на главную страницу

28 Октября 2003 года

К 625-летию битвы на Воже

Вторник

Подвиг легким не бывает

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     
(Окончание. Начало см. в номере за 25 октября)

     Мамай в 1372 г. вновь захватил Сарай и на время объединил Золотую Орду, что позволило ему возобновить военно-политическое давление на Северо-Восточную Русь. Смысл новой политики Мамая сводился пока еще к передаче ярлыка на Владимир другому, тверскому или суздальско-нижегородскому, князю, и он избрал тактику нанесения ударов по союзникам Дмитрия Московского, чтобы расколоть их коалицию. В 1373 г. мамаевы войска внезапно разоряют Рязанское княжество. Московские войска немедленно выдвигаются на Оку, где стоят все лето, ожидая возможного нападения.

     Продемонстрировав свою силу в следующем, 1374 г., Мамай отправляет посла Сарайку с отрядом в 1.000 воинов в Нижний Новгород с целью вывести его князя из орбиты московской политики. Правда, в это время ордынский правитель сам был вновь выбит соперниками из Сарая, но не терял уверенности в своих силах и возможности сохранить господство над Русью. Однако отряд Сарайки в Нижнем был перебит, а посол посажен под арест.

     В этом же году состоялся съезд князей Северо-Восточной Руси, на котором решался вопрос о дальнейших отношениях с Ордой. В летописях отмечено, что именно тогда произошло “розмирье” (т.е. прекращение состояния мира) князя Дмитрия Московского с Мамаем. Весной 1375 г. состоялся еще один съезд князей, которые вновь обсуждали свои взаимоотношения с Ордой. Главной проблемой при этом был Мамай и его хан-марионетка, а Сарай, где менялись правители, вообще ни во что не ставился. В это же время в Нижнем произошло новое столкновение Сарайки с русскими, в ходе которого он погиб... Мамай немедленно предпринял набег на нижегородские волости, и война фактически уже началась.

     После неудачи в Нижнем Новгороде Мамай решил передать ярлык на Владимир князю Михаилу Тверскому, но в ответ собралась коалиция князей во главе с Дмитрием, которая осадила Тверь и принудила ее господина признать себя “молодшим братом” государя Москвы. Мамай в долгу не остался и нанес новые удары по нижегородским волостям, а также разорил Новосиль - столицу князя Романа Новосильского (этот город был восстановлен только около 1562 г. князем Михаилом Воротынским).

     В 1376 г. московские войска опять выходят за Оку, ожидая нового нападения войск Мамая, а в 1377 г. московско-нижегородская рать идет на вассалов Мамая в Булгаре (на Волге) и принуждает их к подчинению. Мамай же отправляет войско на Нижний... В это время новый правитель Сарая Арабшах (Арапша) идет набегом на нижегородские земли и ему навстречу выходят на реку Пьяну московско-нижегородские войска. Получив вести от разведки, что Арабшах еще далеко, они отдыхают и пьянствуют, в то время как войска Мамая быстро и скрытно подошли с юго-запада, внезапно обрушились на русских, перебили их, а затем взяли и сожгли Нижний. Арабшах же ограничился лишь нападением на нижегородские владения по волжскому притоку, реке Суре.

     После этой победы Мамай решил нанести удар по землям уже самого Московского княжества и в 1378 г. отправил в поход свои главные силы. Его отряды вновь разорили Нижегородское княжество, а затем большое войско под началом мурзы Бегича появилось на Рязанской земле. Именно с ним и встретился князь Дмитрий Московский на реке Воже...

     Следует особо оговорить, что данное военное предприятие Мамая не было авантюрой. Нетрудно заметить, что с 1373 г. его военные планы в отношении Руси - в отличие от политических его шагов - всегда были успешны. Более того, разорение пограничных княжеств не могло не иметь последствий. Как известно, мурза Бегич несколько дней простоял на Воже, по сути дела почти под Рязанью, что обычно объясняют нерешительностью. Однако Бегич вел войско, которое ориентировочно можно оценить в 50 - 60 тысяч воинов. Это были профессионалы, закаленные постоянными войнами. Взять на испуг этих людей и их военачальников было бы трудно. Скорее, Бегич ждал на соединение войска князя Олега Рязанского, на что косвенно указывает тот факт, что после битвы на Воже, уже в конце 1378 г., Мамай предпринял внезапный набег на Рязань. Город был взят и безжалостно разорен, а сам рязанский князь едва ушел от погони. Понятно, что это была месть за Вожу и, очевидно, Олег Рязанский был наказан именно за то, что не помог Бегичу…

     Стоит разобраться и с укоренившимся во многих посвященных времени Дмитрия Донского литературных произведениях мифом, что битва на Воже далась русским легко в силу того, что ордынцы не ожидали решительного сопротивления и победа оказалась за теми, кто продемонстрировал большую силу духа. Понятно, что русские действительно продемонстрировали высокую доблесть, но и их враги тоже труса не праздновали, так что победа досталась не тем, кто был “самый храбрый”, а тем, кто, помимо иных качеств, показал и большее военное искусство.

     Мурза Бегич был вполне уверен в победе, но ему, безусловно, не помешала бы помощь со стороны рязанского князя. Особенно учитывая политический момент. Но убедившись, что Олег Рязанский выжидает, на чьей стороне будет победа, Бегич решает разгромить князя Дмитрия Московского своими силами...

     Сама его атака с форсированием реки говорит о том, что он явно переоценил и собственные силы, и свои полководческие дарования. Форсирование водной преграды всегда ставит сражающуюся сторону в невыгодное положение. К тому же форсирование реки в конном строю - весьма сложное дело. В условиях активного противодействия противника это может быть осуществимо только на бродах. Судя по всему, у Бегича был относительно широкий участок для переправы, но берега реки были различны по высоте, заболоченности, по количеству зарослей, да и различные глубины реки мешали. Мурза Бегич сначала бросил в бой авангард, чтобы внезапной атакой сбить сторожевое охранение противника на переправе - враги несколько дней стояли по берегам рек, и наивно полагать, что все это время они провели в седле, при полном вооружении. В действительности они оставались в своих станах в отдалении от берега, а реку стерегли сторожевые силы.

     Когда авангард вышел на противоположный берег, Бегич начал переправу главных сил. Однако застать русских врасплох не удалось - они успели выстроиться в боевой порядок: Большой полк - в центре, на флангах - полки Правой и Левой руки на выгодной позиции близ берега, пока еще ордынцы не успели завершить переправу большей части своего войска и выстроить его для атаки. Бой до вступления в дело главных сил вели отряды конников и отдельные удальцы. «Травились», как тогда говорили.

     Но князь Дмитрий Московский не стал дожидаться, когда ордынцы выстроятся в полки и всеми силами ринутся в решающую атаку. Выждав, когда значительная часть войск Бегича скопилась на их берегу, русские атаковали их с трех сторон. Конница должна принимать атаку конного же противника на ходу, однако внезапность удара русских и малое пространство для разгона не дали воинам Бегича разогнать коней, чтобы набрать достаточную ударную мощь. Русские с ходу стали теснить их прямо к реке, где в это время скопились массы еще переправлявшейся конницы. На берегу реки возникла свалка, в которой русские рубили переправившихся врагов. Помочь погибавшим на северном берегу ордынские военачальники не могли, так как брод был запружен всадниками, а тех, кто успел переправиться и скопился выше и ниже бродов, уничтожали воины полков Правой и Левой руки.

     Наконец, русские сбросили оставшихся ордынских бойцов в реку. Те пытались выбраться на свой берег, чтобы успеть перестроиться и отразить удар, но на их плечах на южный берег Вожи уже выскочила русская конница. Ордынцы смешались, их военачальники утратили управление войсками, и истребление полков Бегича продолжилось. Однако не стоит думать, что все ордынцы тут же побежали. Напротив, судя по тому, что помимо Бегича погибли еще несколько видных мурз – «князей», по крайней мере часть ордынских войск продолжала отчаянно сопротивляться. На то, что победа русским досталась нелегко, указывает и то, что погоня за бежавшими началась лишь на следующий день, а 11 августа победители ограничились захватом стана противника.

     Таким образом, победа на Воже была добыта воинским искусством и тяжелым ратным трудом, а не далась легко из-за чьей-то “растерянности” или “страха”. Противник был силен и опытен, но русские его переиграли, навязав бой в невыгодных для него условиях и вовремя нанося удары, проявили при этом мужество и ратную доблесть. Подвиг никогда не дается даром, а Россия созидалась и защищалась не баснями о чужой “трусости” и собственном “неслыханном героизме”, а умением, волей и тяжелым самоотверженным трудом наших предков. Об этом и свидетельствует история.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100