на главную страницу

4 Ноября 2003 года

Тема номера

Вторник

Кант: философия возвращения

Юрий Белоусов,«Красная звезда».Фото Анатолия ШМЫТОВА.



В канун прошлогоднего визита Владимира Путина в Киргизию на аэродроме Кант приземлились боевые машины российских ВВС, одна из которых несла штандарт российского президента. Военные, что называется, сработали на опережение. В тот момент, когда американцы лишь изучали возможность размещения в казахском городе Чимкент запасного аэродрома для сил антитеррористической коалиции, Россия и Киргизия уже готовились к подписанию межгосударственного договора о долгосрочном размещении на аэродроме Кант российской военной авиабазы. Сегодня российско-киргизский проект с успехом воплощен в жизнь. Авиабаза открыта. По отзывам участвовавших в торжествах высоких гостей, Уральское объединение ВВС и ПВО, обеспечивавшее создание современных условий авиабазы, с поставленной задачей справилось на «отлично».Как часто бывает, за рамками официальных сообщений остались многочисленные и весьма значимые подробности важнейшего события. О некоторых из них, отвечая на вопросы корреспондента «Красной звезды», рассказал командующий Уральским объединением ВВС и ПВО генерал-лейтенант Евгений ЮРЬЕВ.

     - Товарищ командующий, известно, что свою историю военный аэродром в предгорьях Ала-Тоо ведет со времен Великой Отечественной войны. В мирное время на его базе шла подготовка летного состава для армейской авиации дружественных стран. Что представлял аэродром Кант как боевая единица Вооруженных Сил тогда и почему он оказался в тени в постсоветский период?
     
- Действительно, в период Великой Отечественной войны на базе этого аэродрома готовились группы фронтовых летчиков. В действующие части тогда было направлено 1.507 военных авиаторов. Восемь из них, участвуя в боях, а также выполняя ответственные задания в послевоенное время, удостоились звания Героя Советского Союза.
     В 1951 году на аэродроме разместился учебный авиационный полк. Спустя пять лет на его базе создали курсы по обучению авиационных кадров из 54 стран Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки. Здесь постигали летную профессию президент Египта Мухаммед Хосни Мубарек, бывший президент Сирийской Арабской Республики Хафез Асад, летчики-космонавты Жугдэрдэмийн Гурагча из Монголии и Ракеш Шарма из Индии, маршал авиации Индии Дилбах Синг.
     В мае 1992 года авиационная часть в Канте перешла под юрисдикцию Киргизской Республики. В наследство от Советского Союза ей осталось более 50 самолетов МиГ-21. Какое-то время боевые машины находились в эксплуатации, но со временем их допустимый рабочий ресурс иссяк. К тому же киргизские вооруженные силы захлестнула волна проблем обеспечения всеми необходимыми материальными ресурсами. В итоге истребители оказались «прикованными» к земле и в дальнейшем боевой потенциал уже не представляли. Все они сегодня нуждаются в техническом обслуживании, им необходима серьезная модернизация. Там же, в Канте, на вооружении киргизской стороны находились 4 реактивных самолета чешского производства L-39, которые также нуждаются в соответствующем техническом обслуживании. Есть предложение об их дальнейшем совместном использовании: российской стороной – для повышения летного мастерства пилотов авиабазы (взамен эксплуатации Су-27 боевой группы), киргизской – для подготовки киргизских летчиков.
     В 90-е годы аэродромное «хозяйство» Канта использовалось для приема нечастых бортов военно-транспортной и гражданской авиации, правда, только в дневное время и при хороших погодных условиях.
     
- Когда впервые вам стало известно о том, что Россия «имеет виды» на аэродром Кант и что Киргизия вовсе не против этого?
     
- О том, что подготовка двустороннего соглашения по совместному использованию киргизского аэродрома Кант близится к завершению, стало известно на исходе 2002 года. Январь 2003 года прояснил ситуацию: поступила информация о том, что основная нагрузка по приведению аэродромной зоны Канта в соответствие с требованиями боеготовности и по подготовке жилой территории к размещению летно-технического состава возложена на наше Уральское объединение ВВС и ПВО. Новую для себя задачу личный состав объединения воспринял как подобает – с гордостью за то, что нам поручен столь ответственный участок работы на территории дружественного государства. В кратчайшие сроки был составлен комплексный план работ, включавший массу вопросов, — от обустройства войск на новой местности до возможного боевого применения сил и средств авиабазы по предназначению. Рабочие группы представителей объединения, что называется, зачастили в Кант. Ежемесячно проходили встречи с министром обороны Киргизии генерал-полковником Эсеном Топоевым, начальником главного штаба киргизских ВС, его заместителем полковником Олегом Чечелем, который от лица министерства обороны Киргизии курировал направление по «обживанию» аэродрома. По итогам этих встреч был разработан объективный перечень необходимых для исполнения работ и привлекаемых для этого средств. Одновременно шел кропотливый подбор кадров в штат авиабазы.
     Сегодня уже ясно, что в начальный период мы избрали самый верный путь – параллельное, то есть одновременное, решение всех возникающих задач. В противном случае процесс воплощения в жизнь комплексного плана по восстановлению Канта растянулся бы на более значительные сроки.
     Надо отдать должное и представителям военно-строительного комплекса Вооруженных Сил России. При непосредственном участии начальника строительства и расквартирования войск — заместителя министра обороны генерал-лейтенанта Анатолия Гребенюка в оперативном режиме решались многие стоящие задачи. На месте текущие вопросы успешно «разруливал» начальник 141-го КЭУ полковник Владимир Дурнев.
     Отдельные слова благодарности я бы высказал в адрес главнокомандующего ВВС России генерал-полковника Владимира Михайлова, чья помощь выручала нас в самые ответственные моменты работы.
     
- Каким было ваше первое знакомство с авиабазой Кант? Совпало ли ожидаемое с увиденной на месте действительностью?
     
- Откровенно говоря, ожидания себя не оправдали. И в первую очередь по причине отсутствия нормальных условий для размещения военнослужащих. Дело в том, что в районе жилой зоны грунтовые воды слишком близко подходят к поверхности земли. С годами большинство строений, например казармы, штаб части, учебный корпус, пришли в полную негодность для дальнейшей эксплуатации по предназначению: влага нанесла ущерб не только фундаментам, но и стенам зданий.
     По оценке специалистов, восстановление строений потребовало бы не только огромных трудозатрат, но и существенных денежных вложений. Это был тот случай, когда построить новое обошлось бы дешевле, нежели реанимировать старое. Поэтому главнокомандующий ВВС России в данной ситуации принял абсолютно правильное решение – снести непригодные для работы и проживания строения.
     На месте четырех устаревших зданий были воздвигнуты новая казарма на 90 спальных мест и штаб части. Киргизская сторона, идя навстречу прибывающим российским офицерским семьям, отселила из двухэтажного дома 32 семьи местных жителей. Планируем, что к концу текущего года в жилой зоне будет заложен фундамент еще одной типовой казармы. Следующей новостройкой станет спортивный зал, намечено строительство и 150-квартирного жилого дома. На базу уже доставлены не одна сотня кроватей, комплекты постельных принадлежностей, служебная мебель. Для вводимых в эксплуатацию строений приобретены комплекты санузлов, обои, сантехнические составляющие.
     Знакомясь с обновленной инфраструктурой Канта, президенты и министры обороны стран — участниц подписанного соглашения высоко оценили готовность представленных на открытии авиабазы объектов. Тогда же Президент России сообщил, что в 2004 году в Киргизии пройдут совместные российско-киргизские учения. На период «военной игры» Кант станет центром размещения группировки Сухопутных войск.
     Сегодня, пока идет подготовка оставшейся части жилого фонда к заселению, некоторая часть российских военнослужащих по желанию разместилась в городских общежитиях. Киргизская сторона доброжелательно относится к приему у себя российских военных. Специально для них каждое из общежитий было отремонтировано, благоустроено.
     
- В этой связи вспоминается ряд публикаций, как в российских, так и в киргизских средствах массовой информации, где высказывались мнения о том, что сегодня у России нет необходимых средств на открытие авиабазы в Киргизии…
     
- Когда речь ведется о деньгах, главное — правильно расставить акценты. В данном случае мы не начинали проект с пустого места. Мы пришли в городок, где уже имелись и жилая, и аэродромная зоны. Да, они требуют определенных капиталовложений, но не таких астрономических, которые для Российской Федерации оказались бы неподъемными. Не стоит забывать о том, что в восстановлении Канта свой посильный вклад внесла и киргизская сторона. Ею были выделены деньги, несколько сотен военнослужащих киргизской армии помогали обустраивать аэродромную зону, трудились на восстановлении и обновлении инженерных коммуникаций жилого городка, участвовали в разборке старых строений. Киргизская сторона взяла на себя обязательства по оплате коммунальных расходов Канта.
     Если вести речь о конкретных цифрах, то не секрет, что в обустройство авиабазы Россия уже вложила 60 миллионов рублей. На них проведен ремонт основных элементов аэродрома, в том числе самолетных стоянок, модернизирована взлетно-посадочная полоса, установлены средства радиотехнического обеспечения. Теперь Кант стал «всепогодным», может принимать в любое время суток даже такие мощные самолеты, как Ил-76. Как я уже сказал, часть средств была направлена на обустройство жилого городка.
     Понятно, что названная сумма – не конечная. Расходы еще будут. Например, в перспективе намечено продлить взлетно-посадочную полосу, что, по предварительным расчетам, потребует дополнительно 30 миллионов рублей. Но тогда ВПП сможет принимать «борты» любого типа, в том числе и тяжелые транспортные самолеты.
     И вообще, дополняя известную фразу, можно было бы сказать: торг неуместен, когда решаются стратегические вопросы обеспечения безопасности государства. А подтверждение тому – прозвучавшие на открытии авиабазы выступления президентов двух государств, отметивших верно избранный курс на создание на Центральноазиатском направлении мощного опорного пункта, личный состав которого при военной необходимости успешно и в короткие сроки решал бы серьезные задачи над территорией с любой рельефной сложностью.
     
- Комплектование российской авиационной части возложено на Уральское объединение ВВС и ПВО. По каким критериям осуществлялся подбор кадров в первый штат авиабазы?
     
- Вместе с нашим объединением в подборе офицеров и прапорщиков на выделенные должности участвовал Главкомат ВВС России. На каждую штатную должность авиабазы, как в престижный институт, существовала очередь из желающих. Отбор кандидатов был жестким. Выбирались лучшие из лучших. Учитывалось все: послужной список, объявленные поощрения, наличие взысканий, прохождение службы в «горячих точках», классность, состояние здоровья, психическая уравновешенность, ряд других критериев. Кстати, на место командира авиабазы претендовали сразу три офицера.
     Мы горды тем, что часть летного состава авиабазы сегодня представляют и военные авиаторы Уральского объединения. В их числе участники контртеррористической операции в Чечне Александр Я. (360 боевых вылетов) и Олег Л., участник событий в Таджикистане офицер Игорь А.
     
- Командиром авиачасти назначен Андрей Самоцвет, ставший полковником в день ввода в строй ему подчиненной авиабазы. Кто он?
     
- Полковник Андрей Самоцвет – выпускник Борисоглебского ВАУЛ и Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Ветеран Афганистана, кавалер ордена Красной Звезды. До нового назначения проходил службу в должности заместителя командира Липецкого смешанного исследовательского авиационного полка. Летчик первого класса. Женат, воспитывает четверых сыновей.
     Офицер быстро вжился в новую для себя роль, заметно поднаторел как командир. За небольшой отрезок времени нашел взаимопонимание у многих директоров организаций и предприятий города, заработал авторитет в аппарате министерства обороны Киргизии, приветствуется представителями российского посольства в этой стране. Надеемся, что это будет крепкий командир, способный достойно решать стоящие перед его авиабазой задачи.
     
- Немногие знают, что ближайшими соседями российских военных авиановоселов в Киргизии стали американские летчики. Как выстраиваются взаимоотношения с натовцами?
     
- Действительно, в нескольких десятках километров от российской авиабазы в бишкекском аэропорту Манас базируется военная группировка сил антитеррористической коалиции. Помимо американцев здесь, сменяя друг друга, выполняют приказы своего командования военнослужащие Дании, Норвегии, Испании, Франции, ряда других стран. Основная задача данной группировки – уничтожение выявленных бандформирований на территории Афганистана.
     Перед военнослужащими российской авиабазы стоит иная главная задача – защита рубежей России и Киргизии, повышение безопасности двух государств. Словом, каждый занимается своим делом.
     Взаимоотношения между нами самые дружеские. Места в небе хватит всем, хотя в соответствии с правилами безопасности полетов некоторое разделение все же существует. Например, учтены расположение аэродромов, направление взлетных полос, при использовании приаэродромной зоны четко определены все «коридоры», заходы на посадку…
     Нам импонирует, что наши зарубежные коллеги сами ищут возможные точки соприкосновения. Так, еще до открытия нашей авиабазы со стороны дипломатического представительства США нам поступали предложения о проведении встречи на уровне руководящего состава авиационных баз. Что, собственно, мы и надеемся претворить в жизнь в ближайшее время.
     
- На ваш взгляд, какой момент церемонии открытия авиабазы можно считать знаковым?
     
- Ничуть не сомневаюсь, что этим знаковым моментом стал доклад главнокомандующего ВВС России генерал-полковника Владимира Михайлова обоим верховным главнокомандующим государств о том, что российская авиабаза на территории Киргизской Республики готова к выполнению поставленной задачи.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service