный вариант удлиненного внедорожника скрытого бронирования «Скорпион-2». Это уже четырехдверный вариант. Более того, специалисты фирмы отказались от задней проставки кузова и за счет этого увеличили дверные проемы на 19 см, что дало возможность экипажу свободно входить и выходить из кабины в боевой обстановке. Расширив двери, корпорация «Защита» получила полноразмерный внедорожник. В такой машине умещается целое отделение (9–10 человек).
     Словом, на «Скорпионе» изменилась вся линейка кузова, начиная от бампера (вместо него — мощная трубчатая система и лебедка для самовытаскивания из грязи и снега) и кончая приборной доской и задним бортом с пятой дверью.
     На базе «Скорпиона-2» за последний год фирмой создан «Скорпион-3» («Болотоход»). Эта машина также может нести броню, но за счет шин увеличенного объема и низкого давления она имеет повышенную проходимость по болотам, пескам и снегу. Кроме того, «Скорпион-3» способен преодолевать брод на плаву. В отдельной комплектации на спецавтомобиль устанавливаются колеса от БТР.
     Словом, создав семейство автомобилей «Скорпион», корпорация фактически осуществила прорыв в разработке специальных и бронированных автомобилей нового поколения. Фирма сейчас переходит на использование новой композитной брони, на которую имеет патент. Она на 30 – 40 процентов легче обычной стальной и обеспечивает защиту от бронебойной пули снайперской винтовки.
     Корпорация «Защита» имеет собственное корпусное производство, где на автомобиль ставится съемный комплект дополнительной бронезащиты. В марте 2003 года на вооружение армии был принят внедорожник скрытого бронирования УАЗ-2966, который будет поставляться в войска с комплектом дополнительной бронезащиты. За базу взят
     УАЗ-3159 с широкими редукторными мостами. Фирма занималась этой темой четыре года. УАЗ-2966 прошел все войсковые испытания.
     Сейчас Ульяновский автозавод готовит производство к серийному выпуску этих машин, но конечным пунктом отправки заказчику автомобилей будет корпорация, так как в войска они поступят только с комплектом бронезащиты.
     В заключение нельзя не сказать и еще об одной уникальной разработке корпорации. Это специальный подвижной бронированный блокпост, выполненный на базе городского автобуса Энгельсского завода специальных автомобилей ЭЗСА-4217 и его модификаций. Машина имеет скрытую броневую защиту из навесных баллистических бронепанелей и пулестойких неопускаемых стекол, не меняющих внешнего вида и габаритных размеров базового автобуса. Комплект бронезащиты включает пять скрытых бойниц и четыре встроенных бронелюка, обеспечивающих установку различного вооружения.
     Бронированный автобус имеет упрочненные пулестойкие стекла, усиленную подвеску, гидроусилитель руля, вентиляционные люки или две дополнительные скоростные вентиляционные установки. Двери оснащены механическими блокираторами, на машину установлены системы пожаротушения моторного отсека, дополнительные огнетушители и кронштейны-держатели для штатного стрелкового оружия. В варианте подвижного банка ПОК-7 (операционной кассы) автобус имеет металлический сейф, бронеперегородку, отделяющую помещение оператора-кассира от клиента с бронеокном и переговорным устройством.
     В нынешних условиях, особенно в «горячих точках», роль этого бронеавтобуса трудно переоценить. Он может использоваться как подвижный блокпост, когда нужно оперативно перекрыть дорогу или срочно выставить охранение на каком-либо перекрестке (система автономного жизнеобеспечения рассчитана на 5 -10 суток). В нем можно перевозить школьников, устанавливать подвижной пункт управления и так далее.
     Корпорация «Защита» работает и над созданием других специальных и бронированных машин. Несомненно, они будут востребованы в «горячих точках», помогут спасти жизнь многим бойцам и командирам.

     На снимках: «Скорпион-2» и «Скорпион-3» («Болотоход»); генеральный директор Корпорации «Защита» Владимир ПЛИШКИН, его «дети» - «Скорпионы» и внуки Егорка и Данилка, рекламирующие продукцию фирмы на международной выставке «Автосалон-2003».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100