на главную страницу

31 Октября 2003 года

Тема номера

Пятница

Прощальный визит генсека

Сергей СУМБАЕВ.



     «В отношениях с НАТО еще много нерешенных проблем, но произошло главное — качественные изменения отношений. Мы все больше и больше ощущаем себя партнерами, нуждаемся друг в друге».
     
Президент России Владимир ПУТИН.

     Нынешний визит генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона в Россию проходит в рамках его прощального турне по более чем 40 странам, с которыми взаимодействует альянс. Как уже известно, свой пост (он занимает его с октября 1999 года) Робертсон вскоре передаст главе МИД Нидерландов Яапу де Хоопу Схефферу.
     Находясь в России, генсек высказал несколько принципиальных соображений. В частности, о необходимости достижения совместимости вооруженных сил стран НАТО и России. «Если мы хотим в будущем эффективно противостоять вызовам, нам нужно стремиться к достижению оперативной совместимости наших вооруженных сил, — сказал он. — У нас общий противник — международный терроризм, и мы должны уметь противостоять ему быстро и эффективно».
     Сопровождавший Робертсона министр обороны РФ Сергей Иванов в свою очередь отметил факт интенсивного развития российско-натовских отношений, подчеркнув важную роль в этом генерального секретаря. Нам не надо революций в этой области, сказал он. Для нас важнее эволюционные преобразования. Они заметны, и в этом заслуга Джорджа Робертсона. Министр обороны также заявил, что в обновленной концепции развития вооруженных сил нет категорических утверждений об угрозах России, исходящих со стороны НАТО. При этом он отметил, что «существует некоторое недопонимание положений этого документа в журналистских кругах».
     В ходе посещения 27-й отдельной мотострелковой бригады Московского военного округа Робертсон заявил, что эту воинскую часть можно назвать моделью для вооруженных сил будущего. В составе армий стран Североатлантического союза, посетовал он, «слишком много военнослужащих на бумаге, но мало годных для боевого применения».
     Касаясь сотрудничества с Россией, генсек пообещал, что будет советовать своему преемнику его наращивать. «Если мы хотим эффективно преодолевать вызовы будущего, надо стремиться к совместным усилиям.
     Перед нами стоит общая угроза — глобальный терроризм, и мы должны быть в состоянии быстро и оперативно противостоять ему», — сказал он.
     Вообще же Робертсон был весел, шутил, складывалось впечатление, что он в какой-то мере рад, что может вести себя не как официальное лицо, а просто как гость. Возможно, свой отпечаток наложило и то, что впервые, пожалуй, глава НАТО посетил обычную воинскую часть, увидел быт российских военных, обычных солдат. И не только увидел, но еще и поговорил.
     Делегация посетила плановое занятие по ОГП, на котором генсек, глядя на юные солдатские лица, спросил: «Это контрактники или призывники?» В классе оказались только призывники. Один из них, рядовой Сергей Кавыршин, отвечая на вопрос Робертсона, сказал, что служит год, что прибыл из Курска и что в армии ему нравится. А еще ему надо заботиться о пожилых родителях и поэтому дальше по контракту он служить не намерен.
     В парке боевой техники министру и генсеку показали образцы — от танка до полевой кухни. При осмотре бронетранспортера случилась вполне предсказуемая вещь: Робертсон, запрыгнув в бортовую дверь, исчез в темноте, а вылез с улыбкой уже из командирского люка, позируя перед камерами. У машины связи гость остановился подольше, видимо, потому, что со следующего года он будет работать в сфере телекоммуникаций.

     
Комментарий обозревателя

     Говорить о позитивах в отношениях между Россией и НАТО, конечно, полезно. В этом вообще заключен вечный принцип созидательной дипломатии — опираться на уже созданный потенциал доверия и сотрудничества. Говоря о хорошем, соперники (партнеры) вольно или невольно подтягивают к этим «разговорам» и реальные связи, постепенно превращая желаемое в действительное.
     В то же время нельзя забывать, что более мощным стимулом прогресса все же является взыскательное отношение к достигнутым результатам. Всякий почивающий на лаврах неизбежно деградирует, не замечая, как недоработки и упущения оборачиваются сковывающими общее движение препятствиями.
     Такого рода препятствия в российско-натовских отношениях известны. Возьмем хотя бы нереализованный до сего времени адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Суть его, напомним, в том, чтобы перевести ограничения уровней вооружений от межблоковых на межнациональные подсчеты и обязательства. Такой перевод позволил бы существенно уменьшить совокупный военный потенциал на континенте, что взаимовыгодно. Однако представители ведущих стран НАТО тормозят принятие и вступление в силу указанного договора (хотя инициатива в этом плане принадлежит Германии).
     Мало того, возникли планы по перемещению в сторону российских рубежей части военной инфраструктуры. В некоторых странах, ранее входивших в ОВД, и даже в бывших советских прибалтийских республиках скоро могут появиться американские военные базы. Ясно, что никакого отношения подобные передислокации к борьбе с международным терроризмом не имеют. Зато они укрепят подозрения в тех слоях российского общества, которые традиционно негативно воспринимают вообще всякую активность НАТО. Спрашивается, где же тут проявление нового духа взаимопонимания, о котором так много и складно сказано в торжественных хартиях?
     Не видно такого проявления. Притом что нет и каких-либо реальных агрессивных замыслов в отношении России. И объективных предпосылок для таких замыслов нет. Вот в чем парадокс-то. Но раз существует подобное противоречивое обстоятельство, почему бы его не убрать? Почему бы не сделать это ради инициирования крупного положительного сдвига в российском общественном сознании?
     Нам говорят: русские любят получать все и сразу. Ну, во-первых, все и сразу получать любят не только русские, а вообще все. Американцы с англичанами в первую очередь.

     
Вадим МАРКУШИН



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service