на главную страницу

30 Октября 2003 года

Планета людей

Четверг

Генеральный секретарь НАТО
Джордж Робертсон:
По пути трансформации нашего союза



Мы продолжаем публикацию материалов под совместной с информационным бюро НАТО в Москве рубрикой «Двадцатка». Сегодня вниманию читателей предлагается статья генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона. Это не первая его статья в «Красной звезде»: за время пребывания в должности генерального секретаря НАТО Джордж Робертсон несколько раз выступал в нашей газете. И сейчас, готовясь покинуть этот пост, он в своей статье как бы подводит итоги того, что за этот период сделано в деле трансформации Североатлантического союза, укрепления сотрудничества между НАТО и Россией.

     20 декабря 1991 года - драматический день в истории преобразования НАТО в период после «холодной войны». Во время заседания в Брюсселе, в котором участвовали представители стран НАТО и Центральной и Восточной Европы, представителя Советского Союза пригласили к телефону. Вскоре он вернулся на свое место, взял микрофон и объявил, что СССР прекратил свое существование. Затем он сказал, что с этого момента будет представлять Российскую Федерацию.
     Для многих по обе стороны разделительной линии времен «холодной войны» конец Советского Союза означал, что будущее НАТО оказалось под вопросом. Какой другой цели мог служить Североатлантический союз после того, как исчезла породившая его угроза? Ответ на этот вопрос вскоре стал ясен. В эпоху после «холодной войны» возникли новые вызовы безопасности и стабильности международного сообщества. Поэтому сотрудничество в области обеспечения безопасности между доверяющими друг другу партнерами оставалось наилучшим способом сохранения мира и противодействия этим новым вызовам.
     В этой связи члены НАТО решили продолжать свое сотрудничество в Североатлантическом союзе. Они пришли к выводу, что доверие, прозрачность в отношениях и взаимная поддержка, формировавшиеся на протяжении сорока лет между Европой и Северной Америкой, обладают действенным потенциалом, который не уменьшится в будущем. При этом страны НАТО также договорились обновить Североатлантический союз и главное внимание уделять угрозам и вызовам, возникающим после «холодной войны». Кроме того, они пришли к единому мнению о том, что теперь уже недостаточно сотрудничать лишь в рамках НАТО. Перед лицом трансатлантических угроз необходимый эффект может дать только самое широкое сотрудничество.
     Первый шаг в этом направлении был сделан НАТО в начале девяностых годов в ответ на стремление многих новых демократических стран Евроатлантического региона установить тесные отношения с Североатлантическим союзом и, конечно, с Европейским союзом. НАТО выработала политику партнерства и сотрудничества, которая со временем позволила наладить политические и военные отношения со странами Евроатлантического региона, не входящими в НАТО, от Ирландии до Узбекистана. Программа «Партнерство ради мира» и Совет евроатлантического партнерства позволили также встроить расширение состава НАТО (с 16 до 19 членов, а в следующем году до 26) в более широкий контекст сотрудничества, с тем чтобы этот процесс помогал преодолевать старые размежевания, а не создавать новые.
     С самого начала важнейшим элементом стратегии НАТО после «холодной войны» стало развитие особых отношений между Североатлантическим союзом и новой демократической Россией. Эти особые отношения начинались как способ добиться взаимного доверия посредством диалога, что отразилось в создании Совместного постоянного совета. Однако вскоре, преимущественно в связи с войной в Боснии и Герцеговине, они стали развиваться и в практической плоскости.
     В 1995 году НАТО впервые развернула воинские контингенты за пределами своих границ с целью способствовать окончанию кровавой войны в Боснии. Затем Североатлантический союз организовал первую в своей истории миротворческую миссию – ИФОР - для содействия упрочению мира и стабильности в этой стране. Для НАТО это стало историческим шагом. Он был сделан в результате признания того факта, что вызовы, брошенные НАТО за пределами ее территории, могут непосредственно угрожать безопасности членов Североатлантического союза. Страны НАТО пришли к единому мнению о том, что единственный способ обеспечить свою общую безопасность - это отправиться туда, откуда проистекает проблема.
     Но при поддержании мира в Боснии НАТО действовала не в одиночку. Вклад России в эту миротворческую операцию совместно с НАТО продемонстрировал всем, что евроатлантическое сообщество едино в своей приверженности установлению мира в этой стране. Он также наглядно показал потенциал сотрудничества между Россией и Североатлантическим союзом в деле отыскания надежных способов отражения угроз нашей общей безопасности. Это вновь проявилось в Косово, где, несмотря на политические трудности во время конфликта, военнослужащие России и НАТО бок о бок трудились во имя поддержания мира. Я рад, что наши военные, и мужчины, и женщины, замечательно проявили себя, выполняя свои общие задачи на Балканах.
     Однако принципиальная перемена в отношениях между Россией и НАТО произошла в результате бесчеловечных террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 года. Перед лицом новых вызовов НАТО пришлось вновь трансформироваться, чтобы эффективно реагировать на эти опасности. И вновь отношения между Россией и НАТО развивались в тандеме. Впервые в своей истории НАТО применила ст. 5 Вашингтонского договора. Это означало, что нападение на США явилось нападением на всех союзников. Затем в рамках борьбы с терроризмом НАТО направила свои силы в США (самолеты АВАКС) в Средиземноморье.
     Россия, для которой опасности терроризма и «Аль-Каиды» были не в новинку, без всяких колебаний выступила вместе с нами, предоставив политическую и практическую поддержку. Вероятно, впервые цивилизованный мир понял, что мутация терроризма привела к его перерождению из национальной правоохранительной проблемы в угрозу международной безопасности и стабильности. Последовавшие за этим террористические акты в самом центре Москвы подчеркнули общий характер этой угрозы.
     Принципиальное решение России выступить вместе с партнерами по НАТО в борьбе с «Аль-Каидой» явилось ценным доказательством проявления новой солидарности в Евроатлантическом регионе. Мощная поддержка, оказанная Россией в этой борьбе, продемонстрировала практические выгоды такой солидарности в противодействии нападениям террористов и помощи в обеспечении нашей безопасности в будущем.
     Но необходимо было добиться значительно большего. Поэтому спустя лишь восемь месяцев после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне Россия и НАТО вывели свое сотрудничество на качественно новый уровень, не имевший до этого прецедентов. На римском саммите в мае 2002 года двадцать глав государств и правительств создали новый Совет Россия – НАТО (СРН), где Россия заняла свое место в ряду двадцати равных партнеров, рассматривающих вопросы общих угроз безопасности. «Двадцатка» сосредоточила свое внимание на наиболее важных вопросах, стоящих перед Россией и НАТО, - терроризме, распространении ОМП, кризисном регулировании, гражданских чрезвычайных ситуациях, военной реформе и целом комплексе новых угроз, что позволило уничтожить разделительную линию, определявшую их прежние отношения, и придать институциональные формы новому духу сотрудничества между Россией и НАТО.
     Эта тенденция была продолжена на состоявшемся через семь месяцев после этого пражском саммите НАТО. Он продемонстрировал, что НАТО действительно вырабатывает новый всеобъемлющий подход к обстановке безопасности XXI века. В Праге было определено общее обязательство по сдерживанию и ликвидации угроз терроризма, а также защите от них всем трансатлантическим сообществом в целом - союзниками по НАТО вместе с Россией, другими партнерами и международными организациями. Аналогичный общий подход был принят по вопросу оружия массового поражения (ОМП). После пражского саммита Североатлантический союз работает вместе с Россией и другими партнерами над повышением защиты населения наших стран, важнейших объектов инфраструктуры и вооруженных сил в случае применения биологического, химического, радиологического и ядерного оружия. Авангардную роль в этой деятельности играет Рабочая группа Совета Россия – НАТО по вопросам нераспространения ОМП.
     В мире глобального терроризма и непредсказуемых диктаторов НАТО не может ждать, пока угрозы появятся на ее пороге. НАТО не международный жандарм. Однако она должна быть способной отражать угрозы, откуда бы они ни исходили. В результате этого НАТО взялась за выполнение новых задач. В середине апреля этого года она приняла решение взять на себя руководство международной миротворческой миссией в Афганистане (ИСАФ) и осуществлять командование, координацию и планирование в этой операции, проводимой по мандату ООН. Руководство НАТО в ИСАФ означает, что международному сообществу теперь не нужно каждые шесть месяцев искать новое «ведущее» государство для формирования основы боевого состава этих сил. Это также позволяет использовать опыт стабилизации на Балканах, с трудом накопленный НАТО, при решении не менее сложных современных проблем.
     Новая роль НАТО в Афганистане приветствовалась всеми, в том числе ООН, народом Афганистана и российским Правительством. Она показывает, что международное сообщество полно решимости обеспечить реализацию потенциала Афганистана в качестве свободной, надежно защищенной страны, не угрожающей своим соседям или международному сообществу в целом. Более того, вопрос Афганистана уже стал предметом активного диалога между Россией и НАТО в ходе регулярных обменов мнениями на уровне послов и министров по вопросам развития международной обстановки.
     Вскоре после решения по ИСАФ НАТО сделала еще один прагматический шаг в XXI век, дав согласие предоставить поддержку Польше в области планирования и других вопросов ее подготовки к принятию на себя командования многонациональной дивизией, выполняющей задачи по содействию восстановлению стабильности после конфликта в Ираке. Решение о военной акции в Ираке вызвало разногласия даже среди союзников. Но все едины в том, что восстановление стабильности и безопасности в этой стране соответствует нашим общим интересам и НАТО содействует достижению этой общей цели.
     Трансформация означает не только новый военный потенциал, но и новые политические отношения, новые миссии. Эти новые миссии требуют изменения главной роли военной мощи с учетом современных угроз, резко отличающихся от тех, что были во время «холодной войны». Читатели «Красной звезды», несомненно, знакомы с проблемами оборонной модернизации и преобразований, так как Россия сегодня сталкивается со многими из них. Совет Россия - НАТО служит форумом, где идет обмен опытом и развивается практическое сотрудничество в этой области. Мы вместе работаем над вопросами противоракетной обороны на театре военных действий и военной реформы. Свою ценность в этом деле уже доказал Московский информационно-консультационный и учебный центр «Россия - НАТО» по трудоустройству военнослужащих, уволенных или увольняемых в запас из Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Наконец, НАТО трансформируется и посредством своего расширения. В Праге приглашение вступить в Североатлантический союз получили семь стран. Весной следующего года членами НАТО станут Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Некоторые российские комментаторы обеспокоены вопросами воздействия расширения НАТО на безопасность Российской Федерации. Для этого нет оснований. Появление новых государств-членов не приведет к резкому повышению военного потенциала Североатлантического союза. Не произойдет и крупного передвижения сил и инфраструктуры НАТО на Восток. При этом расширение НАТО поможет упрочить демократию и стабильность в Европе.
     Подводя итог, можно сказать, что расширение НАТО не направлено против России или какой-либо другой страны. Политическая цель процесса расширения, как и задача широкой повестки дня партнерства, - содействовать созданию целостной, демократической и свободной Европы. В следующем году, когда увеличится состав Европейского союза, мы существенно приблизимся к достижению этой цели. Вклад этих двух процессов расширения в развитие мирных демократических стран Центральной и Восточной Европы содействовал появлению добрых соседей как у России, так и у государств – членов НАТО.
     С мая прошлого года представители России и союзников по НАТО сидят, как равные, за одним столом и вырабатывают общие программы сотрудничества по ключевым проблемам безопасности XXI века. Глубина, охват и характер такого сотрудничества не имеют прецедентов. Оно служит важнейшей опорой мира в Евроатлантическом регионе. Это сотрудничество может также внести важнейший вклад в успешное противодействие международного сообщества глобальным вызовам безопасности.
     У нас раньше говорили: «Лучше браниться, чем воевать». Я бы добавил: для победы в нашей общей борьбе с терроризмом, оружием массового поражения и нестабильностью Россия и НАТО должны перейти от слов к конкретным делам по сотрудничеству. Хорошо, что мы уже значительно продвинулись по этому пути. Упрочение отношений с Россией стало центральным пунктом широкой «трансформационной» повестки дня НАТО. Я считаю, что это одно из самых главных достижений за период моего пребывания на посту генерального секретаря НАТО.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service