на главную страницу

28 Октября 2003 года

Тема номера

Вторник

Не тесно «вертушке» под флагом ВВС

Беседу вел Андрей ЛУНЕВ.



Днем создания армейской авиации принято считать 28 октября 1948 года. Так что сегодня ей ровно 55. Тогда в Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами. За последние десятилетия армейская авиация несколько раз переходила из ВВС в Сухопутные войска и обратно. Они всегда были первыми – можно сказать о вертолетчиках, вспоминая Афган, Анголу, Чернобыль, Таджикистан, Чечню. 25 офицеров стали Героями Советского Союза, 21 – Героями России. В этом году завершен прием частей армейской авиации в состав ВВС, продолжаются мероприятия по оптимизации структуры органов ее управления, воинских частей и учреждений. По словам главкома ВВС генерал-полковника Владимира Михайлова, основным «больным» вопросом является состояние авиатехники. Около половины ее неисправно. Основа вертолетного парка - морально устаревшие Ми-8 и Ми-24. Современных образцов вертолетов (Ка-50, Ми-26) – около 10 процентов от штатной численности. Об этих и других проблемах, задачах и перспективах развития армейской авиации рассказывает начальник управления армейской авиации генерал-лейтенант Анатолий СУРЦУКОВ.


     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Сурцуков Анатолий Васильевич родился 19 ноября 1954 года в Саратове. Служил на Дальнем Востоке, в Афганистане, Группе советских войск в Германии. 24 октября 2003 года назначен начальником управления армейской авиации. Общий налет – 3.300 часов. Освоил более десяти типов вертолетов. Летчик-снайпер, заслуженный военный летчик РФ.
     



     – Анатолий Васильевич, что изменилось в структуре и задачах армейской авиации в связи с переводом ее из состава Сухопутных войск в ВВС?

     – Структура претерпела изменения в системе органов и пунктов управления. Раньше в военных округах существовали управления армейской авиации. Они реорганизованы и введены в состав армий ВВС и ПВО. Сейчас вопросами применения там занимаются отделы боевой подготовки и боевого применения армейской авиации. Кроме того, сокращены командные пункты в округах, а их функции возложены на КП армий ВВС и ПВО с усилением соответствующими специалистами. Коснулись изменения и структуры самого управления армейской авиации. Снят ряд задач, в основном вопросы строительства и обеспечения всеми видами довольствия. Теперь управление значительно меньше и входит в состав управления авиации ВВС. Что касается вертолетных полков и отдельных эскадрилий, то они остались в прежнем составе, а их задачи не изменились. Изменения коснулись лишь некоторых частей обеспечения, которые дублировались в системе ВВС.

     – Не сказалось ли отрицательно переподчинение на взаимодействии армейской авиации с Сухопутными войсками, в интересах которых она работает?

     – Не сказалось, те задачи, которые мы выполняли в интересах Сухопутных войск, продолжаем выполнять. В первую очередь это обеспечение мероприятий боевой подготовки Сухопутных войск. Ни одно из тактических учений, начиная с батальонных, не проводится без авиационного обеспечения. Это и огневые, и транспортные, и разведывательные, и специальные задачи, которые выполняются экипажами боевых и транспортных вертолетов армейской авиации.

     – Какие задачи армейская авиация выполняет сейчас в Чечне?

     – Огневые, десантно-транспортные, разведывательные и специальные. Однако соотношение этих задач в течение чеченских кампаний менялось в зависимости от обстановки. Сейчас основные разведывательные задачи - это выявление бандформирований в различных условиях местности, радиотехническая и тепловизорная разведка. Десантно-транспортные - перевозки личного состава и материальных средств, особенно в горные районы, куда затруднена доставка наземным транспортом. Специальные - ведение агитации с помощью звуковещательных установок (особенно широко это применялось в начальный период контртеррористической операции), разбрасывание листовок. Поисково-спасательные операции обеспечиваются также нашими экипажами. Сейчас акцент делаем на сопровождении транспортных колонн и воинских железнодорожных эшелонов, а также на одиночные точечные удары по выявленным разведкой бандформированиям и складам.

     – Как летчики готовятся к действиям в Чечне?

     – Мы стараемся направлять в составе ОГВ(с) наиболее подготовленный летный состав. А перед этим проводим комплекс мероприятий для целенаправленной подготовки экипажей. В начале – в местах постоянной дислокации, а затем проводим специальные сборы на соответствующей местности.
     К сожалению, не удается обеспечить одинаковый налет пилотов в разных регионах страны. На Северном Кавказе пилоты летают чаще. Налет летчика авиации СКВО – от 80 до 200 часов в год в зависимости от типа машины. В других же частях гораздо меньше. Естественно, многое зависит от уровня подготовки экипажей, исправности авиатехники и обеспеченности горючим. Поэтому для подготовки экипажей из других округов приходится выделять дополнительное количество топлива и боеприпасов. Кстати, в отличие от прошлых лет у нас нет проблем с ГСМ.

     – Как решаются задачи поддержания летного парка в исправном состоянии?

     – После переподчинения армейской авиации ВВС исправности авиатехники стало уделяться более пристальное внимание. Раньше мы осуществляли продление ресурса собственными силами. В ВВС это делается прежде всего за счет привлечения специалистов промышленности. При этом качество, конечно, повышается, но возможности по продлению ресурса снижаются. Дело в том, что специалистам промышленности надо платить немалые деньги, а продление происходит на определенный срок и с определенным количеством часов, которые зависят от состояния конкретного летательного аппарата. Фактор, который необходимо учитывать, – это естественное старение техники. То есть часть техники уже подходит к предельным срокам эксплуатации, попросту – металл стареет. Мы не имеем возможности закупать новые вертолеты. Поэтому будем поддерживать исправность техники за счет закупки запчастей для вертолетов, имеющих достаточный запас ресурса по календарному сроку эксплуатации и наработку в часах. Попытаемся сохранить боевой потенциал частей за счет закупок модернизированных вертолетов, которые по своему потенциалу могут в 1,5-2 раза превосходить базовые образцы.

     – Очевидно, старением техники в какой-то мере обусловлены и участившиеся в последнее время катастрофы вертолетов?

     – А вы знаете, большинство летных происшествий связано прежде всего не с отказом авиатехники, а с огневым воздействием и человеческим фактором.

     – Что вы вкладываете в понятие «человеческий фактор»?

     - Это деятельность командиров и начальников, организовывающих применение авиации. Личная подготовленность каждого члена экипажа к выполнению боевой задачи. Ответственность должностных лиц инженерно-технического обеспечения. И ошибки летного состава, от которых никто не застрахован, особенно в экстремальных ситуациях. К примеру, полет на предельно малой высоте или в узком ущелье, резко меняющаяся погода... Мы пытаемся научить летчиков этим сложным элементам полета.

     – Какие меры принимаются для того, чтобы обеспечить безопасность полетов летающих экипажей?

     - Во-первых, это распространение передового опыта, сборы с руководящим составом частей, где мы приводим факторы риска и рекомендации по их устранению. В ВВС вопросы безопасности полетов несколько раз обсуждались на военных советах, был принят ряд конкретных мер. Это проведение целенаправленной подготовки экипажей, выполняющих наиболее сложные задачи в Чечне и на местах постоянной дислокации в других регионах России. Разработка специальных программ по предотвращению летных происшествий. В каждый полк вводим должность начальника службы безопасности полетов, который будет отвечать за правильную организацию полетов. Вырабатываем требования по безопасности полетов к перспективной авиатехнике, учитывая опыт, накопленный годами эксплуатации предыдущих поколений машин. К примеру, Ми-8 сейчас модернизируется в очень широком диапазоне и ведется опытно-конструкторская работа, направленная на повышение его аэродинамических свойств для безопасности полета.

     – Какие научно-исследовательские, конструкторские работы ведутся сейчас в интересах армейской авиации?

     – Прежде всего это создание перспективного всепогодного, круглосуточного ударного вертолета. В этой номенклатуре выступают Ми-28Н и Ка-52. Широко модернизируется Ми-8 — у этой машины огромный потенциал. Планируется оснащение вертолета новым двигателем повышенной мощности, несущим и рулевым винтами. Установка авионики нового поколения позволит на 60 – 70 процентов увеличить возможность его применения в различных условиях. Будут внесены изменения в конструкцию фюзеляжа - расположение дверей, сидений (для удобства десантирования). А также планируется установка на Ми-8 броневой защиты.
     Ми-24 эксплуатируется с 70-х годов. Есть несколько направлений его модернизации. В первую очередь это повышение маневренности, возможности применения вертолета в ночных условиях. Планируются изменения в конструкции шасси, подвесок и креплений вооружения. Будут также установлены новая авионика и прицельное оборудование. А в перспективе - новые системы управления вооружением.
     Что касается Ми-26, то на него планируется установка нового радиоэлектронного оборудования, которое позволит применять вертолет с сокращенным составом экипажа.
     Весь спектр этих комплексных мероприятий позволит сохранить боевой потенциал летных частей.

     - Материальная база некоторых авиационных учебных центров и институтов находится сейчас в плачевном состоянии. Планируются ли меры по решению этих проблем в армейской авиации?

     – Мы мечтаем о том, чтобы учебно-материальная база Сызранского военно-авиационного института - единственного в стране, готовящего кадры для армейской авиации, — отвечала всем современным требованиям. Это вопросы компьютеризации, обеспечение современными тренажерами и авиатехникой, позволяющей эффективно проводить летное обучение курсантов. Да и просто решение социально-бытовых проблем, стоящих перед личным составом и командованием института.
     Надо сказать, что в ВВС отдают приоритет авиационным институтам при распределении материальных средств, запасов топлива и запчастей. Авиатехника, которая эксплуатируется в нашем институте, устарела и требует срочной замены. Сейчас ожидаем поступления новых и модернизованных учебных вертолетов «Ансат».
     Тем не менее в этом году удалось повысить налет курсанта-выпускника на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Конечно, этот налет далек от необходимого. Хотим его поднять за счет увеличения периода летной практики.
     Пользуясь случаем, хочу поздравить весь личный состав армейской авиации, ветеранов с праздником, пожелать крепкого здоровья, терпения и солидарности, удачи тем, кто выполняет боевую задачу вдали от Родины. Чтобы количество взлетов всегда равнялось количеству посадок!


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100