на главную страницу

28 Октября 2003 года

Планета людей

Вторник

Азиатский рубеж

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



23 октября в Киргизии, в городе Кант, расположенном в 20 километрах от столицы республики, состоялась церемония открытия российской военной базы. Событие привлекло внимание не только российских, но и зарубежных наблюдателей. И в первую очередь потому, что оно свидетельствует о возвращении России в Центральную Азию, способствует укреплению безопасности южных рубежей СНГ.

     
Ситуация стабильная, но непростая

     Чуть более месяца прошло с момента, когда министрами обороны России и Киргизии в присутствии президентов двух стран было подписано соглашение о статусе и условиях пребывания российской авиабазы на территории республики. Согласно достигнутым договоренностям Киргизия на 15 лет безвозмездно предоставила России инфраструктуру аэродрома, а также взяла на себя все коммуникационные расходы. Предусматривается также автоматическое продление срока соглашения. Как заявил тогда Владимир Путин: «Средняя Азия - очень важный для нас регион. Мы знаем, что ситуация там стабильная, но непростая. Наше военное присутствие нужно и нам, и нашим партнерам по СНГ». А президент Киргизии Аскар Акаев назвал Кант «оплотом борьбы с новыми угрозами и вызовами».

     База российских ВВС в Канте создана как авиационная компонента Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона. Одной из главных задач расположенной здесь авиагруппы будет прикрытие коллективных сил с воздуха. Напомним, что КСБР состоят из четырех отдельных батальонов - от Киргизии, Казахстана, России и Таджикистана. Общая численность группировки — около 1.500 человек. От России в состав КСБР входит батальон нашей 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане, который в случае необходимости в кратчайшие сроки в состоянии надежно прикрыть таджикско-афганскую границу. При этом батальон может усиливаться артиллерийскими и танковыми подразделениями, а также зенитно-ракетными средствами. КСБР существуют в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

     СПРАВКА. По межгосударственным соглашениям официально статус российских военных баз, помимо Канта, ныне закреплен лишь за Ахалкалаки и Батуми в Грузии, Гюмри - Ереване в Армении и за Севастополем на Украине. Не исключено, что в ближайшее время военная база будет создана и на основе дислоцирующейся в Таджикистане 201-й мотострелковой дивизии. Что же касается российских военных объектов, то они расположены на всей территории СНГ, за исключением Туркмении и Узбекистана.

     В советские времена в Канте располагалась главная база подготовки летного состава ВВС, на которой обучались пилоты из многих стран мира. В 1992 году аэродром перешел под юрисдикцию Киргизии. И вот теперь здесь на постоянной основе размещены российские «стражи неба». На аэродроме уже находятся пять многоцелевых истребителей Су-27, столько же штурмовиков Су-24, четыре учебно-тренировочных Л-39, военно-транспортные самолеты Ил-76, Ил-18, Ан-12 и Ан-24, два вертолета Ми-8, а также около четырехсот человек персонала. Многие офицеры прибыли к месту службы с семьями, для которых подготовлено жилье. Планируется, что со временем количество российских военнослужащих достигнет пятисот. В целом же боевой состав будет определяться исходя из условий обстановки в Центрально-Азиатском регионе.

     Предоставление Канта под авиабазу не является сугубо односторонней акцией киргизской стороны. Россия в ближайшее время окажет на безвозмездной основе военно-техническую помощь министерству обороны республики. В частности, 23 сентября наша страна передала Киргизии партию стрелкового оружия, предметы экипировки и обмундирование, а также средства радиосвязи на сумму 3 млн. долларов. Кроме того, развитие российско-киргизского военно-технического сотрудничества благотворно скажется и на состоянии военно-промышленного комплекса обеих стран. Как заявил в этой связи министр обороны РФ Сергей Иванов, Россия готова поставить республике современное оборудование и вооружение, все то, что «нужно киргизской стороне». «Укрепляя обороноспособность Киргизии, мы укрепляем свой суверенитет», - подчеркнул он.

     В нескольких десятках километров от Канта действует военная база антитеррористической коалиции «Ганси», расположившаяся в бишкекском аэропорту Манас. Она создана американцами в декабре 2001 года и названа в честь пожарного Питера Ганси, погибшего 11 сентября во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке. На базе находятся около 1.600 иностранных военнослужащих и около 30 самолетов, в том числе истребители F-16, транспортники С-130 «Геркулес» и заправщики КС-135. Этими силами командует американский генерал Томас Драйкс. Помимо американцев с декабря 2001 года здесь поочередно перебывали солдаты и самолеты вооруженных сил других стран - членов НАТО: Норвегии, Дании, Нидерландов, Франции, Испании и Италии, а также Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи. Однако ведущую роль на базе играют именно американцы.

     Для самой же республики база «Ганси» - солидный источник доходов. Помимо ренты союзники выплачивают по 7 тыс. долларов за взлет-посадку каждого самолета. Киргизская сторона также осуществляет поставки на базу продуктов и питьевой воды. Да и для местных жителей с приходом американцев появилась отличная возможность подзаработать. Расходы коалиционных сил только за период с октября 2002 года по июль 2003 года составили свыше 80 млн. долларов.

     Как отметил Владимир Путин, в соседстве российской авиабазы в Канте и базы в Манасе нет никаких противоречий. «Одна база будет дополнять другую, мы работаем вместе по важным направлениям», - сказал глава российского государства. По его словам, авиабаза в Канте будет хорошим подспорьем в борьбе с терроризмом, однако у нас есть и другие задачи. В частности, она «будет обеспечивать безопасность самой Киргизии и всего большого региона».

     Натовское, и в частности американское, присутствие в Центральной Азии не ограничивается только Киргизией. Так, в 500 км от столицы Узбекистана для ведения военных операций в Афганистане расположена американская авиабаза «Ханабад». На ней с октября 2001 года размещены более 1.500 американских солдат. Ханабад - важнейший опорный пункт американцев. США обновили взлетно-посадочную полосу и построили на территории базы дополнительные сооружения. База арендована на срок не менее 20 лет. В Кашкадарьинской области республики в Кокайты есть еще одна вспомогательная база. Вооруженные силы Германии намерены и дальше пользоваться аэродромом в приграничном с Афганистаном узбекском городе Термез. Здесь дислоцируется ограниченный контингент военнослужащих бундесвера для оказания гуманитарной и миротворческой помощи Афганистану. При этом следует отметить, что Узбекистан запретил использовать свое воздушное пространство российскими военно-транспортными самолетами.

     Таджикистан также предоставил свое воздушное пространство и душанбинский аэродром для натовских самолетов. Здесь в основном находятся французкие военнослужащие. Частично используется аэродром в Кулябе, расположенный в 30 -40 километрах от афганской границы. В качестве запасных силами коалиции используются казахстанские аэродромы в Алма-Ате и Чимкенте.

     Следует отметить, что наша страна и дальше намерена сотрудничать с Североатлантическим альянсом в регионе. Естественно, не в ущерб российским национальным интересам. Об этом свидетельствует, например, готовность России заключить соглашение с НАТО или с любой натовской страной о транзите военнослужащих и грузов через российскую территорию в Афганистан, как это уже сделала Германия.
     
Надолго или навсегда?

     Несмотря на то что ныне российские и натовские войска выполняют ряд общих задач, Россия неоднократно подчеркивала, что присутствие военных баз западных стран в Центральной Азии должно быть ограничено. По мнению российского руководства, эти базы существуют лишь на период, необходимый для окончательной стабилизации ситуации в Афганистане. Вопрос лишь в том, а что об этом плане думают в НАТО. Если проанализировать действия в регионе отдельных стран альянса, и прежде всего США, то нельзя не прийти к выводу, что они здесь обустраиваются надолго. Так, в мае нынешнего года Соединенные Штаты подписали с Киргизией документ о продлении срока размещения базы в Манасе на три года, предусмотрена и дальнейшая пролонгация данного соглашения. Базой был также арендован дополнительный земельный участок площадью в 300 гектаров в селе Мраморное Сокулукского района, расположенном к северу от аэропорта. Вашингтон уже выделил 37 млн. долл. на продолжение строительства и эксплуатации базы. Примерно такая же ситуация складывается и с другими западными базами, находящимися в Центральной Азии.

     Как отмечают в этой связи эксперты, не исключено, что в будущем могут возникнуть разногласия, связанные прежде всего с тем, какой период считать окончательной стабилизацией Афганистана - уничтожение всех талибов, проведение выборов и окончательное создание национальной армии или же завершение крупномасштабных боевых действий. Что касается боевых действий, то в последнее время в Афганистане американцы не провели ни одной сколько-нибудь масштабной военной операции. Более того, для уничтожения небольших бандформирований все чаще привлекаются не армейские подразделения антитеррористической коалиции, а силы спецназначения и формирования афганской армии. Союзники обычно осуществляют только прикрытие с воздуха. Проведение всеобщих выборов вряд ли решит все проблемы, а вполне, может быть, и усложнит внутриполитическую ситуацию. До создания афганских вооруженных сил тоже еще далеко. Уничтожать же остатки талибов, с чем, кстати, Вашингтон и не очень-то торопится, можно сколь угодно долгий срок, за который есть возможность прочно обосноваться и осесть в регионе. Что, собственно говоря, и делают расположенные здесь подразделения вооруженных сил НАТО – они занимаются не столько поимкой и уничтожением талибов, сколько обустройством своих баз как на территории Афганистана, так и на территории центральноазиатских республик.

     При этом многие военные аналитики считают, что со временем задачи натовских баз, находящихся в регионе, вполне могут быть переориентированы на противодействие российским интересам. Уже сейчас некоторые страны НАТО, и в особенности США, предпринимают аккуратные попытки вытеснить Россию, например, из области военно-технического сотрудничества со странами региона. Не следует также забывать и о том, что, основав свои базы в Центральной Азии, США создают некий противовес Китаю, который рассматривается в Белом доме как основной геополитический противник до 2025 года. Да и не секрет, что Вашингтон любит подкреплять собственные экономические интересы в различных регионах мира присутствием своей военной машины и демонстрацией военной мощи.

     В то же время следует отметить, что активизация военно-политического и военно-технического сотрудничества государств региона с Россией и странами Запада имеет веские причины. Практически во всей Центральной Азии продолжают действовать различные подпольные организации экстремистского толка, которые зачастую связаны с международными террористами. Одними из наиболее известных крайне радикальных организаций, действующих в регионе, являются «Хизби ут Тахрир» и «Исламское движение Узбекистана». Их деятельность направлена на дестабилизацию ситуации в Центральной Азии, захват власти в республиках и создание так называемого «Исламского халифата». Напомним, что в 1999 и 2000 годах боевики ИДУ вторгались на территорию Ошской и Баткенской областей Киргизии, а также на территорию Узбекистана. Несмотря на потерю в 2001 году основных баз, которые находились на территории Афганистана, экстремисты не отказались от своих замыслов. По данным киргизских спецслужб, ныне отряды ИДУ объединяют почти тысячу религиозных фанатиков. В них, кроме узбеков, входят киргизы, таджики, чеченцы, арабы. Установлены связи ИДУ с уйгурскими сепаратистами. Есть данные, что в некоторых районах близ границ СНГ активно действуют также отряды «Талибана» и «Аль-Каиды», вытесненные из центральных районов Афганистана силами антитеррористической коалиции. При этом многие из боевиков занимаются наркобизнесом и периодически предпринимают попытки проникнуть в центральноазиатские республики. В Таджикистане с начала года задержаны около 50 активистов экстремистской партии «Хизби ут Тахрир», раскрыты две крупные подпольные типографии в Худжанде и Душанбе. В Киргизии насчитывается более пяти тысяч сторонников «Хизби ут Тахрир». Тахрировцы действуют и в Узбекистане.

     Все это вынуждает руководство стран Центральной Азии предпринимать практические меры по укреплению безопасности. И здесь очевидно, что с созданием авиабазы в Канте сепаратисты и экстремисты вынуждены будут свернуть массовые вооруженные выступления, так как они будут обречены на скорое уничтожение. Как заявил в этой связи министр обороны республики Эсен Топоев, «после размещения в Канте российских военных значительно укрепится безопасность Киргизии, снизится вероятность вторжения в страну бандформирований международных террористов наподобие тех, которые отмечались в 1999 и в 2000 годах».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100