на главную страницу

6 Ноября 2003 года

Россия - ЕС

Четверг

Три встречи, четыре пространства

Сергей СУМБАЕВ.



     Визит Владимира Путина в Италию вместил в себя три основных момента. В среду прошли двусторонние встречи с итальянским руководством. Затем Президент РФ посетил государство Ватикан, где встретился с Папой Римским Иоанном Павлом II. А на четверг запланировано участие в римском саммите Россия – ЕС.

     Накануне визита в интервью итальянским СМИ российский президент заявил, что «Европа для нас – крупнейший торгово-экономический партнер и наш самый важный партнер, в том числе и в политической сфере». При этом было отмечено, что «мы понимаем и те сложности, с которыми мы и наши европейские партнеры сталкиваются в ходе этой работы. Многое зависит, конечно, и от нас. Россия должна соответствовать определенным стандартам. Нужно только иметь волю к решению этих проблем, нужно совместно работать, намечать общие цели и двигаться к ним».

     В ходе встреч с итальянским руководством был подписан ряд совместных документов, касающихся ликвидации химического оружия, сотрудничества в борьбе с преступностью, сотрудничества в области телекоммуникаций, образования и других. Большое внимание было уделено и экономическим контактам, тем более что Италия является вторым торговым партнером России после Германии.

     Наибольший интерес представляет саммит Россия – ЕС, уже двенадцатый по счету. Особенностью нынешнего саммита станет то, что он проводится через полгода после встречи в Санкт-Петербурге, на которой были определены основные направления и параметры сотрудничества. В настоящее время между Россией и ЕС существует договоренность об общих пространствах, коих насчитывается четыре. Пространство экономики, внутренней безопасности (или свободы и правосудия), внешней безопасности, а также объединенное под общим названием «культура, искусство, технологии». Собственно, на саммите президенты и будут обсуждать прогресс по четырем этим направлениям. Причем, как считают в российском МИДе, прогресс этот существует.

     Говоря об экономическом пространстве, можно отметить, что особое внимание российской стороны привлекает период после 1 мая следующего года, когда ЕС увеличится на 10 новых членов. И здесь возникнут некоторые проблемы. Вступление в Союз государств Восточной Европы, с которыми у России имеется множество двусторонних соглашений, регулирующих торгово-экономические отношения, приведет к тому, что соглашения эти во многом окажутся недействительными, как не соответствующие нормам ЕС. Учитывая, что доля Евросоюза в нашем внешнеторговом обороте составляет 37 процентов, а после расширения цифра эта увеличится до 51 процента, наше волнение понятно. Понятно и то, что новые государства-члены также не заинтересованы в разрыве отношений с Россией, ведь для многих из них это основной внешний партнер и рынок сбыта продукции, неконкурентоспособной в ЕС. А со стороны ЕС в отношении России действуют 13 антидемпинговых мер, согласно которым запрещен импорт ряда наименований продукции. Кроме того, на наши товары, традиционно поставляемые в страны – новые члены Союза, пошлина составит 43 процента, что сделает их приобретение невыгодным.

     И вопрос о новых обязательствах распространяется не только на торговлю. Взять ту же визовую проблему. Кипр, для которого российские туристы стали в последнее время одним из основных источников дохода, сам страдает от того, что с 1 января 2004 года исчезнет безвизовый въезд для российских граждан. Но поделать с этим ничего не может, так как в Брюсселе опасаются случаев незаконного проникновения в Европу через кипрские аэропорты, где не будет должного пограничного контроля.

     Вопрос безвизового режима ставится отдельно, хотя с натяжкой его можно включить в пространство внутренней безопасности. В рамках последнего налаживается сотрудничество между МВД и Минюстом России и соответствующими европейскими структурами. Причем не исключено, что будет подписано соглашение о создании европейской организации полицейского сотрудничества. Кстати, в последнее время особую важность приобрела проблема торговли людьми и незаконного пересечения границы.

     А вот в отношении внешней безопасности проблемы остаются. ЕС, несмотря на частичную выработку концепции Европейской политики безопасности и обороны, пока что не имеет конкретных механизмов и путей ее осуществления, что затрудняет сотрудничество с ним в этой области. Нашей задачей сейчас является создание нового механизма сотрудничества с ЕС в вопросах обороны и безопасности, как мы и европейцы (каждый по отдельности) смогли это сделать с НАТО. При этом речь идет именно об институализации отношений. Все видят, понимают и разделяют проблемы международного терроризма или ближневосточного урегулирования. Но вот из-за отсутствия в ЕС единого мнения по многим другим вопросам и единой структуры, которая могла бы за все это отвечать, появляются некоторые сложности.

     Так что саммит важен и тем, что Путин на нем встречается с руководителями Евросоюза, находящегося в стадии изменения. Принимается Конституция ЕС, происходит перераспределение полномочий органов власти и распределение ответственности между комиссарами Союза. И России, в частности, надо обговорить, какие области сотрудничества будут находиться в ведении собственно ЕС, а какими смогут заниматься отдельные государства.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service